Дом Варвары Морозовой на Воздвиженке, 14

топ 100 блогов vladimirdar05.12.2022
Всего 24 фото
Всего 24 фото

Наверное, это самый таинственный особняк на Воздвиженке. Таинственный потому, что обычно с улицы он не виден по двум причинам — густая зелень «прифасадного» участка и сплошной непроницаемый забор, что делает какие-либо фотосъемки почти бессмысленными, за исключением некоторых фрагментарных. Более того, он под охраной ФСО, а заглядывать через забор или сквозь какие-либо щели не очень приятно под пристальным вниманием молчаливых и мрачных людей при исполнении. Поэтому фотография нынешнего фасада на заглавном фото в затененном виде не приводится, а только лишь дореволюционное.

Этот земельный участок смежен с участком известного особняка Арсения Морозова, сына Варвары. Она ему и подарили эту землю на день рождения. В результате мы сейчас лицезреем восхитительный дворец в мавританском стиле, что находится гораздо ближе к красной линии Воздвиженки, чем особняк его матери.

Кроме всего прочего, будет любопытно узнать его историю, кто такая Варвара Морозова и рассмотреть фрагменты интерьеров.

Изначально в XVIII веке в этом месте находилась большая усадьба дворян Матюшкиных, родственников Романовых еще по царице Евдокии Лукьяновне. С 1776 г. усадьба принадлежала инженер-генерал-майору И.И. Раевскому. В 1844 г. усадьбу с большим количеством построек, которая занимала весь квартал между Воздвиженкой, Большим и Нижним Кисловским переулками, купил Г. М. Устинов. Именно после смерти Устинова огромный участок начали делить на части его наследники. Варвара Морозова купила этот участок на Воздвиженке, ранее принадлежавший Долгоруким, в 1885 году. 

02. Карта Москвы и адресный справочник
02. Карта Москвы и адресный справочник "Вся Москва" с указанием полицейских и крепостных номеров владений. 1901-1904 годы. Красным контуром выделен земельный участок усадьбы Варвары Морозовой

Строительство было поручено начинающему архитектору Роману Клейну, для него это была одна из первых самостоятельных и успешных работ

03. Рисунок Романа Клейна. Парадный фасад особняка Варвары Морозовой
03. Рисунок Романа Клейна. Парадный фасад особняка Варвары Морозовой

Предполагается, что строительство велось на фундаменте палат XVIII века. Главный дом в классическом стиле был закончен в 1888 году, а в 1891 году его дополнили две пристройки работы Виктора Мазырина, который спустя несколько лет строил вышеупомянутый знаменитый особняк для сына Морозовой, Арсения, по соседству.

04. Внешний придомовой двор особняка Варвары Морозовой с фонтаном (справа), слева на втором плане дом Арсения Морозова. 1980-1990 годы
04. Внешний придомовой двор особняка Варвары Морозовой с фонтаном (справа), слева на втором плане дом Арсения Морозова. 1980-1990 годы

Наверное стоит немного рассказать о Варваре Морозовой, иначе многие детали и обстоятельства, связанные с этим местом, будут не до конца ясны.

Варвара Алексеевна Морозова родилась 2 (14) ноября 1848 года в семье богатого промышленника, благотворителя и библиофила-коллекционера Алексея Ивановича Хлудова. В шестилетнем возрасте осталась без матери.

05. Варвара Морозова. Фотоателье Е. Овчаренко. 1886 год
05. Варвара Морозова. Фотоателье Е. Овчаренко. 1886 год

В 1864 году отец выдал Варвару Алексеевну замуж за её двоюродного дядю Абрама Абрамовича Морозова, одного из совладельцев Тверской мануфактуры. Абрам Морозов управлял фабрикой совместно с братом Давидом. Дела на фабрике шли успешно, обеспечивая ежегодную прибыль, что позволило хозяевам осуществлять широкую благотворительную деятельность. В 1858 году при фабрике была основана больница, в 1861 году — родильный приют, в 1869 году — торговая школа для несовершеннолетних рабочих. Братья были членами Тверского губернского попечительства детских приютов. В браке с А.А. Морозовым родилось трое сыновей Михаил, Иван и Арсений. В 1885 г., вступив в права наследования после смерти мужа, Варвара Алексеевна покупает это владение на Воздвиженке, где и строит для себя особняк в неоклассическом стиле. Первой работой Клейна был особняк В.А. Хлудова, брата В.А. Морозовой, построенный в 1884-1885 гг. на Басманной, 19 и надстроенный в 1960 г.

Р.И. Клейн работает над особняком Морозовой в 1886-1888 гг.  Профессионализм молодого архитектора уже был очевиден. Как мы помним, здание здания ГМИИ им. А.С. Пушкина — самая блестящая его работа, будет построено им через 10 лет.

