"Дорогие мои старики" - часть 16

топ 100 блогов stvolar12.02.2025 Еще немного, еще чуть-чуть... Ровно на один альт-модернизируемый кораблик. Но, думаю, этот товарищ покажется многим довольно спорным в данной его интерпретации. Тем не менее, попробуем.

Основная часть текста ввиду объема таится в сокрытом.

25. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов».

В реальности:
«Адмирал Нахимов» – по изначальному проекту предполагалось вооружение корабля из 4-229х30, 10-152х35 и 4-87. В последующем 4-229х30 было решено заменить на 8-203х30. В коечном итоге он был достроен с вооружением из 8-203х35, 10-152х35, 4-87, 6-47 (пятиств.), 4-37 (пятиств.), 2-63,5 десантных и 3 т.а. (надводных).
По данным С.В.Сулиги с 28 октября 1891 года по 1 июля 1892 года корабль находился на ремонте в Кронштадтском доке, где на нем исправляли повреждения корпуса и произвели замену трубок во всех 12 котлах.
В феврале 1893 года на крейсере проводили очередной ремонт котлов и переборку главных механизмов.
Также еще в июле 1892 года МТК решил установить на «Адмирале Нахимове» электромоторы для вращения башен. В каждую башню предполагалось поставить по 2 электромотора суммарной мощностью в 20-25 л.с. Этой мощности вполне хватало на движение башни, а вращение валов со скоростью в 950 оборотов в минуту через понижающий редуктор обеспечивало ее плавное наведение. Ручной способ оставался как резервный.
8 марта 1893 года ГУКиС был заключен контракт на установку электромоторов и редукторов с фирмой «Сименс и Гальске», а на изготовление и монтаж динамомашин и электропроводки, — с фирмой «Шуккерт и К». Согласно контракту, все предстояло выполнить за срок чуть более одного месяца – к 15 апреля 1893 года. Фактически работы были завершены в мае 1892 года.
Окончательные испытания башенные электроприводы прошли во втором дальнем плавании. На переходе из Гибралтара до Картахены 2 сентября 1893 года при ветре в 6 баллов и волнении в 5 баллов «Адмирал Нахимов» встал навстречу волне. Килевая качка корабля составила 2 градуса. При этих условиях все четыре электропривода работали без нареканий, а сами башни вращались легко и плавно.
Затем крейсер стал к волне бортом, и бортовая качка достигла 2,5 градуса, а крен на подветренный борт 1,5 градуса. При этих более сложных условиях поворот башни на 180 градусов делался в течение 46-48 секунд.
Для сравнения башни испытали и на поворот вручную. В каждой из них работало по 12 человек. На те же 180 градусов башни смогли повернуть только через 11 минут 15 секунд, при этом к концу работы команда «просто выбилась из сил».
После начала японско-китайской войны 1894-1895 годов с крейсера сняли часть парусного рангоута (стеньги, брам-стеньги и гафели).
По данным С.В.Сулиги в 1898 году рассматривался вопрос об установке на крейсер новых водотрубных котлов. Но в марте 1898 года все же решено было заказать Балтийскому заводу новые цилиндрические огнетрубные котлы по типу уже эксплуатировавшихся на корабле, что позволяло избежать переделок по корпусу и сократить сроки ремонта.
В то же время по данным В.В.Арбузова Балтийский завод начал изготовление новых котлов для крейсера уже в феврале 1897 года со сроком их изготовления к осени 1898 года.
Работы по установке на крейсер новых котлов закончились к ноябрю 1899 года.
В ходе капитального ремонта и модернизации 1898-1899 годов, помимо замены котлов, с «Адмирала Нахимова» также окончательно сняли парусный рангоут, заменили часть обветшавших корпусных конструкций, увеличили число боевых прожекторов, установили более мощные динамомашины и новые опреснители Круга.
Помимо производства корпусных работ, в МТК первостепенным считалось и перевооружение «Нахимова» современными орудиями, однако с оговоркой о том, что «в случае, если вооружение останется прежним, то следует все же заменить малокалиберные пушки».
С.В.Сулига говорит о возможности замены всех 203-мм и 152-мм орудий корабля на равное им количество пушек 152х45, что давало бы бортовой залп в 11 таких орудий.
Более того, в вышедшей в 1913 году книге капитана 2-го ранга М.И.Смирнова «Цусима. Сражение в Корейском проливе 14-го и 15-го мая 1905 года» в таблице на странице 45 приводятся сведения, согласно которым вооружение «Адмирала Нахимова» при Цусиме якобы состояло из 18 современных 152-мм 45-калиберных пушек Канэ (если интерпретировать приводимые данные о количестве таких орудий, стреляющих на один борт). Однако изложенные в Сборнике документов о действиях флота показания о ходе Цусимского сражения членов экипажа «Адмирала Нахимова», особенно старшего артиллерийского офицера «Нахимова» лейтенанта Гертнера 1-го, определенно точно знавшего, что за пушки имеются в его распоряжении, такую замену не подтверждают.
Таким образом, в ходе ремонта в 1898-1899 годах был реализован вариант с заменой на крейсере только малокалиберных орудий. Но 203-мм и 152-мм орудия все же были отремонтированы (по данным С.В.Сулиги у них заменили станки), а также для них были приняты заряды бездымного пороха.
Также С.В.Сулига утверждает, что во время модернизации «Адмирала Нахимова» в 1898-1899 годах 203-мм орудия прикрыли круглыми щитами диаметром около 6,9 м с толщиной стен 63,5 (вокруг амбразур) – 51 мм (до того толщина верхних прикрытий ГК составляла 19,05 мм для стен и 12,7 мм для крыши) и обтянули брезентом, из-за чего установки ГК приобрели вид настоящих башен, а бортовые командирские башенки сняли. Вместе с тем имеющееся в литературе описание повреждений крейсера от огня японцев в Цусимском сражении, а именно легкость поражения верхних прикрытий башен даже осколками снарядов заставляет усомниться в том, что такая переделка на самом деле имела место.
Дорогие мои старики - часть 16 04.jpg

