Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема.

топ 100 блогов zina_korzina27.02.2010
  • Я не знаю, была ли ретромания у пещерных людей, однако, человек-культурный - ну, тот, который умеет идеализировать - время от времени ею увлекается. Каждый из нас, как бы ему ни было хорошо в настоящем, любит вспоминать своё детство и отрочество. Придумывание себе Золотого Века - из той же области, только в этом процессе участвует не один человек, а целые группы, работающие на идею - писатели, кинематографисты, архитекторы и так далее. В Советском Союзе в 1970-1980-е годы сложилась интереснейшая разновидность ретромании - восторженно-поэтическое отношение к двум эпохам, которые исторически следовали одна за другой - к так назваемой Belle ?poque (1889-1914) и к «Золотым - двадцатым» - как правило, в их НЭПовско-ильфопетровской разновидности. Я даже не беру романтизированный пафос Гражданской войны - это отдельная тема и её развитие имеет иные корни. Но что самое удивительное - две вышеозначенные эпохи очень часто бывали объединены в некий единый исторический пласт, который, собственно, и назывался «эпохой ретро». Возьмём, например, очень известный, прямо-таки, хитовый фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!», созданный по мотивам пьесы «Тётка Чарлея». Пьеса создана в 1892 году. Теперь вспомните наш фильм - в какое время происходит действие, которое мы видим в кадре? Перед нами мелькает хроника - там пёстрая смесь 1910-1920-х годов, да ещё и Марлен Дитрих в своей голливудской ипостаси.

    Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема. Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема.
    • «Здравствуйте, я ваша тётя!»

      В фильме есть две явные отсылки к типажам немого кино - мистер Чесней сделан а-ля Макс Линдер, а мистер Уэйкам - а-ля Гарольд Ллойд. Кстати, фрагменты из их фильмов также включены в хронику. Авторы «...Тёти» как бы погружают нас в некую ушедшую эпоху с невыраженными временными границами. В истории мифологии есть такая категория - «абсолютное эпическое время», которое воплощается в сказочных присказках «давным-давно» и «в стародавнюю пору». Абсолютное эпическое время имеет только одну чёткую временную характеристику - оно завершилось и больше никогда не повторится. Для ностальгической ретромании - это самая выгодная и, пожалуй, единственная подходящая позиция. В фильме смешано всё. К примеру, герой Калягина ходит в бескорсетном платье, предложенные модельером Полем Пуаре. Но при этом у него (у неё) кружевной веер, который мог быть в моде только в самом начале века. Мисс Бетти (беленькая) стрижена в духе 1920-х годов. У неё причёска - боб. На мисс Элле Делей - костюм-тальер, соединяющий в себе силуэты начала XX века и...начала 1930-х годов. И это - не глупость автора по костюмам, это - отсылка к абсолютной эпохе ретро, где время как бы стоит на месте. Это просто «давным-давно» и всё.

      Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема. Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема.
    • «Здравствуйте, я ваша тётя!»

      Или вот, например, фильм «Безымянная звезда». В нём прекрасная женщина Мона одета в какое-то фантастическое одеяние (или даже - оперение) - в какие-то намёки на Belle ?poque - вот эта шляпка с лентами, эти текучие линии. А тут же - училка мадемуазель Куку, чья внешность вписывается в 1930-е годы. Блестящий поезд (любимая тема Art Deco) и безвременье захолустного румынского городка. Когда всё это происходит? До или после? А если после, то после чего? Но дело в том, что пьеса Михая Себастиана, по которой снят фильм, была написана в 1942 году... Но в такие же наряды одевается кинодива из «Рабы любви». С «Рабой любви» всё проще - там чётко обозначено время действия и ретро выступает в качестве траурного фона для уходящей эпохи, но героям-то хочется, чтобы всё оставалось на своих местах. Чтобы «абсолютное эпическое время» не пересекалось с Гражданской войной. В эту же серию вписываются и захаровские «Двенадцать стульев» - мечты Воробьянинова в интерьерах вневременного дореволюционного шика, соединённого с эстетикой американских-двадцатых (с дамскими оркестрами); грёзы Остапа, танцующего танго с роковой женщиной в развевающихся шелках, штиблеты-патефоны-клаксоны, «Шимми - это танец заграничный, не совсем, но все-таки приличный». И дело не только в костюмах, в интерьерах, в намеренном игнорировании условностей, а - в настроении авторов кино.

      Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема. Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема.
    • «Безымянная звезда».

