"Дорогие мои старики" - часть 21

Картинка на данную тему

и основной текст, пребывающий, как обычно, в сокрытом.
30. Эскадренные броненосцы «Полтава», «Петропавловск», «Севастополь».
В реальности:
«Полтава», «Петропавловск», «Севастополь» – данные броненосцы в период своей службы (для «Полтавы» – до ее захвата японцами) фактически успели претерпеть только определенные изменения военного времени.
Вот, в частности, как описывал старший офицер «Полтавы» С.И.Лутонин в своей работе «Деятельность броненосца «Полтава» в русско-японскую войну 1904 года» устройство дополнительной защиты батареи 152-мм орудий на данном корабле:
«Бой 27 января показал нам, что японские снаряды страшны лишь против 1/2-дюймовой обшивки, поэтому мы решили забронировать своими средствами нашу 6-дм батарею, сначала командир сильно противился бронированию, боясь, что броненосец глубоко уйдет в воду. Подсчитав веса, я получил, что полное бронирование батареи потребует добавочного груза в 200 тонн, то есть осадка увеличится на четыре дюйма. На «Полтаве», как и на всех наших судах, в низах хранилась масса всякого хлама, старых колосников, ломаного железа, откуда-то принятых балластин и многое то, что следовало бы давно выкинуть за борт, но по правилам должно храниться до возвращения в Кронштадт. Разобравшись по низам, я выгрузил на стенку целых три штабеля перегорелых колосников, какие-то колоссальные чугунные блоки, две запасных лопасти винта – всего сгрузил до трехсот тонн никому не нужного хлама, и тогда командир сдался и разрешил забронировать на 1/2 предлагаемого проекта. Работу эту сделал лейтенант Страховский с судовыми механиками. По бортам мы поставили по четыре в ряд 1/2-дюймовые листы, скрепили их с обшивкой болтами с гайками, носовые траверзы от 6-дм башен сделали ящиками по шесть дюймов шириной и заполнили мешками с углем, углем же заполнили бортовые коридоры носовых 6-дм башен, а отделение вспомогательных котлов забили мешками с углем, так что с носа получилось полное прикрытие. С кормы поставили сплошной лист в один дюйм. Нашему примеру тотчас же последовали «Петропавловск» и «Севастополь». Бронирование батареи оправдало себя в бою 28 июля, когда под башню № 1 попало сразу два 12-дм снаряда, разворотило всю обшивку, осколки встретили уголь в бортовом коридоре и траверз, которыми все осколки и были задержаны. Иначе они бы влетели в батарею, перебили бы всю прислугу двух орудий и подбили бы пушки. 10-дм снаряд попал в слойковую броню и развернул только первый слой, ни один осколок не проник в батарею.».
Непосредственно в описании боя 28 июля 1904 года эти данные конкретизируются:
«Два 12-дм снаряда попали в батарейной палубе под 6-дм башню № 1, но в коридоре вокруг башни были положены мешки с углем и действие взрывов снарядов было значительно ослаблено, пробоина в обшивке получилась огромная, но осколки задержались углем и сделанным нами раньше траверзом – потерь в людях в батарее не было, пушки не повреждены.»;
«В импровизированной слойковой батарейной броне первый полудюймовый лист в месте попадания был сорван, остальные только вмялись – броня отлично выдержала удары тяжелых японских снарядов.».
У В.Я.Крестьянинова, Л.А.Кузнецова, С.В.Сулиги и С.А.Балакина имеется несколько иная информация о дополнительной защите батарейных 152-мм орудий. Согласно ей во время войны силами команды и порт-артурского порта между бортовыми башнями соорудили импровизированные казематы из полудюймовых (12,7 мм) железных листов «общей толщиной 75 мм». А на «Петропавловске» на срезах между 152-мм башнями соорудили железные ящики до нижнего уровня портов бортовых 152-мм орудий и засыпали их углем.
При этом у С.И.Лутонина присутствует и такая фраза, позволяющая оценить эффективность японских снарядов по тонким листам стали:
«Японские же снаряды что на 80, что на 20 кабельтовых действуют одинаково, рвутся при первом прикосновении к обшивке и разрушают 1/2-дюймовые листы, а где встретят толщину в 2 дюйма, там они бессильны.».
