Для разнообразия про сериал
blau_kraehe — 28.11.2019 С интересом посмотрела на Нетфликсе новый немецкий сериал "Wir sind die Welle" (Мы - волна). Поскольку его можно смотреть там (www.netflix.com) на английском и даже с русскими субтитрами, то думаю, могу написать о впечатлениях здесь.Сериал интересен тем, что речь там идет о левой среде. Главный герой - радикальный антифа, анархо, который уже за свои деяния отсиживает в тюрьме, но имеет право свободного выхода в город и учится в гимназии.
О соответствии сериала реальности мне говорить сложно, потому что я слабо знакома с леворадикальной средой а ля гамбургские анархи. Думаю, реальность весьма приблизительная. Но это не так важно. Интересны те тенденции и идеи. которые выражает этот шестисерийный фильм.
Первые две серии смотрятся на одном дыхании. Начинается с мечты всех девочек-школьниц (кажется, в школьное время у нас половина всех историй начинались примерно так): вот все сидят в школе, скучно, пишут какую-то работу, и вдруг появляется Он, новый мальчик в классе, офигенно прекрасный, высокий, конечно, голубоглазый, мужественный и по своим знаниям и эрудиции явно превосходящий училку :)
Дальше идут аллюзии на "Титаник": хулиганистый, из низов общества, но внутренне свободный и талантливый парень открывает очень красивой и богатой, но тоскующей в клетке девушке прелесть свободы и свежего ветра.
Первые две серии вообще очень мне понравились, а вот дальше предсказуемо пошла фигня. Я ожидала чего-то в духе "левые идеи. конечно, привлекательны и даже в чем-то понятны и правильны, но насилие - это ужасно, насилие - это ни-ни!"
Но получилось, пожалуй, даже не это (хотя это тоже), а еще любопытнее. Может быть, без намерений авторов сериала.
Вначале молодой антифа Тристан вербует себе сторонников - высматривая тех, кто явно недоволен жизнью. Помимо скучающей аристократки Леи, это парень из семьи фермеров, разоренной местной фабрикой, которая загадила поля. Девчонка из "социально слабой" семьи: отец свалил, мать в психушке, сама девочка - жертва многолетней травли в школе. И араб - тут вообще без комментариев, в гимназии он единственный (это жизненная правда - в гимназиях никакого раздражающего нациков "засилья этих" не наблюдается вообще).
В городе к власти рвется партия с узнаваемой эмблемой АдГ (конечно, переименованная в сериале), нациков вообще много, полиция с ними очень сильно связана, в школе тоже есть группа подростков-неонаци.
Поначалу все выглядит в "Волне" великолепно. Тристан организует группу, показывает пример, они дают пенделя нацикам (в ответ, конечно, на нападение); слабая девочка обучается самообороне и обретает внутреннюю свободу, в общем, все довольны и счастливы.
При этом богатая девочка Леа выглядит "принцессой" и чужеродным телом в группе. У нее до сих пор в жизни не было никаких проблем, кроме скуки и однообразия, отсутствия подлинных чувств. Если для других желание бороться с нациками или другими проявлениями капиталистической системы идет "от нутра", они на своей шкуре прочувствовали всю эту гадость - то у Леи это в общем только от головы, от понимания, что многое в мире происходит неправильно. Тристан же в этой группе самый неблагополучный - у него нет родителей, он сидит в тюряге.
В третьей серии Тристан произносит знаменательную речь, что вот раньше он был в антикапиталистической группе, с антиглобалистами, но они хотели изменить весь мир, а это слишком большая цель, которой они оправдывали свои поражения - этой цели все равно достичь нельзя. Ну ладно. Мы будем бороться на местном уровне и исправлять ситуацию прямо здесь.
Правда, непонятно, что и как они собрались исправлять - ну кроме того, что напенделяли нацикам, конечно, что само по себе прекрасно, да и араб перестал шарахаться на каждом шагу. Занимаются они перформансами в стиле арт-групп - то граффити, то обмотаются пластиком и ходят с криками про пластиковый мусор, то вываляют в мусоре владельца пресловутой фабрики; все это выкладывается на ютуб. Реальных результатов от этого, конечно, тоже нет, но есть моральное удовлетворение. Ну ок.
Если члены группы склонны подчиняться Тристану, как более опытному, дисциплинированны и готовы на любой риск, то Леа и в этом выделяется - очень быстро у нее появляются собственные идеи и желание именно их воплощать в жизнь, собственные представления (на риск она тоже готова). В группе начинается борьба за лидерство между Леей и Тристаном, усугубленная тем, что во-первых, между ними еще и любовь, а во-вторых, группа декларирует, что "нам не нужны никакие фюреры" (хотя Тристан по факту является неформальным лидером).
