Дом Васильчикова — Воздвиженка, 13, или Москва, которой уж нет
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐÑего 22 ÑоÑо Ðом ÐаÑилÑÑикова. 1907-1910 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐÑего 22 ÑоÑо Ðом ÐаÑилÑÑикова. 1907-1910 годÑ](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-dbd8c9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3917737/3917737_original.jpg)
Этого дома нет на карте Москвы. Сейчас там непритязательный городской сквер. Однако этот земельный участок, что выходит на Арбатскую площадь был весьма ценным. Более того, даже в советское время этот сквер считался значимым и был огорожен примечательной оградой в стиле сталинского ампира. Вы можете заметить, разглядывая заглавное фото, что дом этот был примечательным и в архитектурном отношении. Что же произошло; когда этот дом исчез с карты Москвы? Достаточно сказать, что он не был целенаправленно снесен и превратился в призрак согласно тяжелым и роковым обстоятельствам. Ну, в общем, давайте, разберемся со всем этим.
В 1777 году камер-юнкер Василий Семёнович Васильчиков (1743-1808) строит здесь свой дом. Для людей XVIII века имя хозяина говорило о многом. Это был брат одного из фаворитов императрицы Екатерины II, Александра Семёновича Васильчикова (1746-1813). Как говорили современники, он был самый бескорыстный, самый любезный и самый скромный из этих самых фаворитов, многим помогал и никому не вредил. Или просто был приличным человеком, современным языком говоря.
![02. ХоÑевÑкий план ÐоÑквÑ. 1852 год. ÐÑаÑнÑм конÑÑÑом вÑделен земелÑнÑй ÑÑаÑÑок дома ÐаÑилÑÑикова 02. ХоÑевÑкий план ÐоÑквÑ. 1852 год. ÐÑаÑнÑм конÑÑÑом вÑделен земелÑнÑй ÑÑаÑÑок дома ÐаÑилÑÑикова](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-32038e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3917939/3917939_original.jpg)
Василий Семёнович Васильчиков был женат на дочери гетмана Украины Анне Кирилловне Разумовской (1754-1826). Анна Кирилловна была своеобразным, глубоко верующим человеком. В 1797 году она, к этому времени мать уже пятерых детей, оставила своё состояние мужу и ушла в монастырь, получив при постриге имя Агния. Поступок, не совсем характерный для представителей высшего света того времени.
![03. Ðижний ÐиÑловÑкий пеÑеÑлок â вид на дом ÐаÑилÑÑикова (на вÑоÑом плане ÑÑÑÑ Ð¿Ñавее Ð¾Ñ ÑенÑÑа кадÑа). 1913 год. Слева на ÑоÑо ÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑадÑÐ±Ñ Ð¨Ð°Ñ
овÑкого 03. Ðижний ÐиÑловÑкий пеÑеÑлок â вид на дом ÐаÑилÑÑикова (на вÑоÑом плане ÑÑÑÑ Ð¿Ñавее Ð¾Ñ ÑенÑÑа кадÑа). 1913 год. Слева на ÑоÑо ÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑадÑÐ±Ñ Ð¨Ð°Ñ
овÑкого](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-096795.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3868697/3868697_1000.png)
В ХIХ веке у дома были уже другие хозяева. Здание перестраивалось, но, несмотря на перестройки, сохраняло характер классической обработки фасадов. Неизменной оставалась и угловая колоннада в четверть окружности со спаренными ионическими колоннами. Это первая по времени угловая колоннада на Воздвиженке. Вторая сохраняется до сих пор на доме Шереметевых, на углу с Романовым переулком. Она чуть моложе Васильчиковской и построена на рубеже XVIII — ХIХ столетий.
![04. УлиÑа ÐоминÑеÑна (Ðоздвиженка). 1926-1930 Ð³Ð¾Ð´Ñ 04. УлиÑа ÐоминÑеÑна (Ðоздвиженка). 1926-1930 годÑ](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-803492.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3869092/3869092_1000.png)
Но не только архитектурой был известен этот дом. Во второй половине XIX века он принадлежал баронессе Черкасовой. 1 сентября 1866 года здесь, в арендованном здании, открылась Московская Консерватория. На следующий день после торжественной церемонии начались занятия.
![05. Ðид дома ÐаÑилÑÑикова (Ñлева в кадÑе) из дома ÐоÑÑелÑпÑома. 1926 год 05. Ðид дома ÐаÑилÑÑикова (Ñлева в кадÑе) из дома ÐоÑÑелÑпÑома. 1926 год](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-381619.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3914846/3914846_1000.jpg)
В числе педагогов был и сам основатель Консерватории — Н.Г. Рубинштейн. Теорию преподавали П.И. Чайковский и Н. Д. Кашкин, фортепиано — Иосиф Венявский, класс скрипки — Фердинанд Лауб и Людвиг Минкус. Вокал вела певица Большого театра А.Д. Александрова-Кочетова.