В финале осады Порт-Артура корабли пришлось защищать от навесного огня японской осадной артиллерии. В этих целях по информации С.И.Лутонина на «Полтаве» было проделано следующее:
«Чтобы парализовать силу 11-дм бомб и заставить их рваться выше броневой палубы, на «Полтаве» прикрыли стальными листами всю верхнюю палубу, кроме того, уложили брикет фута на два, сверх же листов поместили мешки с углем. Это закрытие отлично выдерживало удары 6-дм и 120-мм бомб, они рвались в защите и не пробивали верхнюю палубу, но 11-дм снаряды проходили сквозь защиту как через масло и рвались под броней.».
Что касается изменений в артиллерии кораблей, то в Порт-Артуре они происходили постоянно – отдельные орудия то передавались на сухопутный фронт, то возвращались обратно на корабли.
Во время войны на броненосцах рассматриваемого типа 47-мм орудия с нижней палубы перенесли на спардек, кормовой балкон и навесной мостик. Орудия калибров 37 мм и 63,5 мм преимущественно были переданы на нужды сухопутной обороны крепости.
27-28-го июля 1904 года, как пишет С.И.Лутонин, на «Полтаве» было установлено 6-47 с броненосного крейсера «Баян» – на мостиках и кормовой части спардека.
По данным В.Я.Крестьянинова и Л.А.Кузнецова на «Севастополе» 27 июля 1904 года также установили дополнительные пушки с «Баяна» (видимо, 2-47), всего броненосец перед выходом в море 28 июля 1904 года имел 3-305х40 (одно орудие ранее вышло из строя), 12-152х45, 14-47 и 12-37. «Полтава» – 4-305х40, 12-152х45 и 18-47. Вместе с тем, в работе этих же авторов есть и иные данные, согласно которым на «Севастополе» 28 июля 1904 года имелось 12-47, а на «Полтаве» – 16-47.
«Петропавловск» погиб от подрыва на японской мине 31 марта 1904 года.
«Полтава» затонула в Западном бассейне Порт-Артура утром 23 ноября 1904 года после полученных от огня японской осадной артиллерии повреждений, 20 февраля 1905 года исключена из состава флота. Впоследствии поднята японцами и после ремонта (в ходе него, в частности, башни 152-мм орудий заменили на снятые с броненосца «Ивами» (бывший русский «Орел»), установили 8-76,2 (Армстронга), оставив 4-47 для салютов, сняли надводные торпедные аппараты) вошла в состав японского флота под названием «Танго». Весной 1916 года корабль был выкуплен у Японии и получил название «Чесма», включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 16 июня 1921 года сдан на хранение Архангельскому порту, а 21 ноября 1924 года исключен из списков РККФ. Окончательно разобран на металл в 1933 году.
«Севастополь» затоплен перед сдачей Порт-Артура 20 декабря 1904 года, 15 сентября 1905 года исключен из состава флота.
В альтернативе:
Если говорить о каких-то вещах, которые хотелось бы проделать с данными кораблями непосредственно при постройке (раз уж старт альтернативы намечен на конец 1893 – начало 1894 года, когда они еще стояли на стапелях), в то же время не выходя за заданные рамки «умеренного реализма», то единственное, что можно было бы предложить – за счет ограничения на всех кораблях серии максимальной толщины пояса по ватерлинии напротив машин и котлов до 356 мм, а напротив погребов ГК до 254 мм установить хотя бы 76,2-мм бортовую и траверзную сталеникелевую броню для защиты 152-мм орудий в центральной батарее. При этом в носовой части траверз стоило бы выполнить охватывающим основание дымохода носовой трубы. Ну, и еще убрать с нижней палубы в корме противоминные пушки, перенеся их на батарейную палубу, как это сделали в реальности уже во время войны с Японией.
А, скажем, к концу 1903 года напрашивалась бы замена большей части 37-мм пушек на 4-75х50 (по паре в оконечностях на батарейной палубе) и, если позволят средства и возможности Владивостокского порта, установка электроприводов горизонтальной наводки для 152-мм орудий в батарее.
Продолжение следует…
|
</> |