Дьявольская работа
pailish — 25.04.2022 Devil's work, или Линлун (Ling Long), - так называется перфорированная керамика, которая впервые возникла в Китае. Линлун означает "изысканный", но во времена империи династий Мин и Цин этот фарфор называли гуйгун, или "дьявольская работа". Есть два объяснения этого названия.- Для того, чтобы изготавливать такой фарфор, нужно "дьявольское мастерство".
- Возможно, название связано с зарубежными рынками, поскольку иностранцев китайцы часто называли "иностранными дьяволами".
Позже такой фарфор, пронизанный отверстиями, начали выпускать европейцы, в том числе, англичане.
Воздушные, легкие предметы Линлун производят впечатление хрупкости и невесомости.
Считается, что самые ранние сетчатые изделия производились в официальных печах в период правления третьего императора династии Мун (1360 — 1424 годы), девизом правления которого было Юнлэ (Вечное счастье), в Лаохудуне в Ханчжоу, Восточный Китай.
Процесс изготовления такого ажурного фарфора был очень трудоемким. Для достижения эффекта использовали несколько техник:
тонкостенную заготовку искусно декорируют, прорезая в сырой массе фарфора крохотные сквозные отверстия, после чего расписывают, покрывают прозрачной глазурью и обжигают. Глазурь заполняет отверстия в виде тончайшего прозрачного стекла. А чтобы усилить эффект фарфорового кружева, там, где это не мешает функциональному назначению, отверстия оставляют сквозными.
Еще одно название такого фарфора - "рисовые зернышки".
По еще одной технологии для созданий фарфоровых произведений "сверхестественного мастерства" внешние и внутренние стенки изделия были сформированы отдельно. Узоры на внутренней стенке получали путем окрашивания поверхности до того, как была изготовлена внешняя стенка. Эту внешнюю поверхность вырезали, пока глина была в сухом, но податливом состоянии, а затем "склеивали" (запечатывали или соединяли) вместе на краю подошвы. После того, как отдельные части были собраны, сосуд обжигали до того, как внешняя стенка была окрашена эмалями, а затем повторно обжигали при более низкой температуре
Линлун (или "дьявольская работа") периода Канси (1654–1722 годы)
В торговых записях Голландской Ост-Индской компании впервые упоминаются "полупрозрачные изделия" еще в 1643 году, что позволяет предположить, что сетчатые изделия из фарфора экспортировались на Запад с 17 века. Европейцы были поражены сетчатым фарфором и раскрашенными внутренними стенками. Спрос на такой фарфор был огромным. Такой фарфор был очень дорогим, позволить его себе могли только состоятельные люди, но от желающих иметь его не было отбоя, а соответственно, китайцы старались удовлетворить спрос, выпуская такую продукцию исключительно на экспорт.
Этот чайник с двойными стенками периода Канси украшен узором "Три друга зимы" с изображением бамбука, сосны и цветущего чернослива — растений, считающихся символами решимости благодаря своей способности противостоять суровым зимам.
Китайские сетчатые изделия были легко доступны на европейском рынке роскоши, но в начале 18 века на немецкой мануфактуре Meissen открыли производство своего сетчатого фарфора, и Европа начала выпускать свой Линлун, не менее прекрасный, чем китайский.
Этажерка для торта Meissen
Мейсенской "белое золото" - достояние мировой культуры. Оно экспонируется в крупнейших коллекциях мира, хранится в коллекция королевских домов и частных коллекционеров. Среди них обязательно есть знаменитые ажурные тарелки.
Аукцион "Ажурный китайский фарфор", проведенный в Париже в 1826 году парижским торговцем Ф. Салле, вдохновил на создание подобного фарфора такого дизайнера по керамике, как Гиацинт Ренье. В 1831 году Александр Броньяр, руководитель мануфактуры Sèvres, заказал Ренье рисунки и рабочие модели сетчатых керамических изделий, которые он видел на распродаже. Ренье, вдохновленный китайскими образцами, создал фарфоровые изделия с восточным колоритом, но в соответствии с европейскими вкусами, а так же он справился со значительными техническими проблемами, которые представляли эти произведения.
Меньше, чем через год изделия, созданные на Севрской мануфактуре по эскизам Ренье, были выставлены в Лувре. Посыпались заказы от знати. Королева Мария-Амели сделала по меньшей мере семь заказов на ажурную посуду.
