Дмитрий Нагишкин «Созвездие Стрельца» (1965)
marss2 — 07.01.2023.«Созвездие Стрельца» — последнее произведение писателя, законченное им незадолго до смерти.
На примере нескольких семей, живущих и работающих в дальневосточном городе, в романе показано, как жил наш Дальний Восток в последние дни Великой Отечественной войны и в первые послевоенные месяцы, как самоотверженно трудился он во имя Победы.
..
Начал читать — там Хабаровск (изумительно описанный) последнего военного года, у героини призывают мужа, она остаётся одна с двумя детьми — и обнаруживает, что ей без мужа куда легче всё налаживать и что как-то в жизни начинает всё появляться.
..
причём описанные именно как массовые:
прокуратура по любому поводу штампует «указ семь-восемь» (да. тот самый) и требует 25 лет,
а судья (да, фронтовик, да, без руки) со словами «Крысы тыловые, всё воруете!» приговоры подписывает, вообще не читая — тупо конвейер.
Героиня, вдова с двумя детьми, совершившая грошовый какой-то подлог в сберкассе, становится исключением — прочитав (под давлением и по требованию) дело,
судья с диким изумлением обнаруживает, что там вместо 25 лет можно дать 3 года условно (и на этом его карьера судьи заканчивается — это тоже чётко проговорено).
Источник тг Роттен Кепкен
.
.
.
Отрывок под катом
.
На веранде цветные стекла, и пол ее расчерчен цветными пятнами, будто у Зины всегда праздник и флаги расцвечивания полощутся в воздухе и тени их падают на землю.
Перед дверью крохотная терраска, перила с затейливым переплетом, крылечко в десять ступенек. Два окна на солнечную сторону, два — на закат. Резные наличники обрамляют окна. Деревянные карнизы толстым кружевом висят под крышею.
.
Высокая крыша украшена резным же коньком. Зина занимает половину домика — одну комнату и кухню.
Во второй половине две семьи.
.
Правда, и половина эта имеет четыре комнаты с кухней и просторным коридором, который, несмотря на свою ширину и простор, часто становится полем ожесточенных коммунальных сражений на почве расчетов за свет, мытья полов, отапливания мест общего пользования и т. д. и т. п., как пишут обычно, не желая чего-то перечислять, а перечислять предлоги для столкновений жильцов коммунальной квартиры — значит перечислять все стороны проявления человеческих взаимоотношений.
.
Жильцы этой половины остро ненавидят Зину — за то, что она живет как барыня.
И Зина почти не встречается с ними, благо что ход отдельный, кто пришел, кто ушел, когда и как — кому какое дело!
Половина Зины — попросту пристроечка к дому, которая, видно, возникла тогда, когда у бывшего хозяина появились деньги и стремление украсить свою жизнь…
.
.
Видно, из буржуйской мебели, которая и посейчас видна кое-где, поражая своей добротностью и долговечностью и старомодной красотой, уже не вызывающей восхищение, а скорее удивление: «Вот ведь как ножки сделали — будто ноги льва! — а зачем?»
.
.
Между чулками и трусиками виднеется голое тело. Голова Зины покоится на диванной яркой, расшитой диковинными цветами, подушке черного атласа.
.
На этой подушке диковинным цветком выглядит и голова Зины с перепутанными локонами, с белым нежным лбом, с темными бровями вразлет, с тонким румянцем на щеках, с глубокими голубоватыми тенями в подглазницах, скрывающих глаза Зины, с ресничками, от которых взгляда не оторвешь, с капризным, нежным и жестоким, детским и порочным ртом.
.
Руки закинуты за голову. Шерстяная кофточка с короткими рукавами обтянула тело.
Рукавчики чуть открывают подмышки с темной подпалиной в ложбинке.
.
Репродуктор фасонистый, на ножках с шелковистой тканью, видной в прорези металлической решетки, защищающей зев рупора.
Жадными глазами он глядит на Зину — то на коленные сгибы ее ног, которые как-то невольно влекут взор выше, то на подмышки, то на лицо Зины.
Тугие желваки играют у него на челюстях.
Он то и дело вынимает из кармана платок и вытирает потные ладони.
Дышит он тяжело, сильно сопя и не замечая этого.
С некоторой досадой он бросает взгляд на репродуктор, который явно мешает ему, на настольную лампочку с фиолетовым абажуром, отсветы которого придают лицу Зины сказочно-нереальный вид.
.
.
Как бы дружески, словно невзначай, он кладет потную ладонь на колено Зины.
.
.
Капитан оттягивает воротник кителя, который уже тесен ему, потом расстегивает верхнюю пуговицу кителя.
.
Зина говорит:
.
.
.
.
.
|
</> |