Дмитрий Нагишкин «Созвездие Стрельца» (1965)

топ 100 блогов marss207.01.2023
Писатель Дмитрий Нагишкин (1909–1961) хорошо известен читателям как автор романа «Сердце Бонивура»
.«Созвездие Стрельца» — последнее произведение писателя, законченное им незадолго до смерти.
На примере нескольких семей, живущих и работающих в дальневосточном городе, в романе показано, как жил наш Дальний Восток в последние дни Великой Отечественной войны и в первые послевоенные месяцы, как самоотверженно трудился он во имя Победы.

..
Начал читать — там Хабаровск (изумительно описанный) последнего военного года, у героини призывают мужа, она остаётся одна с двумя детьми — и обнаруживает, что ей без мужа куда легче всё налаживать и что как-то в жизни начинает всё появляться.
.
Ну т.е. прям вот оголтелая феминистская пропаганда от инструкторов НАТО. Но нет — детлит, издано в 965-м.
.
Книга, кстати, начинается с язвительнейшего наезда на снос памятника Муравьёву-Амурскому.
..
Дочитал «Созвездие Стрельца» Дмитрия Нагишкина, о Хабаровске 1945-го, — это, конечно, тоже уже не совсем детлит, но вроде и детлит. Впервые встретил кучу тем, половина из них опять уровня «В Союзе в 965-м такое публиковали, серьёзно?!»
.
— Проговорено «Они Второй фронт открыть не спешили, но вообще-то мы тут тоже всю войну нейтралитет с Японией держали, а вот они воевали».
.
— «Трофеи» прямо названы мародёрством. И чемоданам с ними отношение попросту брезгливое.
..
— Впервые увидел описание, как чувствовали себя женщины, только вот отпраздновавшие день победы и почти сразу узнавшие. что их мужья не возвращаются домой. а едут на новую войну, уже с Японией.
.

— Впервые встретил тему, которую и сегодняшняя-то публицистика редко поднимает — послевоенные неполитические репрессии,
причём описанные именно как массовые:
прокуратура по любому поводу штампует «указ семь-восемь» (да. тот самый) и требует 25 лет,
а судья (да, фронтовик, да, без руки) со словами «Крысы тыловые, всё воруете!» приговоры подписывает, вообще не читая — тупо конвейер.
Героиня, вдова с двумя детьми, совершившая грошовый какой-то подлог в сберкассе, становится исключением — прочитав (под давлением и по требованию) дело,
судья с диким изумлением обнаруживает, что там вместо 25 лет можно дать 3 года условно (и на этом его карьера судьи заканчивается — это тоже чётко проговорено).
.
— Для литературы страны, «в которой секса нет», в романе препорядочно секса. А ещё члены снятся (не шутка).
.
— Много советской политинформации по международному положению, но, блин, она в 100 примерно раз качественнее, чем то, что печатали в газетах моего детства. Реально, отличная публицистика (врёт, но отличная).
.
— Ну и да, приукрашивания жизни и быта там нет вообще. Очень трезво всё. При этом эталон отличия трезвости от чернухи.
.
— А ещё автор очень любит Хабаровск. И Амур.
.
Источник тг Роттен Кепкен

.


.

.
Отрывок под катом

.

