Статский цирюльник и его Zarina.

После короткой (и очень вежливой) переписки с англоязычной интеллектуалкой, вероятно, даже знающей, что 'Uncle Vanja' - это не Dostojevsky, я поняла, что мадам не в курсе, кто такая Elizabeth of Russia. В её понимании русским Галантным Веком правила некая обобщённо-среднеарифметическая Zarina, которая захватила трон в ходе дворцового переворота и у которой были любовники-офицеры. Zarina была полнотела и хороша собой. Она ходила то в шикарных туалетах с фижмами, то в мужских лосинах, пила vodka и много молилась своему суровому Православному Богу. То есть, это уже не женщина, это - бренд под обобщающим названием Catherine the Great. Скорее всего, при желании, сюда же можно было бы запихнуть не только Елизавету Петровну, но и Екатерину I, и (с некоторыми оговорками) Анну Иоанновну.



- Кадры и афиша для фильма «Орёл».
Слева - главный герой с Машей Троекуровой. Справа - с цариной.
О, если бы так думали только в Америке! Как сказала в шутку одна моя хорошая знакомая: «Я историю знаю плохо. Сначала был Пётр. Потом - бабы. Потом - Павлуша (sic!) А потом - мужики в сапогах. Последнего расстреляли». По сути даже верно. Но вернёмся к нашей царице. В связи с этим мне вспоминается кинокартина «Орёл» с Рудольфом Валентино - суперзвездой немого кино. Фильм снят по...мотивам повести «Дубровский», но и там зачем-то действует некая Zarina в мундире с эполетами. То есть, даже вместо гипотетического Николая I (или, скажем, Александра I) у них там баба, что само по себе выглядит несколько странно. Ну так вот, в фильме А.Сокурова я увидела точно такую же «царину», как если бы фильм был снят где-нибудь на далёкой Голливудщине. Ах да, не все его видели, поэтому расскажу в двух словах - о чём фильм. Да ни о чём, как и всё, что делают высоколобые мастера. Зато есть настроение и послевкусие...
В общем, две некие потусторонние сущности (вероятно, всё-таки души мёртвых) ходят по Эрмитажу и им открываются наиболее яркие страницы питерско-ленинградской истории - от Петра до Блокады. То есть, перетекая из одного помещения в другое, сущности проходят через разные временные пласты. Первая сущность - та, глазами которой мы видим фильм. Вторая - некий иностранец, в котором узнаётся маркиз де Кюстин. Фильм снят очень интересно, но в нём есть утомляющие длинноты. Так вот, я столкнулась с тем, что фильм сделан не для российского зрителя, а вон для той американки, которая путается в царинах и прабабушка которой смотрела «Орла» с Рудольфом Валентино.
- Слева - Zarina. Просто Zarina, как есть просто vodka и
просто 'Swan Lake'.
Так вот в кадре - некая круглолицая женщина в фижмах, которая появляется на генеральной репетиции музыкальной постановки, рукоплещет актёрам, а потом принимается стремительно бегать по периметру театра, радостно хохоча. Нам говорят, что это - Екатерина. Но Екатерина так никогда не сделала бы. Достаточно почитать её саму и пару книг о ней, чтобы это понять. В кадре - простодушная баба, одетая в парчу, весёлая, безбашенная и обожающая музыку. Это Елизавета Петровна, но никак не Екатерина. Потом нам ещё раз показыват Екатерину, но уже в пожилом возрасте - ей приводят на поклон её многочисленных внучат. Вот там уже - знакомая нам Екатерина. Есть мнение, что Сокуров - режиссёр, снимающий для критиков с английскими и итальянскими фамилиями, поэтому ему нужно, чтобы его поняли тамошние интеллектуалы, которые хорошо знают, что был такой бренд - Zarina.
Я не в претензии - они не обязаны. Как в нашей гламурно-придурочной прессе постоянно путают Луя XIV с Луём XV. Как там у Маяковского? «Стили бывают разных Луёв...Все три Луя приблизительно в одну цену». Какая разница, какой Луй? Ну, и USA-вским женщинам нет никакого дела до царины - просто красивая и толстая. Но, кроме Zarina в заснеженно-гусарской Russia иногда встречается и Tzar - большой мужик, похожий на медведя. Но в сапогах и при эполетах. Иногда с бородой и немецкой супругой в кринолине. Сокуров выбрал Николая I - без бороды, но с усами. Николаевская Россия на Западе считается чем-то, вроде сталинской минус коммунизм и плюс мазурка. Жандарм Европы. Николая Палыча первого начали (регулярно!) изображать в виде медведя, лезущего со всей дури в утончённо-батистовую Европу. Чтобы подчеркнуть пограничную западно-восточную эстетику николаевской Russia, Сокуров реконструирует визит персидских послов. И фрейлины - в псевдорусских кокошниках, выдуманных под руководством Николая Палыча. Эти кокошники - незыблемая основа всех последующих киношно-сказочных Настенек и Алёнушек, в западном мире считаются едва ли не таким же признаком русскости, как блины с икрой и всё тот же 'Swan Lake'.
Тщательно пошитые наряды 1830-х годов - некоторые взятые со знакомых картинок из винтажного 'Costume Parisienne' - передают настроение де-Кюстиновской России. Мелькает Пушкин в камер-юнкерском мундире и жердеобразная Натали, дамы и кавалеры танцуют мазурку. Постепенно в одном зале собираются люди из разных эпох - появляются красавицы в кринолинах, в турнюрах и в юбках-volubilis. А в галереях дворца бегают эльфийки-дочери последнего царя и бродит Аликс со своей сестрой - Елизаветой Фёдоровной. В розовой дымке показан обед Николая II - все в белом на фоне белого. На Западе хорошо известна Анастасия. Уже спутаны имена её родителей и даты всех революций. А младшая дочь царя - фигура равная Марии-Антуанетте (тоже женщине-мифу) явлена в виде героини мультфильма и даже в образе барбиподобной куклы. Что касается фильма, то в нём есть то редкостное сочетание устойчивых западных клише с интеллигентской невнятностью повествования - а-ля 1970-е. Невнятно - значит умно́, полунамёк - значит для своих (для умных)... Впрочем, сокуровский же «Молох» с зелёным Гитлером и голой Евой Браун куда как ненужнее. Тут хоть Николай Павлович при всей своей лепости явлен. С мазуркой...
- ПокупайтеЪ нашихЪ слоновЪ:
ru_klukva_ru
- P.S. Фильм довольно старый (начала 2000-х)! Просто он сейчас
вошёл в моду - о нём стали много говорить, отрывки из него
показывать и обсуждать.