![06. Ðом ÐаÑилÑÑикова (ÑпÑава) â вид Ñ ÐÑбаÑÑкой плоÑади. 1930-1933 Ð³Ð¾Ð´Ñ 06. Ðом ÐаÑилÑÑикова (ÑпÑава) â вид Ñ ÐÑбаÑÑкой плоÑади. 1930-1933 годÑ](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-de13e6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3869214/3869214_1000.jpg)
П.И. Чайковский и Н.Г. Рубинштейн жили в этом же доме. Можно представить себе, сколько лучших представителей русской культуры бывало или училось здесь.
![07. Ðом ÐаÑилÑÑикова и бÑдÑÑий 07. Ðом ÐаÑилÑÑикова и бÑдÑÑий](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-023495.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3868329/3868329_1000.jpg)
В 1871 году хозяйка здания решила увеличить арендную плату почти в два раза. Консерватории это было не под силу. К тому же количество студентов росло, помещения становились тесными.
![08. УлиÑа ÐоминÑеÑна (Ðоздвиженка). СпÑава дом ÐаÑилÑÑикова. 1934 год 08. УлиÑа ÐоминÑеÑна (Ðоздвиженка). СпÑава дом ÐаÑилÑÑикова. 1934 год](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-0cb445.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3869901/3869901_1000.jpg)
Выход был найден. Для Консерватории купили дом княгини Дашковой на Большой Никитской, 13. Там и была построена новая Консерватория.
![09. ФаÑад дома ÐаÑилÑÑикова Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐÑбаÑÑкой плоÑади. 1936-1941 года 09. ФаÑад дома ÐаÑилÑÑикова Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐÑбаÑÑкой плоÑади. 1936-1941 года](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-2b462d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3870016/3870016_1000.png)
в 1894-м в этом здании состоялось первое публичное выступление Владимира Ульянова (Ленина) в дискуссии с народником Василием Воронцовым
![10. ФаÑад дома ÐаÑилÑÑикова Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑлиÑÑ ÐоминÑеÑна (Ðоздвиженка). 1930-1941 года 10. ФаÑад дома ÐаÑилÑÑикова Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑлиÑÑ ÐоминÑеÑна (Ðоздвиженка). 1930-1941 года](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-3515cb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3869533/3869533_1000.png)
В июле 1941 года, во время одного из налётов фашистской авиации, дом на Воздвиженке сильно пострадал от прямого попадания бомбы. Восстанавливать здание не стали, развалины были разобраны.
![11. Ð Ð°Ð·Ð²Ð°Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð° ÐаÑилÑÑикова. 1941 год. СкоÑее вÑего ÑÑо вид Ñо двоÑа 11. Ð Ð°Ð·Ð²Ð°Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð° ÐаÑилÑÑикова. 1941 год. СкоÑее вÑего ÑÑо вид Ñо двоÑа](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-e96661.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3870953/3870953_800.jpg)
![12. Ðлан ÐоÑÐºÐ²Ñ 1937 года Ñ Ð¿ÑивÑзкой. ÐÑаÑнÑм конÑÑÑом вÑделен земелÑнÑй ÑÑаÑÑок дома ÐаÑилÑÑикова. ÐгÑада 1944 года Ñже на плане обознаÑена. 12. Ðлан ÐоÑÐºÐ²Ñ 1937 года Ñ Ð¿ÑивÑзкой. ÐÑаÑнÑм конÑÑÑом вÑделен земелÑнÑй ÑÑаÑÑок дома ÐаÑилÑÑикова. ÐгÑада 1944 года Ñже на плане обознаÑена.](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-810647.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3871125/3871125_1000.png)
В 1944 году на пустыре, оставшемся от дома, был насажен сквер с кустами и газонами, но без дорожек. Оформление сквера завершала ограда архитектора Г.И. Луцкого.
![13. УлиÑа Ðалинина. СпÑава ÑÑаÑÑок бÑвÑего дома ÐаÑилÑÑикова Ñ Ð¾Ð³Ñадой Ð.Ð. ÐиÑкого. 1944-1945 года 13. УлиÑа Ðалинина. СпÑава ÑÑаÑÑок бÑвÑего дома ÐаÑилÑÑикова Ñ Ð¾Ð³Ñадой Ð.Ð. ÐиÑкого. 1944-1945 года](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-a3b447.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3916802/3916802_original.png)
Можно сказать, что ограда Арбатского сквера была не просто очередным элементом городского благоустройства. Это был памятник прекрасному погибшему дому, памятник разбомблённой колыбели Консерватории, зданию, помнившему Чайковского, Рубинштейна и многих других деятелей искусства. Независимо от того, какое значение вкладывали в сооружение ограды её авторы, она воспринималась как мемориал, напоминающий о погибших в войну московских домах.