06. Особняк Варвары Морозовой. 1900-1909 годы
06. Особняк Варвары Морозовой. 1900-1909 годы

В книге Л.М. Смирновой и А.А. Демской «Архитектор Роман Клейн» об особняке В.А. Морозовой сказано: «…зодчий создает как бы итальянизированное палаццо городского типа, с непременным фонтаном в саду, парадными въездными воротами и чугунной оградой, с хозяйственными постройками в глубине двора, главный фасад двухэтажного каменного дома, поднятого на высокий уровень, помпезен... 

07. Небольшой парк с фонтаном на придомовой территории усадьбы Варвары Морозовой. 1889-1890 годы. Справа М.А. Морозов — промышленник, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Также литератор, автор трудов по западноевропейской истории (под псевдонимом М. Юрьев), художественный критик, общественный деятель г. Москвы. Здесь на фото также редкий вид на Крестовоздвиженский монастырь
07. Небольшой парк с фонтаном на придомовой территории усадьбы Варвары Морозовой. 1889-1890 годы. Справа М.А. Морозов — промышленник, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Также литератор, автор трудов по западноевропейской истории (под псевдонимом М. Юрьев), художественный критик, общественный деятель г. Москвы. Здесь на фото также редкий вид на Крестовоздвиженский монастырь

...Признаки высокого достоинства его владельца налицо: грифоны и стилизованные лилии, боковые ризалиты в виде портиков, колонны, обрамляющие крупные оконные проемы, и т.д. Но в целом декор здания несколько схематичен и дробен. Конечно, это московская реминесценция итальянского образца и по фронтальному, и по пространственному решению, и по ритмике, и по соотнесенности со спецификой русской городской усадьбы. … Однако за репрезентативной оболочкой здания трудно угадать сложную и хитроумную планировку внутреннего пространства с его переходами, лестницами, за исключением, пожалуй, парадных залов, украшенных помпеянской росписью и мраморными каминами».

08. Фасад Дома Варвары Морозовой — вид с Воздвиженки. 1975-1982 годы. Сплошного забора еще нет.
08. Фасад Дома Варвары Морозовой — вид с Воздвиженки. 1975-1982 годы. Сплошного забора еще нет.

Об интерьерах особняка мы читаем у Н.А. Варенцова: «…внутренность особняка была обставлена комфортабельно в английском духе, и не отличалась безумной роскошью, как это можно было видеть у некоторых московских богачей».

09. Гостиная
09. Гостиная

В двухэтажном доме было 23 комнаты и еще 19 в подвале. Огромный, на 200-300 человек зал часто собирал представителей московской прогрессивной интеллигенции числом до 500. По оценке Городской управы 1900-1909 гг., 5 строений усадьбы давали чистого дохода 5087 рублей.

10. Деталь декора
10. Деталь декора

Строительство этого особняка положило начало многолетнему сотрудничеству В.А. Морозовой и Р.И. Клейна. Впоследствии Клейн выполнил для нее ряд заказов, в основном благотворительного назначения: раковую больницу им. Морозовых при Московском университете на Девичьем поле, общежитие и больницу при Тверской мануфактуре в Твери, и ряд общественных зданий.

11. Роспись в интерьере
11. Роспись в интерьере

Дом на Воздвиженке вскоре становится одним из центров общественной и интеллектуальной жизни Москвы. В салоне В.А. Морозовой бывали выдающиеся деятели русской культуры: А.П. Чехов, с которым она дружила, Л.Н. Толстой, начинаниям которого она часто помогала, А. Белый, В. Брюсов, А. Блок, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, П. Боборыкин, Н. Михайловский, художники В. Серов, А. Васнецов, В. Суриков, и многие другие. Часто бывали профессор Умов, И.И. Мечников. В доме Морозовой останавливалась известная артистка М.Г. Савина, когда приезжала в Москву, чтобы дать в нем благотворительный спектакль в пользу Народного университета. Сохранился план здания, нарисованный для нее В.А. Морозовой:

12. Рисунок В.А. Морозовой
12. Рисунок В.А. Морозовой

В.А. Морозова была заметной фигурой в среде московской либеральной интеллигенции, и общественная жизнь в ее доме часто заходила настолько далеко, что дом постоянно находился под негласным надзором полиции, а в списке неблагонадежных людей Москвы она входила в первую двадцатку, занимая в ней 15-е место. 16-е место занимал ее гражданский муж, В.М. Соболевский, редактор и издатель газеты «Русские Ведомости».

13. Рельеф над порталом двери
13. Рельеф над порталом двери
14. Роспись потолочного медальона
14. Роспись потолочного медальона

В доме Морозовой собирался оппозиционный «Союз освобождения». Устраиваемые «Союзом освобождения» лекции имели большой успех. Сведения о них сохранились в документах Департамента полиции: «13 апреля [1905 г.] …у Варвары Морозовой состоялась лекция, на которой присутствовало до 500 человек; лекцию читал профессор Милюков на тему об истории русского революционного движения, начиная с Герцена и до наших дней. 

