Эра хтулуцена: что после краха "великих -измов" (капитализма, социализма,
alex_rozoff — 27.05.2022 Хотелось бы когда-нибудь набраться усидчивости и прочесть книги Донны Харауэйhttps://en.wikipedia.org/wiki/Donna_Haraway https://ru.wikipedia.org/wiki/Харауэй,_Донна
Хотя бы те книги 2015 - 2016, в которых раскрывается постсоциологический термин "хтулуцен" (с иронично отрицаемым но явным намеком на мифы Ктулху). Это: "Anthropocene, Capitalocene, Plantationocene, Chthulucene: Making Kin" (ru: Антропоцен, Капиталоцен, Плантациоцен, Ктулуцен: создание племени) и "Staying with the Trouble. Making Kin in the Chthulucene" (ru: Оставаясь со смутой: заводить сородичей в хтулуцене). Перводы не очень удачные, поэтому пока я представляю статью рецензента, знающего толк в таких вещах:
26 августа 2021, Становление компостом в дни хтулуцена. (Максимилиан Неаполитанский)
https://gorky.media/reviews/stanovlenie-kompostom-v-dni-htulutsena/
Статья о хтулуцене вместе с еще двумя его статьям на близкие темы, образует своеобразуную трилогию о культуре после краха всех -измов вместе с соответсвующими представлениями о человеке, обществе и ценностях.
11 сентября 2020, Самая опасная идея в мире: как жить при победившем трансгуманизме. Максимилиан Неаполитанский — о сборнике статей «H+/-: Transhumanism and Its Critics»
https://gorky.media/reviews/samaya-opasnaya-ideya-v-mire-kak-zhit-pri-pobedivshem-transgumanizme/
29 января 2021 Нечеловеческое, слишком нечеловеческое: почему нашей исключительности приходит конец. Пять книг о том, что такое постгуманизм
https://gorky.media/reviews/nechelovecheskoe-slishkom-nechelovecheskoe-pochemu-nashej-isklyuchitelnosti-prihodit-konets/
Далее - выборочно цитирую статью Становление компостом в дни хтулуцена.
...Сферы интересов Харауэй — феминистская философия, новый материализм, постантропоцентризм, антропология и литературоведение. Отсюда она заимствует различные инструменты и тактики, чтобы вести войну с изрядно надоевшим нарративом гуманизации и модерности, который помещает человека в центр мира и поддерживает его исключительность на основе парадигмального исключения остальных видов и существ, живых и неживых:
[Данный нарратив — это] почти комичное повторение одного и того же великого фаллического гуманизирующего и модернизирующего Приключения: человек, созданный по образу исчезнувшего бога, в своем секулярно-сакральном восхождении приобретает сверхспособности только затем, чтобы снова закончить трагическим бессилием.
Вместо этой Истории, одной единственной и «великой», Харауэй переходит к множеству других историй, которые еще предстоит рассказать.
...Хтулуцен наступает после антропоцена и капиталоцена — эпох, когда единственным значимым актором был человек. Хтулуцену еще предстоит решить проблемы, которые создали большие истории капитализма и антропоса предыдущих периодов. Эта проблематика дает конструктивное начало для создания карты «времени на ощупь» и «списка» межвидовых историй, которые в нем рассказываются. Для хтулуцена характерно и другое — единение человеческих и нечеловеческих существ, самых разных тварей и агентов, которые помещены в «одну компостную кучу». Они пребывают в становлении-с и пытаются выжить на поврежденной Земле.
...Призыв «заводить сородичей» содержится даже в названии книги и является важнейшим лейтмотивом всего творчества Донны Харауэй. Это именно призыв, который следует писать с восклицательным знаком. Он встает в один ряд с другими «лозунгами» Харауэй — «Киборги за выживание на Земле», «Бегай быстро, кусайся сильно», «Заткнись и тренируйся» и наконец — «Заводить сородичей, а не детей». Важна и вторая часть этого призыва, так как она поднимает проблему родства или, точнее, качественного родства. Свою задачу Харауэй видит в следующем: сделать так, чтобы родство значило больше, чем просто связанность происхождением или генеалогией. «Новое» родство учит мышлению-вместе и мышлению с теми, кто рядом.
...Заводить сородичей и организовывать родство — дело «благородное».
О благородстве Харауэй пишет без человеческого пафоса — это не возвышающее благородство, оно не связано с Великим Homo, который единолично устремлен к небесам. Напротив, для нее важно, что заведение сородичей будет осуществляться на Земле акторами Терраполиса. По этой же причине Харауэй, используя термин Бруно Латуру, противопоставляет «Людей» (в модерновом смысле главенствующих субъектов) и «приземленных». Приземленные — это те, кто больше не апеллируют к готовым подручным решениям в виде Законов Истории, Современности, Государства, Бога, Прогресса, Разума, Науки и т. д. Приземленные рассказывают свои новые истории и мыслят тентакулярно, бесконечно становясь-с-сородичами и называя себя компостом. Они радикальные материалисты (а к радикальным материалистам Харауэй причисляет и себя), которые пытаются организовать войну — «испытывают силы без арбитра» — против «истории Героев, истории первых прекрасных слов и оружий». Отсюда уточненный лозунг — «Быть приземленным и заводить сородичей!».
При быстром прочтении кажется, будто Донна Харауэй творит какой-то шуточный сюр, что это не может быть всерьез. Но, если задуматься - то этот сюр намного реалистичнее и жизненно-практичнее, чем все "повестки" и "учения", все "великие измы" продвигаемые авторитетными/официозными деятелями современности. Поскольку то, что мы видим сегодня в динамике жизни указывает на очень близкий (а может, уже случившийся) распад всех политических и гуманитарных идеалов. Остается только компост, из которого можно вырастить что-то новое и полезное - если подойти к вопросу реалистично. "Приземленно" (как выражается Донна Харауэй).
...Такие дела...
|
</> |