Двигатели нового поколения от Safran, увеличение производства 787 и Boom


Clean Aviation обнародовала детали программы испытаний двух типов двигателей для узкофюзеляжных самолётов с вводом в эксплуатацию около 2035 года. На разработку выделено 170 миллионов евро. Европейцы решили пойти по проторенной дороге — будут увеличивать вентилятор, превращая его в винтовентилятор. Вообще современные двигатели по сравнению с двигателями предыдущего поколения уже не дают резкого роста экономии. Кто-то пишет про 50% экономии топлива, но по факту это число гораздо меньше, в зависимости от дальности полёта. На коротких рейсах разница вообще незначительна.
У винтовентилятора есть и плюсы, и минусы. Из плюсов — экономия топлива будет больше, чем в случае простого увеличения вентилятора. Причём на средних скоростях. Обычные турбовинтовые двигатели эффективны на малых скоростях, а винтовентиляторы уже представляют собой что-то средние, чтобы и тратить меньше и не плестись по 400 км/ч. Но по скорости опять будет проигрыш. Насчёт минусов... Не так много было винтовентиляторных двигателей. Можно Д-27 вспомнить для Ан-70. Там был редуктор, соединяющий четырёхступенчатую турбину с двухступенчатым соосным винтовентилятором СВ-27, ступени которого вращаются в противоположные стороны. Но они не эксплуатируются.

Единственный эксплуатируемый сейчас двигатель схожий в чём-то — это турбовинтовой ТР400, который ставится на А-400М, но это военный транспортный самолёт со скромным налётом. Сразу после принятия в эксплуатацию редуктор показал ненормальный износ и чрезмерный перегрев. Были и отказы двигателей в полёте из-за перегрева, да и постоянное обслуживание и простой имеет место. Проблемы до сих пор не решены. Был бы это гражданский самолёт, то авиакомпании бы стояли на ушах, как с GTF.
Поэтому в любом случае разработчики столкнутся с проблемами редуктора в двигателе такого типа. Гипертрофированной третьей турбиной эту проблему вряд ли получится решить. Разработка этих двигателей это разработка надёжного высокоскоростного редуктора. Если получится его сделать, как и решить проблему его охлаждения, то будет и двигатель. В противном случае будет, как с GTF — отличные экономические характеристики при огромной стоимости и ресурсе в пару тысяч часов при отсутствии ремфонда. Но на разработку выделено 10 лет, а потом ещё лет десять будут доводить до ума. Так что к пенсии может быть что-то и получится. Хотя бы разработками занимаются, это уже плюс.
Первый проект стоимостью 100 миллионов евро предусматривает
лётные испытания открытого винтовентилятора тягой 111-133
килоньютонов до конца 2028 года. Вероятный исполнитель — Safran с
проектом RISE, уже получивший финансирование по программе
OFELIA.
Второй проект с бюджетом 70 миллионов евро включает наземные
испытания редукторного двигателя сверхвысокой степени
двухконтурности к 2029 году с последующими полётами в 2030 году.
Основной кандидат — Rolls-Royce с уменьшенной версией демонстратора
UltraFan.
Оба двигателя предназначены для самолётов на 200-250 пассажиров с
дальностью до 5560 километров и должны обеспечить 30-процентное
снижение выбросов по сравнению с современными аналогами.
30% выбросов — это включая окись азота и ещё мелочи, реальная экономия топлива с таким снижением будет в районе 20-25%.

Боинг намерен нарастить производство Дримлайнеров с нынешних пяти до семи машин ежемесячно к концу 2025 года. Годовой план поставок составляет 75-80 самолётов, включая уже собранные лайнеры, что превысит показатель 2024 года в 51 борт. Но вряд ли будет выполнен.
До пандемии компания выпускала 14 самолётов в месяц на заводах в Эверетте и Норт-Чарлстоне. После централизации производства в Южной Каролине темпы снизились из-за проблем с качеством и нехваткой комплектующих. Сейчас программу тормозят перебои с поставками теплообменников после переноса их производства из России в Великобританию и США, а также сложности с сертификацией новых пассажирских кресел, особенно бизнес-класса с закрывающимися дверями для Lufthansa.

В ходе испытательного полета демонстратор XB-1 сверхзвукового авиалайнера Overture впервые успешно превысил скорость звука. Самолет, согласно конструкторским расчетам, должен развивать крейсерскую скорость до 1,7М. Во время испытательного полета 28 января XB-1 трижды вышел на сверхзвук, развив максимальную скорость 1,12М.
При этом компания Boom заявила, мол, мы технологии отработали на XB-1. Осталось за малым — масштабировать проект. И объявили: "После завершающего полета XB-1 мы полностью переключимся снова на Overture. Теперь пора подумать о двигателе Symphony. Первый прототип двигателя приступит к испытаниям в этом году. И примерно через полтора года мы сможем начать физически строить первый Overture".
Про двигатель известно только то, что все крупные производители двигателей не стали в это ввязываться. Но Boom заявляет, что сейчас пришло время подумать о двигателе, а говорит о том, что первый образец увидим уже в этом году, а первый прототип построят через полтора года. Разработкой и созданием двигателя занимается военная дочка GE — Kratos. Опыта в разработке двигателя у них нет. Кстати, ещё до кучи Boom заявляют, что Symphony будет летать на SAF топливе. Ещё что сказано, что Boom должен взлетать и лететь без форсажного режима, а Symphony иметь двухконтурность около 1:3-4.
Выглядит это всё несколько оптимистично по срокам. Ну прям совсем. Пока двигатель только разрабатывается, но уже к концу года выйдет на испытания. Газогенератора пока нет, да и двигатель не будет разрабатываться на основе чего-либо. так как Boom заявил, что всё что есть — не подходит.
Обратная связь - связаться с
автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за
кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный
формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер
карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое
ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Z6PS-kaHQidLMWtI
3. Автором данной публикации является владелец данного канала.
Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и
перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую
информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором
опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и
найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/