15. Потолочная роспись
15. Потолочная роспись

… 24 апреля у Варвары Морозовой опять состоялось многолюдное собрание, на котором читал лекцию писатель Скворцов, доказывающий необходимость создания в настоящее время определенных политических партий и вред наносимый общему реформенному делу существующими ныне профессиональными союзами, которые лишь искусственно объединяют людей различных политических убеждений. По окончании сообщения Скворцова говорил адвокат Жданов и какой-то неизвестный, речь коего была настолько крайнего направления, что В.М. просила одного из присутствующих прервать эту речь, что весьма обидело оратора, но речь он все же прекратил». Однако Морозова была слишком влиятельной фигурой, чтобы полиция решилась вмешаться, поэтому было решено, что «принятие тех или иных мер по отношению к означенным собраниям всецело зависит от усмотрения Московского Генерал-губернатора».

16. Кабинет
16. Кабинет

Так, в 1905 г. в ее доме в течение некоторого времени собиралась группа большевиков (К.К. Покровский, Скворцов-Степанов, С.И. Мицкевич (впоследствии заведовавший Музеем революции), Н.Л. Рожков).

17. Прихожая
17. Прихожая
18. Домовая печь
18. Домовая печь

Варвара Алексеевна Морозова умерла в сентябре 1917 г., считанных недель не дожив до Октябрьской революции. 

19. Потолочная роспись
19. Потолочная роспись

После революции её дом на Воздвиженке до 1919 г. занимали военные, в 1920-е - Институт социальной гигиены и Международный аграрный институт при Крестинтерне. 

В советское время особняк В.А. Морозовой подвергся внутренней перепланировке, однако парадная анфилада с морозовскими интерьерами была сохранена. Сегодня залы парадной анфилады особняка используются для приемов глав иностранных делегаций.

20. Парадная анфилада
20. Парадная анфилада

В 2007 – 2013 годах на объекте проведены реставрационные работы. В итоге восстановлен лепной декор фасадов, воссоздано утраченное крыльцо главного входа, отреставрирован фриз главного фасада.

21. Современный фасад дома Варвары Морозовой — вид с Воздвиженки
21. Современный фасад дома Варвары Морозовой — вид с Воздвиженки

По результатам лабораторных химико-технологических исследований стратиграфии красочных слоев была определена и восстановлена перво начальная цельная окраска фасадов в светлых тонах, "под натуральный камень".

22. Портик с грифонами
22. Портик с грифонами

Главный фасад двухэтажного усадебного дома обращён к Воздвиженке, от которой отделён небольшим парком. В его оформлении выделяются два небольших портика на боковых ризалитах. 

23. Грифона портика
23. Грифона портика

В интерьерах провели реставрацию анфилады парадных залов. С учетом стилистических особенностей каждого зала и требований проекта приспособления были подобраны осветительная арматура, мебель и драпировки оконных проемов. Восстановлен первоначальный облик садового фонтана и ограды с воротами по улице Воздвиженка.

24. Дом Варвары Морозовой — вид с Воздвиженки к северо-западу
24. Дом Варвары Морозовой — вид с Воздвиженки к северо-западу

В 2013 году усадьба стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «За лучший проект реставрации/приспособления».

В настоящее время особняк находится в ведении Администрации Президента РФ.


Источники:

Городской особняк Варвары Алексеевны Морозовой. Прогулки по Москве.

От Боровицкой до Пушкинской площади. Москва, которой нет. Путеводитель. — М.: Memories, 2011.

Малясова Г. Городская усадьба В.А. Морозовой Портал Узнай Москву.

Фото интерьеров — из сети


Зайти ко мне на Проза.ру

Или на мой сайт


© Vladimir d’Ar, 2022

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ссылаясь на свой прогноз от 25 июня ,  Политджойстик объясняет, кто настоящий, честь имеющий, а потому живой, довольный жизнь офицер, а кого "...". Не совсем ясно, правда, каким боком тут г-н Пригожин,  в ВС отродясь не служивший,  г-н Уткин, давно пребывавший в ...
Уважаемые коллеги, в нашем богоугодном заведении не так давно завелось отделение гнойной хирургии. Вчера заведующий этого отделения предложил проводить бронхографию. На предложение отправить пациентов на КТ, как делается во всем цивилизованном мире, заведующий с пеной у рта на повышенных ...
...
Недавно интернет взорвал ролик, где проводят очень интересный социальный эксперимент (более 2,5 млн просмотров). Как будут вести себя люди, если увидят, что человеку на улице резко стало плохо. Эксперимент провели в России и в США. Результат можно посмотреть в видео. Ну, единственное, ч ...
Мама у меня спросила как у авторитета, приедет ли великий и ужасный Пу на похороны. -Думаю,что вряд ли. Кого-то вместо себя пришлет, чего ему тащиться. - Чего там тащиться, сел в самолет и прилетел. -Он летает только с журавлями. В разговор вступает дитя: -Так он что, как ...