Дорогие мои старики - часть 16 49.jpg

После обновления малокалиберной артиллерии вооружение корабля составляли 8-203х35, 10-152х35, 12-47, 4-37 (пятиств.), 2-37, 2-63,5 десантные, 4 пулемета, 3 т.а. (надводные). Такое вооружение сохранялось на нем и по состоянию на 1904 год.
После возвращения с Дальнего Востока на Балтику в апреле-мае 1903 года «Адмирал Нахимов», как пишет С.В.Сулига, намеревались подвергнуть капитальному ремонту со сменой артиллерии и механизмов, вероятно, на 152-мм и 120-мм орудия Канэ, вертикальные машины тройного расширения и водотрубные котлы Бельвиля. Но нехватка средств и времени, а также загрузка кораблестроительных заводов перед русско-японской войной привела к тому, что пришлось ограничиться только текущим ремонтом.
Согласно Судовому списку 1904 года на указанный год действительное водоизмещение корабля составляло 8874 тонны (по проекту – 7782 тоны), мощность машин – 7768 л.с. (по проекту – 8000 л.с.), скорость 16,6 узла при 90 оборотах в минуту (по проекту – 17 узлов).
В целом силовая установка крейсера оказалась достаточно удачной, позволяя ему довольно долго сохранять  свои скоростные качества. Так, в январе 1895 года «Адмирал Нахимов» прошел докование и переборку машин в японском порту Кобе, а сразу после этого на испытаниях 19 января 1895 года при 90 оборотах винта легко развил скорость в 16,5 узла. Чуть позже на эскадренных соревнованиях на многочасовом переходе у Иокогамы уверенно держал 15,4-узловый ход (также участвовавший в них броненосный крейсер «Память Азова» – только 14 узлов).
При этом наибольшая скорость, достигнутая крейсером сразу после постройки на прогрессивных испытаниях при водоизмещении 7785 тонн (то есть соответствующем проектному) и мощности машин 8400 л.с. с винтами диаметром 5,2 м, составила 16,9 узла.
После Цусимского сражения «Адмирал Нахимов» торпедирован в ходе ночных атак японских миноносцев и затоплен у острова Цусима 15 мая 1905 года.