Зина живет на Плюснинке, в крепком домике с верандой, которую летом оплетает вьюн, а солнце греет весь день.
На веранде цветные стекла, и пол ее расчерчен цветными пятнами, будто у Зины всегда праздник и флаги расцвечивания полощутся в воздухе и тени их падают на землю.
Перед дверью крохотная терраска, перила с затейливым переплетом, крылечко в десять ступенек. Два окна на солнечную сторону, два — на закат. Резные наличники обрамляют окна. Деревянные карнизы толстым кружевом висят под крышею.
.
Высокая крыша украшена резным же коньком. Зина занимает половину домика — одну комнату и кухню.
Во второй половине две семьи.
.
Правда, и половина эта имеет четыре комнаты с кухней и просторным коридором, который, несмотря на свою ширину и простор, часто становится полем ожесточенных коммунальных сражений на почве расчетов за свет, мытья полов, отапливания мест общего пользования и т. д. и т. п., как пишут обычно, не желая чего-то перечислять, а перечислять предлоги для столкновений жильцов коммунальной квартиры — значит перечислять все стороны проявления человеческих взаимоотношений.
.
Жильцы этой половины остро ненавидят Зину — за то, что она живет как барыня.
И Зина почти не встречается с ними, благо что ход отдельный, кто пришел, кто ушел, когда и как — кому какое дело!
Половина Зины — попросту пристроечка к дому, которая, видно, возникла тогда, когда у бывшего хозяина появились деньги и стремление украсить свою жизнь…
Комнатка и кухня крохотные, еле повернешься, но…
.
Окна прозрачны. Тюлевые занавески смягчают яркий свет, заливающий домик. Вся кухонная мебель крыта белой краской. Вся посуда в шкафиках на стене. Маленькая плита с обогревателем, чистенькая, будто умытая. Кухня отделена от комнаты стеклянной дверкой с гофрированной занавесочкой. В комнате туалетный столик в углу с безделушками, без которых нельзя представить себе комнату молодой женщины. Столик завален духами и подарочными коробками. На стульях белые полотняные чехлы. Кровати нет, у стены, чуть подальше от двери, тахта. Широкая, удобная, покойная.
.
Видно, из буржуйской мебели, которая и посейчас видна кое-где, поражая своей добротностью и долговечностью и старомодной красотой, уже не вызывающей восхищение, а скорее удивление: «Вот ведь как ножки сделали — будто ноги льва! — а зачем?»
.
Зина полулегла на тахту, покрытую тонким, не дорогим и не дешевым, ковриком, как было удобнее, не заботясь, о том, что юбка и смялась и задралась вверх и обнажила не только красивые круглые колени Зины, обтянутые шелковыми чулками, по и показывает край розовой сорочки и розовые же трусики.
.
Между чулками и трусиками виднеется голое тело. Голова Зины покоится на диванной яркой, расшитой диковинными цветами, подушке черного атласа.
.
На этой подушке диковинным цветком выглядит и голова Зины с перепутанными локонами, с белым нежным лбом, с темными бровями вразлет, с тонким румянцем на щеках, с глубокими голубоватыми тенями в подглазницах, скрывающих глаза Зины, с ресничками, от которых взгляда не оторвешь, с капризным, нежным и жестоким, детским и порочным ртом.
.
Руки закинуты за голову. Шерстяная кофточка с короткими рукавами обтянула тело.
Рукавчики чуть открывают подмышки с темной подпалиной в ложбинке.
.
Зина легонько, ленивым движением, подкручивает регулятор громкости репродуктора, что стоит на маленьком столике возле тахты.
Репродуктор фасонистый, на ножках с шелковистой тканью, видной в прорези металлической решетки, защищающей зев рупора.
Марченко сидит на стуле возле тахты.
Жадными глазами он глядит на Зину — то на коленные сгибы ее ног, которые как-то невольно влекут взор выше, то на подмышки, то на лицо Зины.
Тугие желваки играют у него на челюстях.
Он то и дело вынимает из кармана платок и вытирает потные ладони.
Дышит он тяжело, сильно сопя и не замечая этого.
С некоторой досадой он бросает взгляд на репродуктор, который явно мешает ему, на настольную лампочку с фиолетовым абажуром, отсветы которого придают лицу Зины сказочно-нереальный вид.
.
— Может, погасим лампу? — говорит Марченко хрипло.
— Нет! — отвечает Зина.
.
— Не пойму я тебя! — Капитан поднимается со стула и пересаживается поближе, на край тахты, которая поскрипывает от тяжести его тела.
Как бы дружески, словно невзначай, он кладет потную ладонь на колено Зины.
.
— Дважды два — четыре. Пятью пять — двадцать пять! И понимать нечего. Ясненько, как говорят военные моряки! — лениво отвечает Зина, вращая верньер, отчего музыка вдруг бьет Марченко по ушам, а он, чуть морщась, поворачивает голову и отрывается от созерцания бедра Зины, приоткрытого юбкой.
.
Зина тотчас же делает музыку тише.
Капитан оттягивает воротник кителя, который уже тесен ему, потом расстегивает верхнюю пуговицу кителя.
.
Зина говорит:
— В таких случаях говорят: «С вашего разрешения, мадам!»
.
— Я человек простой! — вполголоса замечает капитан, то ли извиняясь, то ли отвергая возможность извинений.
— Нет, Марченко! Вы не простой человек.
.
Марченко оглядывается на полоску голого тела Зины и вдруг, порывисто нагибаясь, отчего у него перехватывает горло и тотчас же багровеет шея и затылок, целует эту полоску.
— Ну! — говорит Зина холодно.
Марченко выпрямляется. Кровь отливает от его лица.
.
— Вы полнеете, Марченко! Наливаетесь соками. Как клещ… — Зина спокойно глядит на капитана. Марченко вдруг встает:
— Ну, в чем дело, Зина? В чем дело?
.
— Дело в шляпе! — чуть насмешливо отвечает Зина.

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Ещё один борцун-Павленский. "Прославился" известными своими акциями по прибитию своих органов к брусчатке Красной площади. Теперь продолжает "борьбу во Франции. Хотят выслать в Россию. Только оно нам надо?! Хотя у них была ещё одна тема для разговора: как остановить Путина. ...
Долбанный ублюдок Леонтьев, то ли по благоприобретённому с пьянством дебилизму, то ли по заданию Суркова, то ли по тому и другому сразу, поучаствовал в запуске заведомо фейкового материала, якобы доказывающего, что малайзийский «Боинг» сбит Украиной. Пропагандисты немедленно заверещали, ...
Бывают дни, когда так прекрасно на душе, что даже шальные пешеходы, сайгаками скачущие где ни попадя, не очень бесят и не хочется облаять водителя мазды, повернувшего направо без предупреждения поворотником. ...
Скрипку ли станет делать... Его произведения посвящены вопросам этики, религии, истории и биографиям греческих и римских деятелей. В отношении самосознания, (то есть сознания, которое осознается), мы не можем сказать, что оно причин- 455 но ...