Дом служителей кремлёвских соборов — Воздвиженка, 7/6, стр. 1
vladimirdar — 28.11.2022Поскольку я поставил масштабную задачу написать обо всех значимых зданиях Воздвиженки, то два единственных уцелевших строения (1 и 2) находившегося здесь Крестовоздвиженского монастыря должны быть описаны отдельно. О них, конечно, я упоминаю в большом материале о самом Крестовоздвиженском монастыре, но здесь больше информации. Также будет уделено существенное внимание архитектурным моментам.
Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы занимают обширный участок у пересечения улицы Воздвиженки с Крестовоздвиженским переулком. С середины XV века на этом месте существовал монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове. Улица, куда он выходил, называвшаяся Арбатской, а с середины XVII века, Смоленской. Как начало важной дороги города улица получила название Воздвиженка лишь во второй четверти XVIII века.
Деревянная монастырская церковь упоминается впервые при описании пожара 1547 г. Вероятно, вскоре после пожара был построен каменный храм, обветшавший к началу XVIII века. В 1709 г. был заложен новый каменный собор, строительство которого затянулось в связи с запретом на каменные постройки в Москве и было закончено лишь в середине 1720-х гг. Первые сведения о планировке монастыря относятся к середине XVIII века, когда уже сформировались границы участка, дошедшие до наших дней практически без изменений.
На плане 1806 г. подробно отражена застройка монастыря, вероятно, полностью сохранившаяся с середины XVIII века. В центре участка расположен храм. По красной линии Воздвиженки сплошной ряд одно-, двухэтажных каменных келий, между которыми поставлена колокольня. В северо-восточной части двора каменный погреб. Вдоль южной границы владения стояли обособленно каменные кельи, кузница и деревянный сарай.
Монастырь пострадал при пожаре 1812 г., однако подробных сведений об ущербе, нанесенном его застройке, не обнаружено. Судя по плану Москвы Комиссии для строений 1817 г., на участке сохранились каменный собор и большая часть монастырских построек. Показанные на плане здания (фото 02), выходившие на красную линию Воздвиженки, вероятно, были разобраны в конце 1810-х гг. В 1813 г. мужской третьеклассный Крестовоздвиженский монастырь был упразднен в связи с необходимостью разместить в нем семьи священно-церковнослужителей Успенского собора Московского Кремля.
Строительные работы в бывшем монастыре проводились архитектором медицинской конторы И.Н. Лизогубом. Из прежних монастырских построек сохранились лишь церковь, каменная кузница и погреба. В 1816-1818 гг. были возведены и полностью отделаны два двухэтажных каменных корпуса «для соборян Успенского собора» (совр. стр. 1 и 2) и при них сверх плана и сметы устроены погреба, сараи и конюшня длиною в 48 сажень, протянувшиеся вдоль юго-восточной границы участка, а также колодец с шатром на каменных столбах и каменная ограда с воротами и решетками.
Таким образом, композиция застройки домовладения, ядром которой по-прежнему оставался храм, была полностью изменена. Был создан своеобразный классицистический ансамбль, состоящий из двух корпусов, выходящих на красную линию улицы своими идентичными акцентированными четырехпилястровыми портиками фасадов, выполненными в стиле ампир, и протянувшейся между ними оградой с воротами, за которыми вырастал объем храма. Однако градостроительная ситуация не способствовала полному раскрытию замысла зодчего. Симметричная фронтальная композиция воспринималась лишь с небольшого отрезка противоположной стороны улицы и была лишена перспективного обзора.
Храм же благодаря своей высоте просматривался со значительного расстояния и являлся важной доминантой в городской застройке.
В 1849 г. по проекту архитектора П. Буренина была построена колокольня, примкнувшая с запада к основному объему храма.
Протяженный фасад западного корпуса (совр. стр. 1), акцентированный слегка выступающим центральным ризалитом, был вытянут вдоль Крестовоздвиженского переулка и благодаря тупому углу участка несколько развернут в сторону Воздвиженки, что включило его в панораму уличной застройки.
