Епископам прощаются все грехи при хиротонии, а священнику - только ложь
diak-kuraev — 02.11.2012По крайней мере так говорит знаменитейший православный толкователь церковного права антиохийский патриарх Вальсамон (12 век) в толковании на 12 правило Анкирского собора (314 год).
http://www.rus-vera.ru/starobr/prav/kanon/pomest/agkir/12
12. Прежде крещения идоложертвовавших, и потом крестившихся, рассуждено производити в чин священный, яко омывших грех.
Вальсамон:
Пользуясь настоящим правилом святейший патриарх господин
Полиевкт прежде извергнул из священной ограды Святейшей Божией
великой церкви императора господина Иоанна Цимисхия, как убийцу
императора господина Никифора Фоки; а напоследок принял.
Ибо вместе со святым синодом в состоявшемся в то время соборном
деянии, хранящемся в архиве хартофилакса, сказал, что, как
помазание святого крещения изглаждает соделанные прежде того грехи,
каковы бы и сколько бы их ни было, так, конечно, и помазание на
царство изгладило совершенное прежде его Цимисхием убийство.
Итак, следуя сему деянию, те, которые более расположены к
снисходительности и Божие милосердие ставят выше суда, говорят, что
помазанием архиерейства изглаждаются соделанные до него
прегрешения, и справедливо отстаивают мысль, что архиереи не
подлежат наказанию за душевные скверны, соделанные до архиерейства;
ибо, как цари называются и суть помазанники Господни, таковы же
суть и именуются и архиереи. Они доказывают свою мысль и тем,
что одну и туже силу имеют и те молитвы, которые читаются, когда
помазуются цари и когда хиротонисуются архиереи. А вместо елея, по
древнему закону возливаемого на царей и архиереев, служит, говорят,
для архиереев иго евангелия, возлагаемое на выю их и печать
хиротонисующаго чрез призывание Святого Духа. А для неопровержимого
утверждения всего этого они пользуются также словом великого
Григория Богослова, написанным им к отцу своему после своей
хиротонии, которое начинается: опять на меня помазание и Дух. И
знай, что нисколько не менее удостаивается благодати Всесвятого
Духа тот, кто недостойно принял хиротонию, если после хиротонии
проводил жизнь в чистоте, чем принявший хиротонию достойно и в той
же чистоте оставивший жизнь среди нас. Это об архиереях; а о
священниках и о других клириках ищи никейского собора правило 19-е,
неокесарийского собора правило 9-е и 11-е, Василия правило 27-е и
из посланий Феофила правила 4, 5, 8-е, - и заметь на основании всех
их, что хиротония архиереев и помазание царей изглаждают
соделанные прежде хиротонии и помазания грехи, каковы бы они ни
были. Ибо потому епископы имеют и власть отпускать грехи, что
слышат при хиротонии: елика свяжете на земли, будут связана на
небеси, и елика разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф.
18, 18). А рукоположение священников и других посвященных лиц
изглаждает малые грехи, например поползновение ко греху и лож и
другие подобные, не подвергающие извержению; но не изглаждает
блудодеяния. Почему священники и не могут отпускать грехов.
Прочти еще неокесарийского сбора правило 9-е, в котором говорится
относительно священников тоже самое. Но не подумай, что тебе
противоречит 17-е правило святых Апостолов, в котором говорится:
«кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу
имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще
в списке священного чина», ни 18-е правило определяющее почти тоже
самое. Но прими слово «быти» вместо: сделаться, и скажи, что никто,
допустивший такое падение, не будет удостоен епископского, или
священнического сана; а удостоенный вопреки этому постановлению
епископ не подвергнется суду по указанным причинам и потому
что архиереи вместе с принятием хиротонии удостаиваются не только
апостольского дарования, но и пророческого. Ибо таким образом и
Саул во пророцех и Каиафа неволею пророчествовал, сказав о Боге
Спасителе нашем Иисусе Христе: уне есть, да един человек умрет за
люди (Иоанн. 11, 50); ибо был, говорится, архиерей лету тому. А
если – священник, или другое священническое лице, то должен быть
извержен. Прочти также 29-ю главу 9-го титула настоящего собрания,
и найдешь в ней разные законы, в которых много говорится о
священниках и о других священных лицах, об епископах же совершенно
и не упоминается.
***
Те, кто проклинали меня за фразу "сборник канонов надо с
благодарностью поцеловать и поставить на дальнюю полку"
получили возможность еще раз подумать.
Тэг: православие - неизвестная религия.
***
В декабре 969 Никифор был убит в собственном дворце Иоанном
Цимисхием, который был тайно введён в царскую спальню. По
свидетельству Льва Диакона:
«'Иоанн схватил его за бороду и безжалостно терзал ее, а
заговорщики так яростно и бесчеловечно били его рукоятками мечей по
щекам, что зубы расшатались и стали выпадать из челюстей. Когда они
пресытились уже мучениями Никифора, Иоанн толкнул его ногой в
грудь, взмахнул мечом и рассек ему надвое череп. Он приказал и
другим наносить удары [Никифору], и они безжалостно расправлялись с
ним, а один ударил его акуфием в спину и пронзил до самой
груди».
Именно от патриарха Полиевкта приняла крещение св. княгиня Ольга в
957 году. Принято считать, что именно он был (до принятия
монашества) тем Андреем, который вместе с Романом созерцал Покров
Богорицы. Также интересно, что Византийский император Никифор Фока
решил, что причины поражений его армий в противостоянии мусульманам
в более высоком религиозном духе арабов. Их религия обещает каждому
"шахиду", павшему на поле боя, немедленное вхождение в
мусульманский рай. Конечно, такая уверенность в собственном
спасении позволяла мусульманским воинам проявлять бесстрашие перед
лицом угрозы. Император решил, что подобной верой надо воодушевить
и своих воинов. И потому потребовал от Константинопольского
патриарха святителя Полиевкта причислять к лику святых всех без
различия воинов, павших на войне с арабами. Патриарх не
только отказался, но еще и ответил императору, что оставшиеся в
живых воины только по снисхождению допускаются к принятию Святых
Таин, от которых они должны были бы отлучаться на пять лет как
пролившие кровь. Мотив патриарха понятен: нельзя воевать без
ненависти. А ненависть опаляет душу (ну, об этом я подробнее
писал в книге "Как относиться к исламу после Беслана").