Эрнесто Карденаль. О Царствии Небесном и Латинской Америке.

топ 100 блогов blau_kraehe29.05.2010

На прошедшем 15-16 мая съезде Линке в Ростоке в качестве почетного гостя присутствовал знаменитый никарагуанский священник Эрнесто Карденаль. Сандинист, член первого революционного правительства, создатель известной крестьянской христианской общины... Живая легенда.

(жутко жалею, ведь я бы могла его увидеть, непосредственно пообщаться, стоило только поехать на съезд... но я, как всегда, работала...)

Не могу не перевести речь Карденаля, которую он произнес на съезде.

Три дисклеймера:

Как вы понимаете, мнение редакции не всегда совпадает  это мысли самого Карденаля, а не мои личные, и даже не всех теологов освобождения (это вообще очень пестрое течение на самом деле). Это переводится не с целью показать "что такое теология освобождения" - она на самом деле гораздо шире и глубже; это скорее портрет самого Карденаля, на мой взгляд, одной из самых интересных личностей конца ХХ века. Интересно и его мнение о никарагуанской ситуации.

Ну и второе - Карденаль в первую очередь поэт, человек эмоции, а не мыслитель. 

Итак, перевод: 


Дорогие товарищи Левой партии!

Английский католический писатель и юморист Г.К. Честертон однажды сказал, что христианство не потерпело поражения, так как оно никогда еще не было воплощено на практике. То же самое я повторяю тем, кто говорит о поражении марксизма и коммунизма: никакого поражения не было, потому что коммунизм еще никогда не был осуществлен на практике. Тем не менее я остаюсь христианином, и тем не менее, я продолжаю верить в коммунизм.

Я признаю себя коммунистом и христианином, но в сущности первые христиане были и первыми коммунистами. Лука утверждает, что среди них не было нищих, и каждому давалось по его потребностям (Деяния 4, 34-35). Похожим образом много столетий спустя Маркс определил коммунизм.

Коммунизм действительно имеет христианское происхождение. То, что христианство позже было перенаправлено антикоммунистически — плод грубой фальсификации. Мексиканец Хосе Порфирио Миранда, левый теолог и библеист, пишет в своей книге «Коммунизм в Библии»: «Какое безумие охватило западный мир, что он как против злейшего врага борется против того, что является самой христианской из всех существующих концепций?» И дальше он говорит, что политическая пропаганда, представляющая коммунизм неотделимым от материализма, не замечает того, что восемнадцать столетий идея коммунизма существовала без всякого материализма. Как это связано именно с материализмом — обладать собственностью сообща? То, что коммунизм нельзя отделить от материализма — такая же бессовестная ложь, как ложь Гитлера, утверждает он. В любом случае тогда Христос был первым материалистом, потому что он говорил: «Я был голоден, и вы не дали мне поесть...»

Миранда также указывает на то, что существует противоречие между двумя различными интерпретациями Библии, но не между христианами и атеистами. С той разницей, что мы очень точно воспринимаем послание Христа. Тем, кто упрекает нас в том, что изменение структур для нас важнее, чем изменение личности, можно ответить вместе с Мирандой : изменение социальной структуры — необходимое средство для того, чтобы изменить также и личность. Но основной факт заключается в том, что Библия учит нас коммунизму.

Лука сообщает нам о первых христианах: «Все же верующие были вместе и имели всё общее“ (Деяния 2,44). И далее «никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». (Деяния 4,32). Это говорит, что коммунизм разделялся всеми, и не был достоянием лишь некоторых. «Все верующие». Коммунизм был условием для того, чтобы быть христианином. Стать христианином — было свободным решением каждого человека, никого к этому не принуждали. Но для каждого христианина коммунизм становился обязанностью. Что соответствует словам Христа  

„Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.“

(Лк 14,33).

Есть еще и такой факт, что Библия постоянно осуждает богатых, пусть различные переводы и фальсифицируют эти осуждения. Нередко «богатые» переводится как «злодеи», таким образом, осуждение становится скрытым: конечно, осудить «злодея» в любом случае правильно. Также и в Германии один из самых распространенных переводов, Цюрихская Библия, пользуется этой практикой, и там, где в тексте речь идет о «богатых», стоит «злодеи».

 

Богатые в Библии - «неправедные». «Богатый» и «неправедный» практически имеют одно и то же значение. Пророк Амос говорит, что они — те, кто «суд превращает в яд и плод правды в горечь». И он говорит о них, что они «попирают бедного и берут от него подарки хлебом», то есть, они делают это день за днем, и они это делают легальным образом с помощью несправедливой системы. Потому они превращают право в горечь. Это перманентное воровство, перманетное ограбление капитализма.

Точно так же говорит Иеремия:

«сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда»

В Библии богатство наращивается путем воровства, грабежа, поэтому «богатый» означает «неправедный». Библия осуждает богатых только потому, что они богаты, не за то, что они плохи еще чем-то. Потому и «богатый» практически означает то же, что «неправедный».


