дОЛГ

топ 100 блогов likushin13.06.2024 Когда-то давно, года уж полтора, наверное, тому, а то и больше, прочлось в журнале дОЛГ ni_spb следующее:
«Есть две парадигмы "греха", "преступления" в человеческой культуре.
Олицетворением первой являются Эринии (или понятие "кармы"). Характеризует эту парадигму в первую очередь неизбежность последствий. Преступление влечет за собой последствия автоматически, по факту совершения. Вторая – это парадигма суда, милости, прощения или наказания…»

Заголовок был таким (прочтя тогда первое предложение – перепроверил):
«Миф об Оресте и Ф.М. Достоевский».
Подумалось, что любопытно, особенно касанием темы «суда, милости», которой я уж и тогда мозги свои крошил и на сушку вывешивал, хотя… «Карма», «эринии»…
Дверь дубовая, трёхметровая, крашеная, тяжеленная, на ржавой, тугой пружине; у двери вывеска – золотом по чорному: «Школа имени…»
Оно, чего уж там.
Читаю дальше. Автор развивает свою мысль (собственно, вся коротенькая заметка и есть эта мысль):
«Федор Михайлович Достоевский известен как автор, который принципиально не судит своих персонажей. Бахтин описал это в своей концепции "полифонического романа" Достоевского, концепции "героя-автора". Однако, вот мы читаем "Преступление и наказание" или "Братья Карамазовы", анонсированный как роман о богохульстве и его опровержении" (по крайней мере часть романа) и остаемся в некотором недоумении относительно "наказания" и "опровержения". Преступление и богохульство видно сразу, а чтобы найти вторую часть формулы специалисты исписали тонны бумаги и все как-то неубедительно. А что мы видим в тексте? А видим мы архаических Эриний. Видим, как само преступление неизбежно меняет мир вокруг персонажа.
Это очень интересно».

***
На самом деле интересно. Мне – интересно. Тут ведь и преступление с наказанием, а значит, справедливый-несправедливый суд; богохульство и опровержение (которого, как бы, нет, то есть нет – как бы – суда «инквизиции»), наконец, тут Достоевский, на работу «с которым» я убил несколько лет жизни, проконспектировав бисерным своим почерком все тридцать три тома «тридцатитомного» его ПСС, плюс чуть не все писания «русских критиков», начиная с неудобоваримого Страхова, оканчивая «советскими» академиками и позднейшими профессорами, докторами и «даже» кандидатами наук. Плюс весь «пакет» литературы, художественной и проч., входящей – хоть бочком – в корпус «науки о Достоевском».
Моё! – ярится во мне дурак и тут же хмыкает: где Бахтин, там полифония, где полифония, там мениппея, где мениппея, там эринии. Отчего нет?
Школа. Какая бы ни была, а – школа, позиция, осмысленность.
Достойно уважения. Но и возражений!
***
Я возразил. Наклавил, что Исаак Сирин ближе к православному Достоевскому, чем оракулы с эриниями. А суд Бога не здесь.
Возразили и мне. Вот так:
«Суд это не про справедливость, это про милость или наказание. На этом все христианство построено. Еще называется "высшая справедливость". Ее-то как раз Иван Карамазов не принимает. Требует отмщения, кликает эриний. Клитемнестра не просто вправе убить мужа, она должна отомстить за принесенную в жертву дочь. Не смеет не убить, не должна прощать. Именно так Иван Карамазов говорит про мать мальчика, затравленного собаками, "не смеет прощать". А христианский ответ какой? "Богородица выстояла и простила, и ты давай". То есть хрясь Библией по голове. Достоевский никого Библией по голове не бьет».
Действительно ведь не бьёт. Хотя насчёт себя я как-то не уверен. Вполне возможно, что я-то как раз шваркнутый. Слегка. Но с оттяжкой. Ответил же тем, что Достоевский отдаёт своих героев на суд «народа-богоносца», ну – читательский суд. Чтоб сами покумекали и разрешили – в каком месте запятую ставить в классическом «казнить-нельзя-помиловать».
Тут-то мне, точно герою Виктора Гюго в «Последнем дне приговорённого» и зачитали вердикт: «В книгах Достоевский никакому богоносцу своих героев не отдает. Как это выражено художественно, я не вижу? Вот "Кроткая", например. Там интересно, там самоубийство с иконою в руках. Растолкуйте».
Всё. Попал. Нож гильотины взведён. «Глазами я машинально читал лавочные вывески».
Придётся толковать.
«Всего на всё – шесть недель. Правду сказала молоденькая девушка у подъезда».
Но я растянул удовольствие, взял отсрочку исполнения приговора.
А теперь – всё: срок вышел, «пожалуйте бриться».
Начну. Надолго не развезу. Достанет и трёх дней Лазаря.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
13.06.2024 ВЫстрЕЛ
12.06.2024 авТОКоМ
12.06.2024 +++
12.06.2024 ГеГеСИЙ
11.06.2024 ЧИТунГ
10.06.2024 КУЛу Се
10.06.2024 наВЫкоША
10.06.2024 чЬЁ
10.06.2024 ПеПе
09.06.2024 изБРАНноЕ
Архив записей в блогах:
Пока без особых новостей. Должок чуть нарастает. Как жирок, только наоборот. Нал 16 : 16 Долги 301 (+19), план 310 :   Частные кредиторы 180 (15%) и 50 (0%), Квартплата 10 (0%),   Авик 35 ...
Я и за ради потрындеть и для обогащения личного опыта:) А вот скажите, по собственному опыту, что действительно облегчает жизнь мамы с младенцем? Ну кроме миллиона тугриков на счету и персональной Мери Поппинс с проживанием? Какие-то приемы, вещи, действия, отношения к? Что ...
Под самое утро приснился мне высокий светлый мужчина в спортивной машине. А потом мы с ним сидели за столом перед колодой карт и я вытянула червоного туза. Дорогие, как бы с праздником Вас! Сама не отмечаю, а поздравлять ...
В общем. В нашем узком орхидейном кругу все знают Зебо (ударение на последний слог). Она привозит очень интересные цветущие орхидеи из Европы, даже редкости тысяч по 30-60 куст можно ей заказать и она обязательно найдёт. Вчера мне приспичило поехать к ней, хотя я уже зарекалась. Даже ...
Отличное бело-пушистое воскресенье, да Выспалась - это раз. На улице жара, а дома - кондиционер - это два. Покрасилась в родной темно-русый ЛОреалем норвежского разлива - красота!))) Это три. Дыня вкусная. Словом, всё хорошо, чего и вам, френды мои, ...