Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке
vladimirdar — 09.12.2022
Об этом удивительном здании по адресу Воздвиженка, 16 писать как легко, так и тяжело. Наверное, это самый удивительный и экзотичный московский замок. Наши собратья по перу в сети, ублажая поисковых роботов, хлесткими и завлекательными эпитетами часто называют его «домом дурака». Это только показывает, что заботит их не желание вникнуть в суть вещей, а получить сетевые «плюшки». Да, конечно, строгая матушка Арсения Варвара Морозова очевидно в чьем-то присутствии съязвила насчет отказа сына следовать её классическим архитектурным идеям, которые она сама воплотила в свой смежный с этим особняком дом работы Клейна. Возможно Арсений просто хотел следовать своему пути и своим же представлениям о прекрасном и о том, как его дом внешне должен выражать его самого, порывы творческой и вольной души. А еще наверняка, как водится, диктат матери встретил яростное сопротивление уже взрослого сына, который отстаивал себя и свою жизнь именно таким образом. И вот, находясь в такой протестной психологической компенсации, одарил нас всех этим шедевром архитектурной мысли и эмоций на Воздвиженке. Однако, лучше нам двигаться с самого начала.
Изначально еще в XVIII веке весь квартал между Воздвиженкой, Нижним и Большим Кисловскими переулками занимала большая усадьба дворян Матюшкиных, родственников Романовых еще по царице Евдокии Лукьяновне. Впоследствии земля начала делиться на отдельные участки.
Ранее на месте дома № 16 размещался конный цирк. И до 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Маркуса Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота и духота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом выше году был куда страшнее: деревянное здание сгорело фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось. Освободившийся около дома Варвары Морозовой участок был ей куплен. Это земельное владение и стало подарком младшему сыну Арсению на его 25-ти летие.
Правильнее понять мысли и чувства Арсения Морозова можно лишь разобравшись, кто он и чем жил.
Арсений Абрамович Морозов (1873-1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову.
Морозовы — старообрядческий род купцов и крупных промышленников России. Список богатейших предпринимателей России (1914), составленный журналом Форбс, помещает их на пятую позицию.
Мать Арсения, Варвара Алексеевна, — дочь известного купца Алексея Ивановича Хлудова.
Как уверяет молва, младший сын Морозовой Арсений, побывав в гостях у брата, и заявил, что поручит создать для него на Воздвиженке самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно что потом будет... Мой же дом будет стоять вечно!». Эти слова и стали тем началом жизни дома на Воздвиженке, 16.
« ... — В каком стиле будем строить? — спросил в то время архитектор Виктор Мазырин своего приятеля Арсения, которому и было предложено реализовать амбициозный проект. — Можно в классическом, романском, барокко...
— Строй во всех! — пафосно тогда ответил Арсений. — У меня денег на все стили хватит...».
Чтобы создать «самый необычный дом в Москве», вдохновленные заказчик и Виктор Мазырин отправились в длительное путешествие - Париж, Мадрид, Лиссабон… В московской тусовке того времени Мазарин был известен своей любовью к эзотерике. Он верил в переселение душ, практиковал разные обряды и медитации, а себя считал реинкарнацией некоего египтянина, построившего пирамиды в Гизе. Впрочем, до революции в столицах это всё было чрезвычайно распространено среди российской аристократии.
В поисках творческих идей путешественники приехали в португальский город Синтру - места, воспетые еще Байроном. Фантастически дивная природа и... замок Palacio Nacional da Pena на скале, построенный в стиле мануэлино. Витые колонны, причудливый орнамент…
Это было мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Поиски Арсения и мистика-архитектора были закончены. Виктор сделал зарисовки и через год был готов проработанный во всех деталях проект, который казался просто «сумасшедшим» для классической купеческой Москвы того времени. И в 1897 году семилетняя дочь Мазырина Лида заложила первый камень в основание будущего дома - и работа закипела.
Казалось, для Мазырина не существовало препятствий. Замок в Синтре увит гроздьями винограда? В Москве вместо живого винограда появился белокаменный орнамент. В общем, неограниченный бюджет сыграл решающую роль в свободе реализации образа мистического замка мечты.
В 1899 году строительство было окончено. На Воздвиженке появился дом, пройти мимо которого было невозможно. Лев Толстой в романе «Воскресение» напишет: «На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом. - Вон какой домина занесли, - сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим...»