 

Часто Библию также сознательно фальсифицируют (речь идет и о Цюрихской Библии), переводя «неправедный» как «безбожный». Таким образом, создается впечатление, что осуждаются атеисты, а не богатые. Хотя большинство этих богачей в Библии вовсе не атеисты.

Апостол Иаков определенно говорит нам в своем письме (2,6): "Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?" Суд упоминается потому, что они используют законы. Закон — на их стороне, и грабеж, который предпринимают богатые, происходит в рамках несправедливой системы легальным образом. Потому в Библии богатые неправедны именно уже потому, что они богаты.

Еще одно недоразумение возникло, потому что Матфей называет «Царством Небесным» то, что другие евангелисты - «Царством Божьим». Он это делает согласно иудейской традиции не называть Божьего имени. Чтобы не говорить «Бог», он говорит «Небо», но это ни в коем случае не означает, что это Царство — в другом мире. Христос повторяет снова и снова, что Царствие придет на землю. Обучая нас молиться «Отче наш», он говорит: мы должны просить о том, чтобы Царствие пришло, но не о том, что это мы должны туда прийти.

Правильный перевод — не «Царствие», но «Господство» Бога. То есть не так, как мы бы сказали «Франция» (по-немецки Frankreich, буквально, царство франков), но так, как мы говорили бы о господстве или времени правления Бурбонов. Это означает исчезновение всех других политических сил и создание новой системы. Некоторые сегодняшние теологи считают, что выражение «Царство Божье», которое использовал Иисус, очень похоже на сегодяшнее слово «Революция». Понятие было настолько же подрывным, оно принесло ему смерть.

Также совершенно ясно, что Иисус, говоря Пилату, что царство Его не от мира сего, не имеет в виду, что это царство находится где-то в другом месте. По-гречески выражение «от» указывает на происхождение. Святой Августин объясняет очень четко: Иисус не говорит, что его царство — не в этом мире, но о том, что оно происходит не из этого мира.

Переносить Царствие в другой мир — было предательством Евангелия. Царствие будет справедливым, совершенным обществом, обществом без классов. Поэтому я написал в одном из стихотворений: «Коммунизм или Царство Божье на земле — одно и то же».

Давно уже нет ничего особенного в том, что христиане и марксисты идут вместе, как это прорицал палеонтолог и мистик Тейяр де Шарден. Мы, христиане, поздно пришли к марксизму, но мы пришли, чтобы остаться. Лучше сказать, мы вернулись к своим корням. Не Энгельс ли указал на то, что аскетизм христиан был протестом против богатых? Священник Кардонель заявил, возвратившись из Китая: «Я увидел там, чем стало бы христианство, если бы учение Христа воспринималось всерьез».


 

Мы исходим из коммунизма. Коммунистическими были наши корни, наши святые Отцы. Святой Григорий Назианзин говорил, что в начале «Мое и Твое, эти неблагодатные слова, были чуждыми». И святой Василий вторит: «Совершенное общество — то, что исключает какую-либо частную собственность». «Все вещи, которые есть в этом мире, должны быть всем доступны», говорит Климент Римский. Святой Амвросий Миланский утверждает: «Господь хотел, чтобы эта земля стала общим достоянием всех людей». И Златоуст замечает, что общественная собственность — более подходит человеческой натуре, чем частная собственность.

Однажды я посетил бенедектинский монастырь Мария Лаах, и настоятель спросил меня, почему я защищаю коммунизм. Я ответил ему, что его орден — тоже коммунистический, если они еще верны правилам святого Бенедикта, который говорит о «противоестественном грузе частной собственности».

Человечество было социалистическим до тех пор, пока не возникла частная собственность. Теолог Леонардо Бофф прав, когда он говорит: «Социалистические идеалы глубоко укоренены в этом политическом существе — человеке. Там взрастают опасные утопии». Сегодня многие не рискуют говорить о марксизме, и о социализме, и еще меньше говорят о коммунизме. Но я наблюдал, что среди левых именно левые христиане в наименьшей степени потеряли мужество в связи с развалом Советского Союза и стран восточной Европы. Те, кто последними пришли к марксизму, оказались теми, кто сохранил несломленную надежду.

Я думаю, что для христиан нет другого выбора, кроме социализма. Я верю, что ХХI век станет веком нового марксизма и обновленного христианства. Марксистского христианства.

В Никарагуа у нас была марксистская и христианская революция. Она была инспирирована марксизмом-ленинизмом и широко поддержана христианами, даже в правительстве были священники. Для многих из нас, переживших это, это была, может быть, прекраснейшая революция в мире. И наверняка это была революция, получившая наибольшую поддержку во всем мире, вызвавшая наибольшую симпатию.

