Доверенное лицо/The Confidant (2012) и Заложник/Rukojemnik (2014) - словацкий




И начнём мы с его шедевра под названием «Доверенное лицо» (Estebák, 2012). Фильм рекламируют как драму с элементами комедии о жизни простого словацкого паренька, разочаровавшегося в системе. И раз так, то о драматизме происходящего на экране и уровне местной комедийной составляющей мы поговорим походу.
В начале фильма нас встречают титры, извещающие о том, что фильм снимался при финансовой поддержке Министерства культуры

Как-то раз он засекает чувачка, пытающегося незаконного пересечь границу. На место побега высылается наряд пограничников.

Мерзотный и злой Командир гарнизона заходит в будку Адама и отдаёт приказ солдатам немедленно расстрелять врага народа! Дело социализма требует расстрелов! «Стреляй, курва!» – орёт он на солдат, и те повинуются. И в этот момент у Адама в душе первый раз пошатнулась уверенность в системе...

После этого следует СКАЧОООООООК!!! Время идёт, наступает 1968-ой год, а Братислава всё ещё грязная и загаженная, словно после войны.


Адам стал счастливым обладателем работы диспетчером на аэродроме, трёхцикла Velorex и комнаты в общаге, которую разделил со своей девушкой Евой (какая тонкая аллегория!) Там он пытается наладить приём телесигнала. И когда у них это получилось, вся семья пела и плясала: в одних трусах.

Адам просит Еву подержать телеантенну, дабы насладиться видом на её

Как-то раз он остаётся с Евой на ночь в диспетчерской аэропорта и перехватывает радиопереговоры на чистом рYsckom я3bIke: «Тварыщы, подавайте рапорт! Шукайтэ пути до аэропорт! На карте аэропорт находится? На картах Чехословакии. Так что бистро ищыте!» «Это русские, слышала?» – комментирует Адам ситуацию.

Внезапно где-то вдали раздаётся грохот! В страхе наши голубки решают покинуть аэропорт. По дороге домой они встречают идущую им навстречу колонну

Причём одни и те же машины проезжают мимо несколько раз, какбэ создавая иллюзию большой колонны... Спецэффекты на уровне боевиков 80-х!

Перед парнишой тормозит БТР, откуда спрыгивают русские. Разумеется, в разгар военной операции им нечего делать, поэтому они кидаются качать его трёхцикл. «Хорошие проужины!» – мерзостно ржут вояки.

«Дружище, где здесь маленький аэропорт?» – вопрошает таваристч с непонятными погонами.

Адам показывает товаристчам dorogu, сбивая их с истинного курса:

Нахуй - это туда.
Тупыыыые русские верят пацану и командир им отдаёт приказ: «Ребята, разворачиваемся! Сидай, сидай!»
После этого СКАЧООООООООК! Проходит ещё год. Адам вступает в комсомол, женится на Еве и новоиспечённой ячейке социалистического общества дают новую квартиру. И они тут же решают отметить новоселье по-горяченькому.

Адам стягивает с Евы трусы, ставит её раком и начинает жахать что есть мочи. Ева стонет: «Ещё! Ещё!» Да, а вы не верили про высокий символизм на уровне немецких шедевров?


В панельном доме ин Совьет Чехословакия даже у стен есть уши. Но нет, это уши не всеслышащего ШТБ. Это уши соседских малолеток, которые начинают весело прыгать и кричать в такт Еве: «Ещё! Ещё!»

А когда Ева доходит до оргазма, её стоны доходят до ушей даже матери пацанов.


Это какбэ должно быть смешно, если вы не поняли. Да, в графе фильма заявлена «комедия», но все местные шутки плоские, как грудь Евы, и завязаны в основном на ебле. Вот такое оно, словацкое чуйство юмора. Сарик Адреасян может гордиться своими еуропейскими коллегами.
Время идёт. Ева устроилась проводницей на железной дороге, Адам работает в госхозе, а по ночам занимается деятельностью радиолюбителя, ловя разные передачи. Хрен его знает, откуда у них такие деньги, но квартира постепенно полнится богатствами вроде цветного телевизора с товарищем Brezhnev и братских советских matrioshka.