Дом был принят московской публикой в штыки. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Ничего нет нового под солнцем, и тогда, точно также, как сейчас в сети, проявлялись банальная зависть, ожесточение, и на поверхности было лишь видно со стороны, что личной свободы у комментаторов все же не было...
Говорят, что и Варваре Алексеевне дом не понравился, якобы она сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Эта расхожая фраза щедро гуляет в сети, но у меня такое впечатление, что это просто чей-то завистливый фейк в печатных изданиях, современным языком говоря)
Впрочем, сам Арсений на слухи никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные попойки. Собирать такие тусовки удавалось без труда – двоюродный дядя хозяина дома, заядлый театрал Савва Морозов, приводил к племяннику московский бомонд и разных известных людей, в том числе и Максима Горького.
Давайте, рассмотрим дом Арсения Морозова внимательней
Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него
Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит.
В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами.
Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.
Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле. Над особняком был устроен небольшой висячий сад.
Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле. Над особняком был устроен небольшой висячий сад.
Внутренняя отделка особняка также удивляла: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе.
Арсений увлекался вдобавок мистическими науками. На доме был даже выточен узел из канатов - талисман благополучия и долголетия. Но с долголетием не вышло. Однажды в пьяной компании Арсений горделиво поспорил, что прострелит себе ногу и не закричит от боли, и тем докажет, что человеческая сила воли безгранична. Выстрелил, не закричал, спор выиграл да и продолжил выпивать. Кровь между тем скопилась в сапоге, произошло заражение, и в скором времени Арсений скончался.
Чуть позже выяснилось, что все свое имущество (четыре миллиона плюс особняк) Морозов-младший завещал не бывшей жене и дочери, а любовнице.
Жена наняла местных купеческих адвокатов и подала в суд, ссылаясь на то, что Арсений был не в себе. Газеты старательно описывали происходящее: «в коммерческих кругах говорят об иске в несколько миллионов рублей, вчиняемой супругой покойного г-жой Федоровой к некоей г-же Коншиной, явившейся неожиданной наследницей великолепного дворца в мавританском стиле на Воздвиженке и 4-миллионного состояния покойного». В итоге ей удалось отсудить часть денег, но особняк так и остался у любовницы.
Вступив во владение домом Н.А. Коншина тут же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву — сыну А.И. Манташева.
После Октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. При театре в доме жили поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В начале 1920-х годов с пролеткультовцами сотрудничал Сергей Эйзенштейн, поставивший в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.
В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941-1945 годах — службы посольства Великобритании и редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет — посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами» (ССОД); особняк получил название Дом дружбы с народами зарубежных стран[13] или, в обиходе, Дом дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.
В 1995 году по личной просьбе внука архитектора Ивана Андриановича Шапошникова скульптор Игорь Замедянский создал мемориальную доску в честь В.А. Мазырина.
В 2003 году Управление делами Президента РФ начало переоснащение, реконструкцию и реставрацию здания. Дом приёмов Правительства Российской Федерации — таково нынешнее официальное название особняка — открылся в январе 2006 года и предназначался для проведения различных официальных мероприятий, связанных с председательством России в течение года в «Большой восьмёрке». В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма «Галерея Идей». В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам-реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию.
Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций
Источники:
Савинова Е.Н. Виктор Мазырин: Портрет зодчего на фоне времени. — ИП Забозлаев А. Ю., 2013.
Белый город. Макаревич Г. В., Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Богданов В. В., Давид Л. А., Добровольская Э. Д. и др.. — М.: Искусство, 1989.
Мезенцева Ю. Дом Арсения Морозова. Портал Узнай Москву
Муховецкая Л. Морозовы. Династия меценатов. — Рипол Классик, 2015.
© Vladimir d’Ar, 2022
Наркологическая клиника Санкт-Петербург: помощь рядом с вами
PUMPKIN и... ПОПА
Первый из пяти (Девятая "Батина"). Конструктор от JoyToy.
ЯПОНСКАЯ СКАЗКА
В тумане
Щит
В Новосибирске анекдоты про грибы уже припозднились
Удар «Циркона»: Кого уничтожили наши ракетчики — натовского генерала или
Торговое представительство России в Стокгольме вновь подверглось нападению с

