Электронный поводок
vitalidrobishev — 18.11.2020Последние годы нас пытаются убедить в том, что безналичные деньги – это хорошо, а наличные – плохо. Причем особенно плохи наличные деньги тем, что государство не может контролировать их использование и перемещение. Отсюда, дескать, и возникают терроризм, коррупция, теневая экономика, уклонение от уплаты налогов и т.п.
К тому же наличные могут украсть или отнять. То ли дело пластиковая карточка – все деньги хранятся на электронных счетах и им ничего не угрожает.
Однако система безналичных денег, основанная на электронных записях и электронных транзакциях банков, делает людей полностью беззащитными перед банкирами и государством.
Безналичные электронные деньги – это идеальный инструмент контроля. Хозяева этой системы владеют всей информацией о держателе счета. Сегодня банки располагают порой гораздо более полными сведениями о человеке, чем спецслужбы.
Впрочем, между банками и спецслужбами установлено тесное сотрудничество на почве обмена данными. И когда клиент будет полностью избавлен от “плохих” наличных денег, из него можно быть вить веревки.
Если спецслужбам что-то не понравится в поведении клиента или мысли его покажутся “подозрительными”, можно будет списать деньги с его счета под видом каких-нибудь штрафных санкций, можно заблокировать счет, можно ограничить объем и спектр операций. Человек оказывается на коротком электронном поводке.
В последние 2-3 года банкиры резко активизировали свои усилия по вытеснению наличных денег, и на то у них есть причины. Во-первых, центральные банки ведущих стран Запада резко увеличили денежную эмиссию, деньги из-за низких ключевых ставок центральных банков становятся очень дешевыми, возник “денежный коммунизм”. Для банков это серьезная неприятность: они вынуждены понижать процентные ставки по депозитам. Кое-где процентные ставки по депозитам стали отрицательными, появилась угроза ухода денег с банковских счетов клиентов “под матрас”.
Во-вторых, Запад постепенно готовится к новой волне затяжного финансового кризиса. Причина глобальная пандемия коронавируса.
Принимаются нормативные документы, предусматривающие, что банки больше нельзя будет спасать с помощью бюджетных средств. Почетная обязанность спасения банков ляжет на владельцев капитала банка, а также клиентов - держателей денег на счетах.
Эта схема уже была апробирована в предыдущие годы, так в 2013 году при спасении банков на Кипре, которое сопровождалось экспроприацией средств клиентов. А с 1 января 2016 года в Европейском союзе действует директива, которая узаконила кипрский прецедент.
Под влиянием всех этих событий деньги стали уходить из банков. В 2015 году объем наличных средств в странах Евросоюза вырос на 8% по сравнению с предыдущим годом. Лидером по обороту наличных операций стала Италия: на ее долю приходится около 26% денежного обращения евро. Несмотря на то, что максимальный порог наличных платежей для итальянских граждан составляет не более 3 тысяч евро за одну сделку, около четверти населения обходит закон.
Италия даже пережила банковский кризис в начале 2017– это как раз следствие того, что граждане пластиковым картам предпочитают бумажные купюры, а банкам – другие банки, стеклянные.
В 2016 году Европейский центробанк объявил о прекращении эмиссии купюры достоинством 500 евро и ее постепенном изъятии из обращения.
В Индии в 2016 году проводилась денежная реформа, состоящая в изъятии одних дензнаков и введении в обращение других, но это не просто замена: итогом этой реформы станет сокращение доли наличных денег. Население там вынуждают больше пользоваться банками и банковскими картами. Одновременно в разных государствах вводятся новые, все более жесткие нормы предельных сумм сделок по купле-продаже, которые могут оплачиваться наличными.
С 1 января 2017 года центробанк Дании прекратил выпуск наличных денежных знаков – купюр всех номиналов. Начинается планомерное вытеснение наличных денег из обращения. Власти рассчитывают завершить этот процесс к 2030 году. Кампания ведется под флагом борьбы с “теневым” сектором экономики.
Якобы это повысит поступление доходов в бюджет на 30%. Доля наличных операций в общем объеме платежей в Дании сократилась до 30%. Для сравнения, в таких странах, как Великобритания, Бельгия и Канада доля наличных составляет около 50%. Наиболее “отсталыми” в Европе считаются Греция и Италия, где расчеты с использованием наличных денег в несколько раз превышают безналичные.
Одной из типовых защитных реакций наиболее дальновидных граждан на ускоренное строительство электронно-банковского концлагеря стал уход в драгоценные металлы. Если по каким-то система цифрового гетто рухнет, мир скатится к первобытному состоянию, когда обмены смогут совершаться на основе бартера либо с использованием проверенных временем средств платежа - драгоценных металлов.
|
</> |