Два особых объекта в Самаре
dpmmax — 02.08.2015О Самаре я могу рассказывать много и долго. Нравится мне этот город, в которм я когда-то учился в мединституте. Поработав там ещё на шестом курсе на "Скорой", я мог бы водить экскурсии по его живописным подворотням, посёлку Шмидта, где есть (или уже была?) улица "7-й год пятилетки", но сегодня я покажу два интересных места, где даже коренные горожане бывают редко. То есть, на первом объекте редко. А на второй и вовсе попадают единицы.
15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны выпустил секретное постановление № 801сс «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы в город Куйбышев» Чуть позже, 21 октября 1941 года, Государственный Комитет Обороны выпустил секретное постановление № 826сс «О строительстве убежища в г. Куйбышеве». Вот тогда-то всё и завертелось.
Видите здание в лесах? Это Академия культуры и искусства. Раньше этажей было не восемь, а всего два, и был это Куйбышевский обком партии. Центр города, прямо напротив театра (композицию "Взятие пивной" я вчера уже показывал).
С февраля по октябрь 1942 года здесь работают 2900 рабочих и 800 итр-овцев - и жители окрестных домов ни сном, ни духом! Копают лопатами, долбят кайлом и отбойными молотками под зданием обкома - а снаружи тишина! Ни вынутого грунта, ни следа строительства - ничего. Всё потому, что вначале сделана вертикальная шахта, а потом пробита горизонтальная штольня, выходящая в Струковский парк - оттуда-то ночью весь грунт и вывозится, а бетон и металлические конструкции доставляются на место.
Зарылись глубоко, на 37 метров, до скального основания. Московские метростроевцы, харьковские метростроевцы, донбасские шахтёры... Между прочим, подписку о неразглашении никто до сих пор не отменял, поэтому вряд ли участники тех событий, кто ныне здравствует, расскажут что-нибудь интригующее - а оно наверняка есть, поскольку бункер бункером, но в окрестностях Самары есть ещё один объект, Москва-600, и мало кто знает, сколько всего на самом деле скрыто под землёй.
Кстати, даже сроки - февраль-октябрь 1942 года - это официальные. Неофициально считается, что бункер был построен и готов к работе уже к осени 1941-го.
Там, на самом нижнем уровне, есть два основных помещения: личный кабинет Иосифа Виссарионовича
В кабинете шесть дверей. Из них две (или три?), через которые можно войти, одна в туалет и три (или две?) - фальшдвери. И тот, кто ожидает вождя, никогда не знает, через которую из них он войдёт. Мелочь, но психологически выверенная.
А вот зал заседаний, как раз напротив кабинета:
Справа - места для стенографистов, которым на протяжении всего заседания нельзя не то что обернуться - повернуть голову к соседу. Одна попробовала. Её дальнейшая судьба, как рассказывают, неизвестна.
А вот запасной выход из бункера. Точнее, если верить легендам, один из:
В паре сотен метров от здания бывшего обкома. Раньше был замаскирован под обычный гараж:
Другой объект особого назначения, федеральный и очень охраняемый, находится на въезде в Самару. Это ЦОД. Или центр обработки данных МегаФона:
Если разобраться, то у Мегафона две штаб-квартиры, две опоры единого центра управления сетью: одна в Самаре и вторая в Санкт-Петербурге. Центр обработки данных не только мониторит сеть на предмет исправности и доступности, но и рулит всем оборудованием. Даже если вдруг накроется одна штаб-квартира - в течение 15 минут управление перехватит другая. Но поди-ка такую ещё накрой!
Охрана тут, как и положено на стратегическом объекте федерального назначения. Забор видели? А камеры? Нет? А они есть. И чёрные столбики. Херак - и охрана во время очередного моциона по территории соберёт чей-то пепел в совочек. Ладно, ладно, это просто охрана периметра ИК-датчиками. Есть две собственные артезианские скважины, чтобы не зависеть от центрального водоснабжения:
И собственная генераторная станция с туевой хучей тонн горючего, чтобы продержаться, если вдруг везде отключат электричество:
И много-много аккумуляторов в цокольном этаже, чтобы переход с центрального питания на автономное был безболезненным и незаметным:
Отсюда медные силовые кабели уходят вверх, к серверам:
На случай пожара всегда наготове система газового пожаротушения:
Залы, где находятся серверы, заполнены лишь частично: оборудования хватает, и есть ещё много места, когда сети потребуется расширение:
Оборудование греется, поэтому пол в каждом зале - это лишь фальшпол: бетонное основание шестьюдесятью сантиметрами ниже, а в этом промежутке расположены датчики задымления, идут оптоволоконные кабели и дует прохладный воздух от кондиционеров, вырываясь вверх бодрящими потоками (у Лены юбка потяжелее, чем у Мерилин Монро, а то бы она нам всем показала!):
На верхнем этаже главной клик-башни трудятся 200 людей с шустрыми пальцами и острыми глазами:
Работают круглосуточно. 24 часа в день, 7 дней в неделю - сеть должна быть исправна постоянно. 13 миллионов сообщений о состоянии сети, 4 тысячи инцидентов - это обычный рабочий день.
Есть даже отдельный специальный человек, который всё время смотрит телевизор. Правда, не сериалы, а новости. Если где-то намечается заварушка: юбилей какой, или поминки, или наводнение, град, цунами, или вдруг визит всеобщей тёщи наметился - то есть, ситуация, когда связь будет либо сильно востребована, либо ей грозит белый пушистый форс-мажор - он кричит "Атас!", и вскоре все уже готовы, ждут со спецчемоданчиками наперевес. Война войной, тёща тёщей, а позвонить клиент должен в любой момент, когда захочет.
Даже на крыше установлена усиленная защита от молний, НЛО и прочих атмосферных явлений.
Очень хотелось попасть на объект Москва-600, но в этот раз не срослось по времени. Но я не теряю надежды.
|
</> |