      Они намеренно стирают грани между началом века и 1920-ми годами, «забывают» о Первой Мировой войне - мир прекрасен, женщины - в лиловом и розовом, мужчины - в полосатых штанах и с сигарами. Или вот ещё один классический сюжет - «Рецепт её молодости» с Людмилой Гурченко. Снят по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса», написанной в 1922 году. В кадре - всё то же бело-розово-голубое ретро с шляпами, с боа и шикарной мебелью. Впрочем, та же самая картинка - в экранизации моэмовского «Театра». Можно сказать даже, что всё это поисходит на соседней улице в те же самые часы. В общем, возникает вопрос, почему именно так была реализована тяга к ретро-антуражу? Зачем была нужна эта вневременность? Зачем было нужно скрещивать Belle ?poque с 1920-ми годами? Причём, чисто по ощущениям, в изображаемом мире не было Первой Мировой войны, а если действие происходит в России/СССР, то Гражданская война - это романтический, вестернизированный фон, вроде «Своего среди чужих...» Или это - революционер в белом костюме, как в «Рабе любви». Полагаю, следует начать с психологии советского интеллигента эпохи Застоя - именно его стараниями и появилась эта красивая и мифическая ретро-эпоха.

      Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема. Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема.
    • «Двенадцать стульев».
    • «Раба любви».

      Во-первых, это должна быть эпоха, закончившаяся катастрофой, то есть некая погибшая цивилизация. Как XIX век создал прекрасный миф о Галантном Веке, погибшем под ножом гильотины, так и интеллигентные-семидесятые создали миф о дореволюционном Эдеме. С этим более-менее всё ясно. Но почему ещё и 1920-е? Так они тоже закончились катастрофой - творческое, свободное и дерзкое десятилетие завершилось установлением сталинского (или гитлеровского) самодержавия. 1920-е, таким образом, были «пристёгнуты» к предыдущей эпохе на правах некоего продолжения банкета. (Хотя иногда в эту искусственную ретро-эпоху и проникали типы и ритмы 1930-х). Во-вторых, это должны быть времена, достаточно отдалённые, чтобы смешение эгретов с беретами выглядело бы вполне сносно. Типичный и очень яркий пример - советская экранизация уайльдовского «Идеального мужа». Время действия - начало 1890-х, однако, миссис Чивли в исполнении Людмилы Марковны выглядит так, как будто копирует наряды Марлен Дитрих эпохи Art Deco. Но она поражает, не диссонируя. Действие происходит в абстрактную эпоху ретро, у которой нет чётких границ. Это - эпоха-коктейль. Кстати, именно Гурченко и была символом этого коктейля, причём, не только на экране, но во многом и в жизни. Эффектная, эксцентричная, характерная, вечно в каких-то боа и тюрбанах из шёлка, вечно садилась
      как Марлен , и стучала каблучками, как Марика.

      Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема. Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема. Эпоха ретро-коктейля: любовь и бедность потерянного Эдема.
    • Людмила Марковна в фильмах «Идеальный муж» и «Рецепт её молодости».

      Ещё один немаловажный момент - оперетта. В эти годы были экранизированы - по первому или даже по второму разу - многие вещи Имре Кальмана и Франца Легара. Это было всё то же царство страусовых перьев, кабриолетов и канотье - безо всякой привязки к времени написания оперетт. Форма - парадная. Мужчины - с бутоньерками, дамы - с бонбоньерками. Королевы Чардаша, Весёлые Вдовы и Принцессы Цирка накидывали на плечи шикарное сорти-де-баль и уезжали в ночь... В 1990-е было принято считать, что вся эта застойная кино-лепота была реакцией кинематографистов на серость и скудость окружающей действительности. Мол, посмотрел на Гурченко в сиреневых шифонах и пошёл дальше кемарить (а то и - кирять) в своём НИИ. Сейчас оценки стали гораздо более здравыми. Ретроманию 1970-1980-х годов стали связывать с подсознательным желанием человека убежать от всё большей урбанизации, «индустриализации» и прочих неуютностей современного общества.

    • Отрывок из кинофильма «Здравствуйте, я ваша тётя!».


  • Оставить комментарий



    Архив записей в блогах:
    мы стали свидетелями исторического события: Патриарх Кирилл получил 20 миллионов (примерно 666 тысяч долларов по сегодняшнему курсу) компенсации за строительную пыль Ответчик по иску о компенсации за строительную пыль, которая нанесла ущерб ...
    В Украине дико притесняли русский язык, поэтому Россия отправила в Донбасс отпускников, трактористов и шахтеров и утопила восток Украины в кровавой каше. Все разгромлено, заводы стоят, тысячи людей убиты. Зато русский язык больше никто не притесняет. Теперь зарплата учителя русского ...
    ...
    Меня иногда спрашивают, почему я никогда не ссылаюсь на автора этого текста. Отвечаю: потому что он идиот, а ссылаться на идиотов вредно. Впрочем, всех, полагающих, что прокомментировать подобным образом этот материал мог не идиот, а кто угодно еще, прошу высказываться. Мне ...
    Барак Обама 6 июня посоветовал президенту РФ предпринять шаги по снижению напряжения на Украине. Обсуждение вопроса происходило во время неофициальной встречи. По словам президента США еэскалация зависит от самого главного... От того, признает ли Россия легитимность избранного презид ...