Или платьев, которые соблазнительным образом обтягивают попец Евы.

Как-то раз Адам засыпает на партсобрании




После этого он, как Епифанцев в Generation П, испытывает странную тягу к брошенным военным объектам и решает посетить аэродром, откуда его выгнали. Но тот уже оккупирован russkimи!!!

Один бедный совьет soldat даже просит у брата-словака купить бензин «всего за три кроны!».

И тогда наш герой прикручивает дома глушилку, чтобы кровавая гэбня не могла его прослушивать, и сам начинает заниматься прослушкой советской базы. Причём посвящает этому столько времени, что ему становится совершенно не до секоса с женой. Задроты были уж задолго до появления интернета...


Та от огорчения и печали начинает... изменять ему с левыми мужиками на бильярдном столе. Видите, какие тут замечательные герои?


Правда, ружьё с изменами по ходу фильма вообще никак не выстрелит. Очевидно, режиссёру просто нужно было понавставлять в фильм как можно больше кадров с вуайеризмом. Думаю, именитому уроженцу Чехии доктору Фрейду было бы что здесь сказать…
В госхозе у Адама тоже нескучно. Режиссёр снова пытается петросянить, показывая на то, как местные старички играют в монстров, рычат друг на друга и используют вместо масок портреты vozdey...


То местный пастушок разыгрывает сцены советско-чехословацкой дружбы с козами...

То как местный хипстер Ясек играет в пионервожатого с гусями, привязывая им галстуки...

Что сказать? Долбоёбы – они и при социализме долбоёбы.

За всякое асоциальное и антинародное поведение Ясека вяжет ШТБ на ч0рной Volga, заставляет сбрить патлы и отправляет его в социалистик тюрьма!


Этот факт так сильно давит на Адамчика, что в нём просыпается христоз головного мозга и он начинает посещать tserkoffь.

И он всё ещё ностальгирует по своего аэродромчику, останавливаясь возле него по ночам, и наблюдает за тем, как рашин командир кричит: «Туда светите, вот блядь!»

«Имя, фамилия и отчество! Я же тебя под трибунал поставлю! А? Опять блядь какая! Что ты здесь делаешь, о?» – орёт он на сослуживца, который ночью вышел помыть руки.

Но однажды наш герой-геморрой ВНЕЗАПНО перехватывает следующее сообщение: «Неопознанный самолёт в секторе Г-282-В-08! Григорий-911, направляется в Австрию. Повторяю: направляется в Австрию».


В чем дело? А это польская семейка из отца, матери и дочурки угнала одномоторный самолётик и пытается сбежать из тоталитарного соцлагеря к Свободе! Не удивлюсь, если эта сцена была вставлена по просьбе польских инвесторов.


«Ну расстреляй его и всё! Ух ты, блядь», – ворчит командир свои коллегам, которые никак не привыкнут к расстрелам нарушителей границы. Что-то любят русские в этом фильме слово «блядь», причём произнося его до боли наигранно и вымученно.

На перехват тут же вылетает пара компьютерных МиГов, нарисованных на уровне немецких бомбардировщиков из УСов-2.

«Вижу семью беглых поляков, Иван!» – «Понял тебя, Иван!»
«Они буду стрелять!» – плачет мать. «Мамааа!» – ноет дочурка.

Адам выходит на частоту связь с самолётом и пытается помочь полякам советами. Но гуманный советский лётчик даже стрелять не стал: он на своём МиГе просто подрезал поляков, и их самолёт упал в речку.
На героя все это действует крайне удручающим образом. И он идёт к церковному пастору


А под вечер

И герой принимает рискованное решение: он вместе с Евой угоняет самолёт... потому что самолеты в соцблоке угонять было легче, чем велосипеды... и летит к австрийской границе. Где он взял самолёт и когда он успел обучиться навыкам лётчика – история умалчивает. Режиссер решил это с помощью монтажного СКАЧКАААААААА. На перехват, естественно, вылетают МиГи, какбэ намекая, что герой скоро долетается.