![14. ÐгÑада аÑÑ
иÑекÑоÑа Ð.Ð. ÐÑÑкого. 1948 год 14. ÐгÑада аÑÑ
иÑекÑоÑа Ð.Ð. ÐÑÑкого. 1948 год](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-3865b7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3915033/3915033_original.png)
В сентябре 2013 года, к Дню города, московскими властями было обновлено несколько скверов. Среди них — этот небольшой сквер на Воздвиженке. Он начинается у западного выхода из станции метро Арбатская (Арбатско-Покровской линии) и заканчивается рядом с фасадом кинотеатра Художественный. Восточной стороной сквер выходит на Арбатскую площадь, поэтому с момента создания его называли Арбатский сквер. Он всегда был недоступен, не было в сквере ни дорожек, ни лавочек, ни даже входа за ограду. Был только газон с декоративными кустами.
![15. ÐгÑада аÑÑ
иÑекÑоÑа Ð.Ð. ÐÑÑкого. ÐомпозиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÐ°Ð»Ñ Ð»Ð¸ÑÑÑ. 1944 год 15. ÐгÑада аÑÑ
иÑекÑоÑа Ð.Ð. ÐÑÑкого. ÐомпозиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÐ°Ð»Ñ Ð»Ð¸ÑÑÑ. 1944 год](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-b63e0e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3915478/3915478_original.jpg)
Решётка состояла из вертикальных металлических «копий» с острыми наконечниками. Копья соединялись внизу простым горизонтальным металлическим бруском, а в верхней части полосой ажурного чугунного орнамента. На древках копий, в центре каждого звена решётки, помещалась классическая композиция из круга со звездой, от которого в стороны расходился сложный растительный орнамент. Казалось, что такая ограда могла бы стоять по границе богатой усадьбы эпохи классицизма и только очевидная советская символика выдавала время её создания – середину ХХ века.
Ограда Арбатского сквера выполняла важную функцию, она обозначала красную линию Воздвиженки, завершала ансамбль улицы при выходе на Арбатскую площадь и, кроме того, продолжала сложившуюся на Воздвиженке систему художественных оград. Старинные ограды конца ХIХ – начала ХХ века сохранились напротив, на другой стороне улицы, во владениях 14 (дом Варвары Морозовой) и 16 (дом Арсения Морозова).
![16. СÑаÑÐ°Ñ ÑекÑÐ¸Ñ Ð¾Ð³Ñада Ð.Ð. ÐÑÑкого (Ñлева) и Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð±ÐµÐ·Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ ÑекÑÐ¸Ñ Ð¾Ð³ÑÐ°Ð´Ñ (ÑпÑава). 2012 год 16. СÑаÑÐ°Ñ ÑекÑÐ¸Ñ Ð¾Ð³Ñада Ð.Ð. ÐÑÑкого (Ñлева) и Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð±ÐµÐ·Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ ÑекÑÐ¸Ñ Ð¾Ð³ÑÐ°Ð´Ñ (ÑпÑава). 2012 год](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-473581.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3915604/3915604_original.jpg)
К сожалению, московские власти последних лет не воспринимали ограду как произведение искусства, памятник истории или тем более объект культурного наследия. Её часто красили, доведя толщину красочного слоя до нескольких миллиметров. Толстые слои асфальта накрыли почти весь цоколь. Белокаменные пилоны были покрыты слоями краски, камень начал разрушаться. Чугунные бутоны в завершениях пилонов наконец исчезли, украшения решётки со временем стали нуждаться в ремонте, а ремонта или тем более реставрации всё не производили.
В 2012 году вместо реставрации или ремонта ограду архитектора Луцкого начали постепенно сносить и ставить вместо неё простую решётку значительной высоты с примитивным рисунком и без пилонов (см. фото 16 выше). Замена ограды была прекращена, скорее всего, тогда, когда стало ясно, что сквер будет реконструирован. Во время обновления сквера остатки ограды были уничтожены.
![17. Ðоздвиженка. СпÑава ÑÐºÐ²ÐµÑ Ð½Ð° меÑÑе дома ÐаÑилÑÑикова 17. Ðоздвиженка. СпÑава ÑÐºÐ²ÐµÑ Ð½Ð° меÑÑе дома ÐаÑилÑÑикова](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-9f1f0d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3916742/3916742_original.jpg)
Уничтожение ограды Г. И. Луцкого повлекло за собой несколько негативных для города последствий. Первое, градостроительное. Сейчас Арбатский сквер ограничен низким парапетом, который не может, в отличие от старой ограды, зрительно фиксировать красную линию Воздвиженки. От этого выход Воздвиженки на Арбатскую площадь потерял определённость и чёткость. Арбатская площадь, сегодня и так плохо организованная архитектурно, стала ещё более аморфной.