"Сhinois réticulé" - обеденный сервиз королевы Марии-Амели, изготовленный на Севрской мануфактуре в 1840 году. Сервиз состоит из девяти предметов. Кофейник, чайник, молочник, сахарница, чашки и блюдца имеют сплошную двойную внутреннюю стенку и сетчатую внешнюю. Ручки и носики выполнены в форме коричневого бамбука, намек на Китай. Этот сервиз хранится в Лувре.
Руководитель Севрской мануфактуры Александр Броньяр очень гордился успехом этого фарфора. Объясняя процесс изготовления ажурного чайника Ренье, Броньяр писал: "Поверхности, которые называют сетчатыми, потому что они как бы окутаны сетью фарфора, очень трудно сделать хорошо и, следовательно, изделия стоят довольно дорого; так мало производителей фарфора, работающих на коммерцию, стремятся подражать им…. Чайник состоит из 5 частей, из которых две наружные и три внутренние. Те, что снаружи сетчатые, они привариваются к крышке на токарном станке…".
Благодаря подробным описаниям Броньяра, историки фарфора сделали вывод, что методы, используемые Севром были схожи с методами китайских мастеров, поэтому понятно, что эти изделия были эксклюзивные и рассчитаны на очень богатых покупателей. Одни из самых роскошных Севрской фарфоровых изделий того времени включают в себя Porcelaine réticulée.
Вазы с головами слона
Победное шествие сетчатых фарфоровых изделий после Франции пошло по всей Европе.
Ажурный кофейник 18 века с двойными стенками производства Ginori, основанного в Фаэнце, Италия, в 1735 году.
Английские фарфоровых дел мастера, конечно же, тоже принялись за производство ажурной посуды (reticulated china). Wedgwood, Мinton, Crown Derby и другие английские мануфактуры начали выпускать ажурный фарфор, подобный севрскому. Но в этом фарфоре не было новаторство, не было той изюминки, которая присуща английскому фарфору. Довел до совершенства английский сетчатый фарфор гончар Джордж Оуэн, который работал на Вустерской мануфактуре
Джордж Оуэн начал работать на мануфактуре Worcester в 1859 году, когда ему было 13 лет. Сначала он работал "прессовщиком фарфора" в отделе орнамента. Затем ему поручили прорезать отверстия в фарфоровых изделиях, имитирующих севрские, с использованием формованного контура.
Сходство между изделиями Sèvres и ранней продукцией Worcester заметно по размеру сетчатого узора на внешней стороне корпуса и ручкам в форме бамбука.
Оуэн влюбился в этот потрясающий фарфор и начал его усовершенствовать. Он работал в одиночку, все свое свободное время проводил в мастерской и экспериментировал, наконец ему удалось создать чайник, абсолютно отличающийся от предыдущей версии. Чайник был выставлен напоказ и настолько понравился публике, что заказали сразу же 300 экземпляров.
Чайник очень милый. Кажется, что его бабушка связала крючком.
Изделия Оуэна очень изящны, но и очень хрупки. Одно неверное движение, и месяцы работы могли уйти коту под хвост, и работу надо было начинать заново. Одна из газет того времени писала: "Художник Оуэн обрабатывал каждое из этих мельчайших отверстий без какого-либо рисунка или какой-либо другой помощи, кроме его глаза и его руки, чтобы сделать их совершенно одинаковыми ... Если в последний день его работы его нож соскользнул, и сделал бы две "дырки" в одну, испортилось бы все изделие".
Многие мастера работали над сетчатыми произведениями для Вустера, но ни одно из них не соответствовало произведениям Оуэна. Он никому не раскрывал своих секретов, работал за закрытыми дверями и прятал свои инструменты, если кто-то входил в его мастерскую. Хотя его сын изготавливал для него тонкостенные сосуды для перфорации, Джордж Оуэн никогда не позволял ему смотреть, как он работает. Дело было прибыльное и для него самого и для компании, и он защищал торговую марку.
Позже, исследуя незаконченные и испорченные произведения Оуэна, специалисты пришли к выводу, что техника Оуэна заключалась в резке влажной глины от руки перед обжигом, как это делали китайские гончары несколько столетий назад.
Каждая мельчайшая деталь была вырезана вручную с помощью инструментов, сделанных самим Оуэном, которые он часто мастерил из металлических стержней женских корсетов. Используя циркуль и кронциркуль, Оуэн тщательно измерял поверхность сосуда, отмечая, где должен быть сделан каждый надрез. Чтобы создать шестиугольные отверстия, Оуэн вставлял острый, смазанный маслом нож, в центр и осторожно вытягивал деталь после вырезания контура. Сосуды обрабатывались в течение нескольких месяцев. Оуэн одинаково владел обеими руками, ловко перекладывая нож из одной руки в другую, пока он обходил сосуд.