Но по велению рояля в кустах Адам успешно садится в Австрии, где вместе со своей пассией получает политическое убежище и садится квасить в шикарном ресторане. Что? И все. Далее занавес и титры под бодренький рок-н-рольчик.


Что сказать? Серая, ходульная, прямолинейная поделка, снятая ради освоения бюджетных средств, с типичной для чехов и словаков фиксированностью на половой жизни и том, как тупо и уныло жилось в проклятом Совке. Похоже на лайт-версию немецкого высера «Герои как мы», где эти две темы были возведены в абсолют. И даже как пропагандистское полотно фильм бьёт мимо цели. Потому что мотивация героев неубедительна. Непонятно, от чего они бежали, если жили не идеально, но не так уж и плохо. Ведь даже зверств режима толком и не показано: всего лишь два инцидента на границе и непонятно за что арестованные эпизодические политзэки. А оскал тоталитаризма в виде гэбни и русских выглядят чрезвычайно карикатурно: оные постоянно мерзостно огрызаются и матерятся.
Гени(т)альные фишки режиссёра практически без изменений перекочевали в его следующий фильм, который называется Рукожепник... То есть, Rukojemnik – что по-словацки значит "Заложник". Но первое идет ему больше, и вы скоро поймете, почему.
Наш главный герой – маленький школьник, живущий в Чехословакии на австрийской границе, Петер Ахбергер. Он то ли венгерский немец, то ли немецкий венгр... В общем, знает словацкий, учит немецкий, а как выучит венгерский – будет, по словам бабушки: «Настоящий словак».

У него драма в семье. Его родители были вынуждены эмигрировать в Австрию из-за доноса какого-то грязного коммуняки, а обратно им приезжать не дают органы, так что Петер воспитывается бабушкой и дедушкой. Именно дедушка и считает его заложником-рукоемником, что туповатый пацан не стесняется озвучивать в сочинении. Хорошо еще, что учительница его обрывает и не подвергает репрессиям.
В фильме вообще не раз обличается тоталитаризм ЧССР. Так, в школе, где девочка мило рассказывает о том, как с семьей провела Рождество, после нее выступает мальчонка, сын председателя заводского парткома, который выдает идеологически верное сочинение: «Отец просветил меня, что подарки приносит Дед Мороз из Советского Союза. А Рождество – буржуазный пережиток».

А еще тут есть школоло Башта, сын пограничника. Он с детства воспитан в духе милитаризма! Поэтому когда отец подарил ему на Новый год пневматический пистолет, мальчонка сразу стал бездуховно тренироваться в расстреле vragov naroda.

Пример подает сам папаша, который по пьяни расстреливает из окон проходящих мимо

И да, как видите, это тот же самый пограничник, что в «Доверенном лице», так что предположительно, это типа приквел или сиквел. Там даже остались те же газики и кроме них показано всего два автомобиля – чешская «Скорая помощь» и польский фиат.

Но слава богу, есть в городе не проникшиеся коммунистической бездуховностью люди. Например, отважный диссидент – алкаш и бестолочь Колар, который любит без причины домогаться пограничников и задавать для троллинга крайне тонко продуманные вопросы: «Скажите, почему столбы с колючей проволокой наклонены к нам внутрь, а не наружу».

Пограничники могли бы ответить, что Колару надо меньше пить, потому что столбы, как отлично видно в фильме, абсолютно прямые. Но вместо этого его уводит в сторону дедушка и поясняет, что ненавидеть коммунистов надо исподтишка, чтобы никто не догадался. Именно поэтому дед разыгрывает из себя милого и доброго человека, который всегда приветливо встречает погранцов и подает им турецкое кофе с капелькой рома за счет заведения. Колар кивает и... делает по своему. Потому что голос свободы не задавить даже голосом разума!!!
А вот бабуля вполне постигло искусство маскировки. Узнав, что Рукоемник писал в Красный Крест к маме и папе, из-за чего органы решили отнять его у семьи и отдать в приют, она разыгрывает перед инспектором спектакль – мотыляет мальца и кричит: «Ты что написал, засранец! Не знаешь, что вредишь этим нашей социалистической родине? Ради этого твой дед воевал в партизанах!» Пацан в ответ на это играет ярче, чем деревянная тумба.