У южного торца корпуса располагался дополнительный въезд в хозяйственную зону владения, что давало возможность выделить часть его территории и сдавать ее внаем.
В период между 1894 и 1900 гг. западный корпус был увеличен до трех этажей и расширен за счет объема, примкнувшего к его южному торцу. Несмотря на то что в фасадах надстройки были учтены стилевые и пластические характеристики здания, она исказила его первоначальное объемно-пространственное решение. С изменением облика одного из двух флигелей, выходивших на красную линию Воздвиженки, была нарушена классическая цельность уличного ансамбля. В начале XX века трехэтажный угловой корпус (стр. 1) был занят квартирами священно-церковнослужителей. Двухэтажный дом по Воздвиженке (стр. 2) был полностью отдан под квартиру прокурора Святейшего синода.
Церковь была снесена в 1934 г., и на ее месте выстроена шахта Метростроя. До 1979 г. сохранялись еще монастырские ворота, стоявшие по проспекту Калинина. Они были снесены при строительстве подземного перехода.
В 1990 г. была начата реконструкция дама служителей кремлёвских соборов (строения 1). В его части Б была разобрана часть несущих стен и перекрытий. Утрачена часть заполнений оконных проемов. Практически всё здание, за исключением трех фасадных стен, разобрано. При проведении строительных работ было снесено находившееся рядом каменное одноэтажное здание, отмеченное еще на плане 1806 г.
История строительства строения 1 включает в себя два этапа: возведение двухэтажного здания для священнослужителей, указ о строительстве которого датирован 1816 г. Опись законченных и отделанных корпусов относится к 1818 г. Таким образом, датой постройки следует считать 1816-1818 гг.
Композиционное решение и декоративное оформление фасадов здания
были характерны для стиля ампир. Центр главного фасада был выделен
четырехпилястровым портиком, поддерживающим треугольный фронтон.
Окна центральной части первого этажа были помещены в ниши с
полуциркульным завершением, декорированные замковыми камнями.
Прямоугольные окна боковых частей фасада также были отмечены
замковыми камнями. Вдоль западного уличного фасада проходили
цоколь, междуэтажная и подоконная тяга, венчающий карниз
значительного выноса.
Центральная часть фасада, вытянутого вдоль переулка, была отмечена слегка выступающим ризалитом, выделенным на уровне первого этажа ленточным рустом. Аналогично центральной части главного фасада окна ризалита были помещены в ниши с полуциркульным завершением. Так же, как и ниши боковых частей здания, они были декорированы камнями. Окна второго этажа ризалита были отмечены прямоугольными сандриками на кронштейнах. Часть деталей декоративного оформления – замковые камни, базы, капители, сандрики, цоколь и карнизы – были выполнены в белом камне.
Дворовый фасад имел скромное декоративное убранство. Его горизонтальную протяженность подчеркивали цоколь, междуэтажный и венчающий карнизы. Окна первого этажа восточного торцевого фасада были помещены в ниши с замковыми камнями. Первоначально входы в здание вели со двора. У торцевого фасада располагалась открытая лестница с галереей. Внутренние лестницы были деревянными, с балясинами. Здание было покрыто двускатной кровлей со слуховыми полуциркульными окнами.
В 1868 г. в северо-восточной части здания был установлен небольшой подвал для духовой печи, выполнен каменный сход в подвал. В конце XIX века подвальное помещение в северной части здания использовалось под жилье.
В 1894 г. по проекту архитектора С. Родионова были перестроены ретирады, примыкающие к южному торцу корпуса. В центральной части здания была устроена каменная лестница, ведущая на чердак. К 1900 г. здание уже было трехэтажным.
В 1990-х гг. проведена научная реставрация фасадов углового объема и западного фасада, выходящего на красную линию переулка. В угловом объеме проведена консервация планировки и оформления интерьеров с реставрационным восстановлением утраченных или искаженных элементов.
Источники:
Катонова Н. Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы. Портал Узнай Москву.
И другие
© Vladimir d’Ar, 2022