В альтернативе:
Если говорить именно об «умеренной альтернативе», пусть и с некоторыми нюансами, то виделся бы потенциально реализуемым в период, предшествовавший войне с Японией, следующий вариант переделки данного корабля:
- замена в 1898 году огнетрубных котлов на водотрубные котлы Бельвиля и одновременная переделка машин на тройное расширение пара (вместо аналогичной комплексной операции на эскадренном броненосце «Екатерина II») с расчетом получить в итоге скорость около 16,75-17,0 узлов – и понять, что большого выигрыша от подобных действий ждать все-таки не приходится;
- полное снятие парусного рангоута;
- снятие башен ГК с броней их барбетов, кроме нижних 76-мм колец, и замена всей артиллерии на 4-203х45 (на верхней палубе на местах расположения прежних башен ГК и со щитами развитой формы, отчасти подобной той, которую имели в реальности щиты 120-мм и 75-мм пушек на канонерской лодке «Гиляк»), 8-152х45 (на батарейной палубе), 4-75х50 (на батарейной палубе в оконечностях), 12-47, 2-37, 2-63,5 десантные, 4 пулемета, 3 т.а. (надводные);
- дополнительная защита оконечностей по высоте пояса по ватерлинии двумя слоями кораблестроительной стали общей толщиной 50,8 мм (2х25,4 мм) с установкой ее прямо на корпус и соответствующим уменьшением в этих местах толщины деревянной обшивки (со 152 мм до 102 мм);
- дополнительная защита устанавливаемых новых 152-мм орудий со стороны борта двумя слоями кораблестроительной стали общей толщиной 50,8 мм (2х25,4 мм) с установкой ее прямо на корпус, а также 25,4-мм полупереборками между ними;
- исходя из того, что средняя часть верхней палубы «Адмирала Нахимова» имела только деревянный палубный настил (не считая палубного стрингера у бортов шириной в 4 фута) – установка в средней части верхней палубы стального палубного настила толщиной 12,7 мм.
При этом 4 орудия 203х45 для такой переделки – 2 не установленных в данной альтернативе на «Храбрый», 1 имевшееся в запасе и 1, выпущенное, как предполагается, вместо одного из запасных орудий 254х45. А весь весовой выигрыш от ликвидации башен вкладывается в основном в усиление защиты и увеличение прочности корпуса.

Продолжение следует…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня я узнала о такой замечательной женщине, как Юдина Мария Вениаминовна. Простите мою безграмотность. Но познакомилась только сегодня. Сколько человек претерпел во время Союза за свои религиозные взгляды, потрясает, ее выгоняли откуда ...
Еще хуй в жопу нож в спину скрепным теплым и ламповым ДВС. Премиальный. 204-сильный электромотор, установленный на передней оси. Аккумулятор емкостью 54,3 киловатт-часа обеспечивает кроссоверу запас хода в 400 километров. Ну и кокой то киа спортейдж почему-то со звездой на ...
Какой реприманд неожиданный, надо же - наш телефлюгер, оказывается, сталинист, а может - керенкист. маоист, или кимчениринист? Забавные все же встречаются щелкоперы и бумагомараки, в своем невежестве - забавные, олдскульных патриархов а ля ув. Максим Юрьич, глыба и матерый челове ...
У меня нет подруг. Причина тому череда моих ошибок, неправильно занятой позиции ранее, смены города проживания, и еще много чего. Вчера залезла в ватсап, а там перекати поле болтается, и стервятники доедают старые сообщения. Раньше казалось что у нас разные полярности с девушками. ...
Эштон Кутчер и Мила Кунис с дочкой в воскресенье провели время в парке в Студио Сити. src ...