В музее Royal Worcester есть довольно большая коллекция изделий Оуэна
Так же, как Оуэн был вдохновлен работой сервских мастеров, современный гончар Крис Уайт, уроженец Шотландии, был вдохновлен работами самого Оуэна, и теперь создает свою собственную ажурную керамику.
В общем-то, многие современные мастера используют, говоря по-современному, "пирсинг" в керамике, но у Криса, на мой взгляд, одна из самых оригинальных "ажурных" керамик.
Для каждого сосуда Крис сначала делает заготовку из тонкого, белого фарфора, а затем вырезает отверстия вручную с помощью мини-электрической дрели. Процесс этот шумный и пыльный, поэтому Крис использует очки, респираторную маску и средствы защиты органов слуха, чтобы уменьшить звук промышленного пылеуловителя, который улавливает вредные керамические частицы. Создание резьбы требует абсолютной концентрации. Тонкие изменения высоты звука сверла, говорит Крис, сообщают ему, что он приближается к тому, чтобы пробить тонкую необожженную глиняную оболочку вазы.
В своем блоге Крис рассказывает историю поиска оптимальной температуры обжига для своей новой формы литья.
Предположение о максимальной температуре 1250 ° C с 20-минутной выдержкой Крису казалось правильным для его новой формы, но привело к полному разрушению формы. Последующие испытания показали, что снижение верхней температуры до 1245 °C при сохранении 20-минутной выдержки позволило "форме сосуда сохранить достаточную структурную целостность, чтобы поддерживать себя и обеспечивать полупрозрачность, которую я искал", - пишет Крис. - "Таким образом, успех или неудача для этой формы разделены всего лишь 5ºC".
Дальше он рассказывает интересные подробности об ажурном фарфоре.
"На изготовление "сотового" сосуда с множеством отверстий уходит около трех дней. Я начинаю с горлышка, самой хрупкой части вазы — если вы собираетесь совершить ошибку и потерять изделие, лучше, чтобы это произошло через несколько часов, а не через несколько дней. С каждым проделанным отверстием требуется все больше времени, и по мере того, как ваза приближается к завершению, соответственно увеличивается стоимость изделия, поэтому с течением часов и дней я ловлю себя на том, что все больше и больше задерживаю дыхание, когда сверлю. И наоборот, по мере того, как "пирсинг" увеличивает ценность предмета, он также постепенно уменьшает его вес. Как правило, отливка весом 750 г уменьшается примерно до 310 г после первого этапа сверления и обжига на малой мощности, а затем после вырезания на втором этапе и окончательного сильного обжига он еще больше уменьшится до примерно 300 г, тем самым потеряв более половины своего первоначального веса".
Вдохновение для своих изделий Крис находит в самых неожиданных местах.
"Вдохновение может прийти откуда угодно — часто сны дают идею, иногда это может быть что-то наблюдаемое в природе, которое застревает в памяти настолько, что мне нужно запечатлеть его суть в произведении. "Биолиты" возникли в результате воспоминаний об увиденном — на многолюдных улицах Токио у входа в парящий ввысь многоквартирный дом — набор яиц бабочек, отложенных насекомыми на краю огромного бетонного горшка, а не на растениях. Сопоставление этих крошечных, хрупких и красиво замысловатых органических структур с твердым серым бетоном городских высоток было одной из "маленьких драм" природы, которая осталась со мной".
Крис рассказывает и о том, как он создавал свои "биолиты".
Для начала Крис подбирал на любимом пляже понравившуюся ему гальку и делал слепки из глины, затем вырезал вручную на них узор и обжигал.
"Обожженные формы осторожно вдавливают в мягкий влажный бетон, их положения проверяют и при необходимости корректируют, прежде чем оставить на месте". - Пишет Крис. - "Аккуратно постукивая деревянным бруском, "биолит" высвобождается из затвердевшего бетона — подобно тому, как ископаемое извлекается из скалы — оставляя уникальный отпечаток, в который возвращается каждый "биолит" после того, как бетон был отполирован до завершения".
Коллекция "биолитов" Криса была выставлена в галерее Саатчи.
Все фото в посте сделаны лично Крисом. Вообще Крис - очень талантливый керамист. "Ажурная" керамика - не главное его направление. В своем интаграм он представляет себя, как "Художник по тонкому костяному фарфору и яшме Веджвуда".
|
</> |