Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 6. Дмитриевский собор
uctopuockon_pyc — 27.08.2024В прошлый раз мы прогуливались возле Успенского собора — Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель Фёдор. Успенский собор; а сегодня направим свои стопы к Дмитриевскому собору.
Дмитриевский собор — действующий православный храм во Владимире, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Входит в состав объекта Всемирного наследия под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». В настоящее время собор находится в оперативном управлении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета Великого Владимирского княжества великим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, — в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка. Строили храм русские мастера.
В так называемой Радзивилловской летописи об этом рассказывается так: Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своём и украсил её дивно иконами и письмом… И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили.
В 1197 году постройка храма была завершена князем Всеволодом Юрьевичем постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика: И принёс гробную доску из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно источающего на здоровье немощным, в той же церкви поставил, и сорочку того же мученика тут положил.
В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и 1760 годах).
В ходе «реставрации» 1837—1839 годов по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид». Из-за невежественности ревнителей старины храм тогда лишился интереснейших частей — лестничных башен и галерей, которые были ошибочно сочтены поздними привнесениями. Поскольку галереи имели функцию контрфорсов, после их уничтожения по стенам пошли трещины, а в 1903 году лопнуло железное кольцо снизу барабана. В 1883 году к храму была пристроена миниатюрная звонница с длинной трубой калорифера, которую разобрали в 1939 году (одновременно с железной оградой).
В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Глава собора была впервые позолочена после реставрационных воздействий 1950-х годов. В ходе последнего этапа реставрационных работ (1999—2004) были устроены водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.
Ныне внутри собора размещается музейная экспозиция. Вход в здание платный. Первая за многие десятилетия литургия прошла в 2011 году, однако Русской православной церкви собор передан не был и остаётся частью музея-заповедника.
Успенский собор практически рядом.
Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус — это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.
На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ.
Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.
Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.
Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают
около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных
животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде,
некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой,
практически точными копиями).
Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной
скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество
геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен
охоты, борьбы зверей и т. п.
Мотивы рельефов:
— улыбающиеся львы;
— святой Никита избивает беса;
— царь Давид, поющий и играющий на славянских гуслях;
— грифон, терзающий зайца;
— охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
— скачущий всадник;
— птица Сирин борется с барсом;
— великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями и
многие другие.
В связи с богатой белокаменной отделкой, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, храм называют «белокаменной книгой».
Внутрь мы в связи с вечерним временем не успели, тем не менее — краткая информация...
От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов
фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный
суд».
В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест (реплика
с оригинала), созданный владимирскими реставраторами в 1960 году.
Изготовлен из латуни с просечным орнаментом на каркасе, вероятно,
XVIII века. Снят с главы собора и заменён очередным новоделом в
2002 году. Также числе экспонатов икона Дмитрия Солунского и
ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии
попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев
в копиях. В соборе находится надгробие первого владимирского
генерал-губернатора графа Романа Воронцова.
А мы перешли к смотровой площадке и можем наблюдать Успенский собор справа —
Осмотримся вокруг, глядя на пойму Клязьмы и ещё ряд исторических фактов об упомянутых лицах...
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий, 1154 — 15 апреля 1212) — великий князь Владимирский с 1176 года, до этого в течение 35 дней (с февраля по 24 марта 1173) княжил в Киеве.
Всеволод Юрьевич — сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского. При нём Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества. Получил прозвище «Большое Гнездо», потому что имел большое потомство — 12 детей, в том числе восьмерых сыновей. В российской историографии его иногда называют Всеволодом III. Время правления Всеволода — период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли. Причины успеха Всеволода — опора на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострома, Тверь), где боярство до него было относительно слабым, а также опора на новый социальный слой — дворянство. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» отмечал: его войско может «Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать». В Лаврентьевской летописи начиная с 1186 года Всеволод именуется «великим князем», в чём сказалось влияние Переяславской летописи (Переславля-Залесского), между тем более ранние события описаны на основе Владимирской летописи.