Да-а-а-а, да-а-а-а, ну вы помните этих легендарных чешских партизан, которые героически подняли знамя сопротивления... в последние дни оккупации Чехословакии. Конечно, там были только сторонники коммунистов, так что это достойный довод (sarcasm).
А еще тут есть школьник Янек, сын Колара. Явно из-за дурной наследственности он немного слабоумен, и дети давно удивляются, что его не перевели в спецшколу. Однако слабоумие не помешало ему украсть из чужого дома очень красивого кота. Как именно он это сделал? С помощью того же СКАЧКАААААА, что так любит режиссер! Серьезно, никакого объяснения – вот пацан только что любовался в окно на кота, а вот уже директор ходит перед строем школьников и просит признаться, кто его похитил. Обратите заодно внимание на заднюю доску, обклееную флагами СССР-ЧССР – их тут будет очень много.

Тем же днем Петер с корешом видит, что кучка одноклассников решила выполнить заветы директора по выдаче предателя, для чего поймала, привязал к столбу и решила попытать горящими палками. Какие все-таки эти чехословаки добрые, благородные и гуманные люди. У нас в советских школах такого дебила бы вообще бы досками с гвоздями бы забили насмерть (sarcasm).

Кореш Петера благородно решил бросить дебила на произвол судьбы, но наш словацко-немецкий Рукомойник не растерялся, обманным путем отвлек внимание бандитов, разыграл мега напряженную погоню под музыку
После такого безумно интересного приключения Янеком занялись товарищи по классу, подтянули его и весной он смог более-менее нормально решать задания по математике. Причем у той же учительницы, которая в начале фильма проводила с детьми уроки родного языка!!! У чехословацких школ был очень маленький штат... Кстати, вы знали, что в школах ЧССР дети уходили с уроков со словами: «Слава труду!» и обращались к преподавателям: «Товарищ учительница»? Как много мы еще не знаем о братских государствах...

Я так и не понял, что означают эти чехословацко-советские флажки где попало. Торжество дружбы СССР-ЧССР? Но ведь даже ни одного русского мы тут не увидим.

В поисках хоть какого-то конфликта для развития сюжета вводится непонятно откуда новая линия – кореш Петера уверяет, что его дядя в Австрии, настоящий граф, привозит им через секретный тоннель под Моравой кучу всяких вещей. Поэтому у него дома-де бассейн, два подвала, паровозы, машинки и десять тысяч хрустальных люстр, малы-ы-ы-ыш! Дядя все привезет, даже мотоцикл.

Но Петер не особо страдает – родители из Австрии присылают ему подарки, шиллинги, да и дед регулярно катается в Вену на поезде. Который регулярно обыскивают на границе вообще безо всяких столбов четыре с половиной пограничника, у которых даже оружия нет – потому что автору денег даже на него не хватило. Твою мать, чешские боевики Симандала дороже смотрелись!

Однако оказалось, что про дядю кореш не врал. Придя в полночь на старую фабрику с дедом, Рукожепник действительно видит целых трех человек, которые катятся куда-то на буржуазных Харлеях, а их преследуют аж целых джва ГАЗ-69. Пограничники выпрыгивают на заднем плане из машин и начинают где-то за кадром преследовать нарушителей границы. Слышны крики, ор, выстрелы и громкие женские причитания.

Разумеется, наши герои приходят в ужас почище, чем в комнате страха, да...

В общем, жестокие пограничники злобно застрелили целую семьи из четырех человек, которые всего лишь перевозили через границу игрушки. Если верить пьяным свидетелям, проливающим слезы в барах, потому что саму сцену режиссер показать не смог. То ли мозгов не хватило, то ли денег. А может быть, это тот же гениальный почерк с мастерским использованием сценарных дыр. С таким же успехо
|
</> |