Эта революция потерпела поражение от интервенции США, которые до такой степени надавили на население с помощью войны, экономического эмбарго и блокады, что им удалось на демократических выборах сменить правительство. Но худшее пришло потом: это поражение на выборах так деморализовало часть революционных вождей, что они потеряли всяческую мораль и обогатились благодаря волне коррупции, прежде чем передали власть новому правительству; так сандинистская партия перестала быть революционной. По этой причине многие из нас вышли из СФНО, и сегодня около 80 процентов сандинистов более не состоят в партии.

За рубежом многие ошибочно считают, что эта великолепная революция снова пришла к власти. В действительности никакой революции, никакого сандинизма и никакого левого правительства — нет. В последние годы в Латинской Америке возникли новые левые правительства, которые ведут вторую войну за независимость (от североамериканского империализма, тогда как первая была — за независимость от испанского колониального господства), но никарагуанское правительство невозможно сравнивать с ними. В Никарагуа его называют правительством Ортеги-Мурильо, потому что это — правительство супружеской пары и ее детей, создавших по сути семейную диктатуру. Они создали себе неизмеримое богатство, которое аналитики не могут даже оценить, и контролируют всю государственную власть за исключением — по крайней мере, пока — вооруженных сил.

Тот, кто приезжает в Никарагуа, может видеть настенные плакаты с гигантскими портретами президента и понять, что в нашей стране царит культ личности и авторитаризм.

Во время революции в Никарагуа мы испытывали большую солидарность со стороны Германии (обоих немецких государств, потому что тогда Германия была разделена). Сейчас, когда революции больше нет, нам так же нужна солидарность, и даже больше, чем раньше, чтобы возродить революцию. Но солидарность нужна народу, а не правительству, потому что в нашем случае нельзя ассоциировать правительство с народом.

Иначе обстоят дела с другими странами, где революция действительно у власти. Очень долго только Куба была независимой от Соединенных Штатов. Теперь в Венесуэле президента Уго Чавеса — боливарианская революция, которая вновь поднимает незаконченный проект Симона Боливара — объединить страны Латинской Америки в единый союз, чтобы защищаться от Севера. Капиталистические СМИ искажают образ Чавеса, сделали из него карикатуру и представляют как некоего клоуна. Это неверно. Он очень образованный, очень начитанный человек, его ораторские способности похожи на таковые у Фиделя Кастро; как и кубинский лидер, Чавес способен говорить шесть, семь часов, и все это время народ зачарованно слушает его; но он не копирует манеру говорить Фиделя, но создает свой собственный стиль. В то время, как Фидель всегда серьезен, Чавес обладает большим чувством юмора, он шутит, цитирует стихи, поет, говорит о Христе и часто цитирует также его, при этом часто он говорит не буквально так, как говорил Христос, но всегда — в Его духе. Правительство Рафаэля Корреаса в Эквадоре — еще одно правительство, которое объявило себя социалистическим. В Боливии случилось событие, которое мы всегда считали невозможным: президентом стал индеец-аймара, Эво Моралес. И точно так же кажется чудом, что в Парагвае, после стольких диктатур, президентом стал епископ, представитель теологии освобождения. Не говоря уже об Уругвае, где недавно президентом избрали бывшего геррильеро из тупамарос. Кроме того, в Бразилии правитель — левый профсоюзный деятель. По всем этим причинам я рискую заявить, что будущее Латинской Америки и всего мира станет социалистическим.

Я уже упоминал, что говорить «революция» - то же, что говорить «Царство Небесное». Я верю в Царствие Небесное, которое наступит на этой земле. Но я верю и в Небеса. Достаточно лишь посмотреть ночью вверх, и мы увидим небо. Там — миллионы звезд с обжитыми планетами, с эволюциями и революциями, так же, как у нас. Земля и весь огромный космос, сообщество населенных планет — это и есть Небесное Царство.

?

 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - Совет министров ЕС по иностранным делам принял в понедельник решение о расширении санкционного списка Евросоюза в связи с украинской ситуацией, сообщила в твиттере представитель пресс-службы Совета Сюзанн Кифер. "Вступление в силу отложено до 16 февраля, ...
ЯФД «Октябрь» на Яндекс.Фотках ФФД «С хлебом» на Яндекс.Фотках Для всех кто просил котЭ на ФФД!!! )) Посмотреть на Яндекс.Фотках ...
Сходил на Tron: Legacy . Мало того, что на сеанс опоздал, так еще и раньше ушел. Правда, это случилось вовсе не из-за того, что мне было так нудно или появились какие-то срочные дела - нет. Просто в зал не попал, лол. Оказалось, что фильм крутят теперь в ...
Есть в образе правильно связанной женщины что-то одновременно завораживающее и пугающее — плененная грация, которую тугие узлы не сковывают, а раскрепощают. Первыми это давным-давно подметили японцы, придумавшие искусство шибари — хитроумную технику обездвиживания веревками, которую ...