дорогая чужая какашка, дорогая моя Москва

Но в первые дни и недели после появления скултптуры её назвало так столько людей - как посмотревших на работу Урса Фишера вблизи, так и составивших мнение заочно - что их оценку произведения нельзя не учитывать: аналогично тому, как говоря о Джоке Стерджессе, мы должны теперь помнить и об отношении к нему искусствоведов-офицеров.
Конечно, я не специалист по форме фекалий и мало видел их в жизни, кроме собственных, помета животных, а также кучек, оставленных другими людьми на природе и в городах - теми, кто был не в состоянии удержаться.
Но та выборка, которую мне довелось посмотреть, не напоминает скульптуру на Болотной набережной - или, точнее, скульптура, поставленная рядом с культурным центром ГЭС-2, никак не похожа на те выделения, которые я когда-либо встречал.
Так, что, конечно, интересно: авторы рецензий, которые наперебой начали называть скульптуру Какашкой - они настолько ненаблюдательны, что не видят разницы, или у них всё выглядит как раз именно так /тогда интересно было бы посмотреть - хотя знакомиться с ними я бы, пожалуй, не стал/, а может быть всё дело в том, что у них просто скудный словарный запас, и им трудно подбирать адекватные формулировки.
Сам скульптор называет произведение Глина № 4, но это и никакая не глина, потому что у этого материала своя характерная фактура - а какая глина из алюминия. В общем, я назову инсталляцию Некакашка № 1, а вы - как хотите. Могу еще иногда употредлять слово Неглина. Конечно, я знаю, что в нашем языке есть давно устоявшийся, улежавшийся и утекший гидроним Неглинка - но она, на что указывает и суффикс, маленькая и в трубе, а эта Неглина вон какая вымахала. Неглинища.

Был в будний день в конце августа, и листья осенью дышали. Снимать начал в 17.30. Обещанного ажиотажа нет, а люди, рассевшиеся вокруг, смотрят преимущественно на воду обводного канала.
Известное дело: на воду можно смотреть бесконечно.
Восстановленное светлое здание по правому обрезу кадра - еще дальше справа остался к-т Ударник - это и есть новый культурный центр.
Большое видится на близком расстоянии: в трех метрах поверхность похожа на шкуру слона

Объект действительно охраняется, но эти славные трое - не охранники.
Вот, справа, охранник в черном

следит, чтобы не поцарапали или не унесли: мало ли у нас ходит по городу вандалов и радикалов.
Ради того, что кажется им калом, они готовы на что угодно.
Поэтому охранник там не один. Этот, судя по цвету, из другого ведомства

а отдыхающую в небрежных позах чуть дальше, но посматривающих на скульптуру и народ плечистых славян в оранжевых штанах и жилетах дорожных рабочих и показывать не буду, чтобы не рассекретить их лица.
А следить, повторюсь, есть за чем - и за кем. Вот, например, приехала посмотреть, как чувствует себя в России их троянская глина, иноагентка. Я этих иноагентов, правда, раньше никогда не видел, но судя по форме одежды - она

полосы на боку - это каз то, что знатоки называют отпечатками пальцев художника.
Если это действительно так, надеюсь, что те, кому положено, уже занесли папиллярные узоры куда следует

Кстати, здесь мы видим дополнительное подтверждение тому, что перед нами не какашка: ну какой скульптор станет руками без перчаток /а иначе откуда отпечатки/ какашки мять.
Культурный центр ГЭС-2.

ступечатое справа - тыл Ударника, левеее него и глубже Дом на набережной.
Его северо-западная часть

Справа здание Ударника.
А недалеко от культурного центра - слева, если смотреть ему в профиль от Обводного канала - поставили трамплин

некоторые считают объект контаминацией Патриаршьего моста за ХСС и полумоста-языка в Зарядье, другие уверяют, что эта часть составляет единую композицию с арт-объектом Неглина: по замыслу устроителей, у публики должно создаться впечатление, будто скультура разогналась по этому именно трамплину, с которого махнула прямо на возведенный заранее постамент.
Возможно даже, что именно так оно и было в реале.
Кроме тех, кто хотел потрогать Неглину руками, остальные приезжают просто потусоваться: людей посмотреть и себя показать

А это профи

Самую непосредственную реакцию продемонстрировала чистая душа велосипеда, который привели познакомиться с гостем столицы: двухколесное встало на дыбы, заржало и всё норовило отвернуться от непонятного зрелища

а его самка, натура более нежная, и вовсе рухнула на бок - то ли от смеха, то ли в обморок.
Шедевр ли привезли в Москву? На первый взгляд - конечно, нет.
Но вот если присмотреться внимательнее - не знаю, действительно ли это авторский замысел или Фишер сам не знает, что за рыбку он выловил, но я увидел там в большей степени оммаж знаменитым московским скульптурам, нежели просто на них пародию.

Прототип

Что вижу еще

подогнутую ногу в сапожке, руку в толстом рукаве кафтана. Рука опирается на увесистую торбу. Садко, подводный гость ныряльщика Фишера?
Другой великий писатель

Оригинал

У Глиниколая Васильевича кадром выше видны даже глаза и намек на челку - разве что на нос материала не хватило.
Некакашка хорошо совмещается в кадре с Петром Церетелиевичем

Которое из двух творений лучше? Не стоит их сравнивать: разные жанры, разные номинации.
Для меня эта вставшая временно недалеко от Петра вещь - напоминание о том, что где-то еще есть какая-то свобода: автор может работать, не думая о том, что скажет министерство культуры и какова будет реакция общественного мнения. Ну а кто-то ставит скульптуру на набережной, не ожидая одобрения властей. Поэтому в кадрах много неба: воздух у нас пока есть.
А реагировать на новое, как чета малообразованных велосипедов - это и дурак может.
У.Фишер
https://meduza.io/feature/2021/08/22/v-moskve-ustanovili-otlichnuyu-12-metrovuyu-skulpturu-v-vide-kuska-gliny-iz-za-kotoroy-vse-pererugalis
|
</> |