Эффект Смиллы

Зато прочитал (пока) примерно треть его самого первого романа «Воспоминания о ХХ веке» (1988) и «Ночные рассказы» (или «Ночные сказки», 1990) — не такие тексты, от которых не оторваться, но сразу понятно, что перед тобою глыбище и произведение искусства, так что «надо пилить, Шура, ведь внутри они действительно золотые». Ну а роман «Дети смотрителей слонов» (2010) меня порадовал практически так же, как «Фрёкен Смилла» — очень тонкое, а главное, позитивное произведение из разряда «взрослым о детях».
Так что роман «Эффект Сюзан» (2014) я купил и прочитал, особо не сомневаясь — и оказалось, что «типичный Хёг». Причем не из «Воспоминаний» и «Рассказов» (см. выше), а из «Фрёкен Смиллы» и «Детей». Ибо экшОн, антиутопиЕ и трЫллер. Некая довольно крупная ученая-физик Сюзан, сорока двух лет, ее муж Лабан и дети-близнецы Тит (теффачко) и Харальд (мальшик) во время отпуска в Индии устраивают «датский ужас»: мама убивает пытавшегося ее изнасиловать аборигена, папа сбегает с любовницею какого-то мафиозо, дщерь укатывает с главой религиозной секты, сынулька тоже чего-то отмачивает (ну сорри, чего-то сейчас не вспомню). «И за это за всё» им грозит «дриста лет тюрьмы», смерть в мучениях и прочие неприятности.
В этот самый момент появляется некий чиновник датского МИДа, который берется вытащить семью из передряг и вернуть на «истерическую родину». Взамен ему нужна услуга — Сюзан должна побеседовать с одной женщиной, дабы выудить из нее страшную тайну про некую «Комиссию будущего». Ибо у «физички» есть уникальный дар — в ее присутствии люди начинают изливать душу и делиться самым сокровенным… Понятное дело, что ничего хорошего из этого не выходит — «начнется всё со старой карты, в итоге кое-кто не соберет костей, а островок, что мог бы быть курортом, объектом станет дьявольских страстей». Причем про остров — буквально.
Попутно с развитием детективно-апокалиптической истории мы узнаем о проблемах личной жизни Сюзан (это жыж Хёг, создатель образцово-депрессивной девушки Смиллы) — отчего разваливается ее брак, что не так с детьми, и почему ее стремление «жить обычной датской жизнью» привело ко столь печальным последствиям. Ну и «чисто филосоВские» вопросы (этот жыж Хёг) — куды кОтится мир, можно ли продавать талант за большие деньги (и принесут ли эти деньги счастье), и что, в конце концов, самое важное в жизни — быть как все, или уметь вовремя садануть злодея железным ломиком по голове (есть у героини привычка таскать его в сумочке «на всякий пожарный»).
В общем, всё хорошо, но… Нет вот того самого описанного выше ощущения, что перед тобою глыбище и произведение искусства. Которое было во «Фрёкен Смилле», «Воспоминании», «Рассказах» и даже в «Детях». Чего-то этой смеси селитры с серой и углем не хватает, чтобы стать фейерверком — нету «эффекта Смиллы». Но это уже мое личное мнение, да и в любом случае рыба всё-таки неплохая, и брать надо.

|
</> |