Димитрий Солунский, или Димитрий Фессалоникийский, известен
также как Димитрий Мироточец (ум. 306 год) — христианский святой,
почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления
императора Максимиана. Память совершается в Православной церкви 26
октября (8 ноября), в Католической церкви — 9 апреля.
В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется
помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех
славянских народов мы видим с древнейших времён особенное
чествование святого Димитрия, была даже предпринята попытка
доказать, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин.
Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности,
называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях
имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было
упомянуто имя какого-либо другого святого: о нём упоминает
преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом
Константинополя. По словам русского летописца, своё поражение греки
приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого
Димитрия, их покровителя.
А мы пришли в парк Липки —
Владимирцы называют «Липки» парком, хотя из-за небольших
размеров правильнее считать такую небольшую зеленую зону сквером. А
ведь когда-то здесь были княжеский двор, монастырь, кладбище и
армейский плац. Далеко не с первой попытки удалось тут обустроить
место для гуляний.
800 лет назад все это пространство частично входило в черту
внутреннего кремля Владимира с белокаменной стеной. По сути - это
был огромный княжий двор - между кафедральным Успенским собором и
домовым — Дмитриевским.
На плане Владимира 1769 года на месте нынешних Палат (они же -
Присутственные места) значатся дома священников Успенского собора.
Их снесли ради строительства первого в истории Владимира
административного "офиса". Сейчас в нем экспозиции
Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
На месте будущего парка проходили солдатские учения. На Масленицу
ставились балаганы, в которых давали представления циркачи. Зимой
устраивались искусственные ледяные горы для катания на санках.
В 1837 году плац покрыли деревянным настилом - к прибытию в
город цесаревича Александра Николаевича (будущего императора
Александра II), совершавшего путешествие по России. Здесь наследник
престола принял парад Владимирского пехотного полка.
Первые же деревья посадили только в 1847 году. Однако, по изрытой
ямами площади уверенно можно было пройти только по тропинкам к
Присутственным местам и к Дмитриевскому собору.
И только в 1901 году - в апреле - военные прекратили маршировать, а
в будущих «Липках» высадили вовсе не липы — а тополя. Что обошлось
в 700 тогдашних рублей. Позже перенесли сюда с Соборной площади
фонтан.
Липами парк наполнялся постепенно. Этот процесс продолжается до
сих пор. Так, в 2014 году, к 25-летнему юбилею
гостелерадиокомпании «Владимир» ее сотрудники высадили здесь
25 молодых саженцев липы. И теперь это стало уже вполне
оформившейся «телевизионной аллеей».
Но и сегодня в более чем 100-летнем парке «Липки» сохраняется
несколько старых берез, кленов и вязов. (https://vladtv.ru/society/113687/)
А мы вышли из парка на Большую Московскую к Центру культуры и искусства на Соборной площади —
Центр культуры и искусства на Соборной (также «Дом офицеров» — до 2013 года) — культурный комплекс во Владимире, состоящий из отдельных зданий, основными из которых являются: Дом дворянского собрания и Владимирская классическая мужская гимназия, построенные в стиле русского классицизма под руководством архитекторов Василия Дрегалова и Ефграфа Петрова.
Идея о начале строительства дома дворянства появилась на тот момент при губернаторе Петре Ивановиче Апраскине на общем собрании Владимирского дворянства, которое прошло в январе 1821 года. Местом строительства был выбран и выкуплен участок купца Петровского, на котором находился его двухэтажный каменный дом. Составление проекта отводилось московскому архитектору Василию Дрегалову, который выполнил его в стиле русского классицизма. Строительство длилось в период с 1825 по 1826 год. Торжественное открытие состоялось в сентябре 1826 года.
А мы вышли на автобусную остановку и ждём автобус на Орёл...
Всё. Уехали домой.
Моя серия постов "Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир" завершена.