![18. ÐÑбаÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑадÑ. Ðоздвиженка, 18. ÐÑбаÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑадÑ. Ðоздвиженка,](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-c5e803.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3915872/3915872_1000.jpg)
Второе, историческое. Ограда сохраняла живую память о погибшем в войну ценном доме. Теперь память о нём осталась только в воспоминаниях, документах, фотографиях. Для москвичей — это большая потеря, для города, претендующего на привлечение туристов, — огромная потеря. Москва стала вновь культурно и духовно беднее.
![19. Ðоздвиженка. ЧаÑÑÑ ÑквеÑа на меÑÑе бÑвÑего дома ÐаÑилÑÑикова 19. Ðоздвиженка. ЧаÑÑÑ ÑквеÑа на меÑÑе бÑвÑего дома ÐаÑилÑÑикова](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-e6dd06.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3900319/3900319_1000.jpg)
Третье, архитектурное. Ограда была прекрасным образцом советского классицизма. У неё были хорошо прорисованные и исполненные детали, она была украшением как улицы, так и площади. Это была авторская работа профессионала, архитектора Г.И. Луцкого.
![20. Ðоздвиженка. ЧаÑÑÑ ÑквеÑа на меÑÑе бÑвÑего дома ÐаÑилÑÑикова. ÐÑоÑ
од Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑквеÑом и к/Ñ 20. Ðоздвиженка. ЧаÑÑÑ ÑквеÑа на меÑÑе бÑвÑего дома ÐаÑилÑÑикова. ÐÑоÑ
од Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑквеÑом и к/Ñ](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-718c05.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3916151/3916151_1000.jpg)
На одном из вариантов электронного опорного плана Москвы ограда Арбатского сквера показана как ценный градоформирующий объект (ЦГФО). То же самое можно было прочесть и в реестре Департамента культурного наследия. Там ограда была датирована концом 1950-х годов. Мосгорнаследие не смогло даже привести правильную датировку ограды и определить её ценность. Когда же ограда перестала быть ценным градоформирующим объектом? А может быть, она и не лишалась этого статуса, просто о нём предпочли умышленно не вспоминать? Сегодня статус ЦГФО фактически защитой не является. Мосгорнаследие в своих письмах – ответах на запросы говорит, что ЦГФО — не его компетенция, охраной этих объектов департамент не занимается. То есть их не охраняет никто.
![21. ÐÑÑоÑико-кÑлÑÑÑÑнÑй опоÑнÑй план. Синим конÑÑÑом (ÑенÑÑ ÐºÐ°Ð´Ñа) вÑделена огÑада Ð.Ð. ÐÑÑкого 21. ÐÑÑоÑико-кÑлÑÑÑÑнÑй опоÑнÑй план. Синим конÑÑÑом (ÑенÑÑ ÐºÐ°Ð´Ñа) вÑделена огÑада Ð.Ð. ÐÑÑкого](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-a99310.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3917462/3917462_original.png)
Представитель Архнадзора Александр Фролов задает вопрос, почему ограда Арбатского сквера не была отмечена как памятник, то есть как объект культурного наследия не охранялся? Почему Департамент культурного наследия не поставил её на охрану, а только присвоил статус ЦГФО? Должно ли Мосгорнаследие само инициировать постановку на охрану очевидных памятников или нет? Ответов на эти вопросы нет.
![22. Ð¡ÐºÐ²ÐµÑ Ð½Ð° меÑÑе бÑвÑего дома ÐаÑилÑÑикова 22. Ð¡ÐºÐ²ÐµÑ Ð½Ð° меÑÑе бÑвÑего дома ÐаÑилÑÑикова](/images/main/dom-vasilchikova-vozdvijenka-13-ili-moskva-kotoroy-uj-net-61de62.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3916534/3916534_1000.jpg)
Не так уж и давно на месте этого исторического места еще стояли многочисленные палатки и павильоны перестроечного периода. Но сейчас мы можем уже рассмотреть это место и вообразить ту самую Старую Москву, которой уж больше нет. А что еще остаётся?
Источники:
Вострышев М. Вся Москва от А до Я: энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011.
Иллюстрированный путеводитель по Москве. — М.: Добровольский, 1912.
Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007.
Сытин П.В. Из истории московских улиц. — М.: Московский рабочий, 1957.
Фролов А. Воздвиженка. Конец ограды. Архнадзор. 13 декабря 2013. Фото в статье Натальи Самовер и Александра Фролова.
© Vladimir d’Ar, 2022