В итоге выясняются интересные вещи.
Оказывается, что Тристан вовсе не несчастный парень из социальных низов, который выражает свой протест таким образом. Он, оказывается, из очень респектабельной семьи немецкого консула, жил с семьей в разных странах... проблема его тоже нестандартная - у него убили мать. Мать убили какие-то местные бандиты в Судане, но претензии не к ним (с антиимпериалистическим пониманием у него все в порядке), а к Германии и конкретно фирме "Хекер и Абт" (понятно, какую реальную фирму она отражает), которая продает огромное количество оружия всяким подобным бандитам.
Образованный юноша, со знанием нескольких языков, из высших кругов, обладающий уверенностью в себе, становится действительно радикальным антифа, входит в те круги, где можно достать оружие, наркотики, нелегальные симки, взрывчатку - по ходу садится в тюрьму, но достигает своей цели и оказывается в городе, где расположен крупный филиал "Хекер и Абт". Его цель - взорвать на фиг эту фабрику. Собственно, как выясняется потом, именно с этой целью он и сколотил группу.
Так что роман с Леей в общем не похож на мезальянс в "Титанике"; они оба - подростки из высших кругов общества. По крайней мере, по происхождению.
Остальные в группе, видимо, должны были служить пушечным мясом (араб вовремя это понимает и уходит из группы, остальные слишком отчаялись, в их жизни настолько ничего нет, кроме этого, что они уйти не могут и готовы на все).
Тристан идет взрывать фабрику (чтобы отомстить за мать). Происходит трагедия. Но в последний момент вмешивается Леа, которая организовала большое число школьников, инспирированных "Волной", они пришли на фабрику и устроили мирный флеш-моб с воплями и плакатами про то, какие нехорошие убийцы эти "Хекер и Абт"; типа донесли до широкой публики Правду. Тристан в итоге понимает, что так оно было лучше, насилия не произошло, никого не убили (а девчонка из группы уже была почти готова убить полицейского), хэппи-энд.
____________
Все это, по-моему, отражает трагедию реального левого движения.
Сколько бы ни говорили о низовой демократии, анархи - вообще о прямой демократии и отсутствии любого лидерства, лидеры в движении абсолютно неизбежны. Кто становится лидерами? Да чаще всего это люди из богатых семей, более образованные - они лучше умеют выражать свои мысли, они умеют говорить на публику, презентовать себя (по крайней мере, если говорить о гимназистах и студентах - их ведь этому тоже учат), умеют вовремя продемонстрировать свои познания и эрудицию, они даже внешне отличаются от детей из низов. Я говорю о Германии, и здесь это действительно так. Здесь реально можно по внешности и одежде определить уровень дохода и образования человека, причем доход и образование коррелируют.
Они неизбежно, если приходят в левое движение, становятся в нем лидерами.
Но что нужно таким деткам из хороших семей? Лее, например, нужно просто самовыражение, жизненное творчество, ощущение "борьбы против всего плохого за все хорошее". Ее полностью удовлетворяют флешмобы и перформансы, это ее стихия. Ей больше ничего и не нужно: пожертвовать "нехорошую" одежду с брэндами, перейти на вегетарианство, устроить флешмоб с криками "нас много, и мы громко кричим, потому что они продают оружие!" Ей кажется, что таким образом она меняет мир.
Собственно, Тристану это тоже кажется. Но у него есть душевная травма, и цель кровавой мести. Хотя в итоге он понимает, что кровавая месть - это все-таки нехорошо, и лучше последовать предложениям Леи.
А где во всей этой истории ребята, у кого в жизни есть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО серьезные проблемы - кто не знает, как дальше жить, где работать, не может заниматься любимым делом (мальчик, который хотел быть фермером), кого выгоняют из квартиры (араб с семьей), кто не может вписаться в этот мир? Кто будет решать их проблемы?
А никто. Им предлагается поучаствовать во флешмобах под руководством скучающих будущих хозяев мира (тех самых, наверное, кто в молодости должен "перебеситься", чтобы потом занять достойные места в жизни и замечать, что "кто остался левым - у того нет ума").
Только одна девочка, та самая жертва травли, в конце понимает это и говорит другу: "ты понимаешь, что мы с тобой в общем-то - второй сорт?" Причем подается это как личностная, любовная драма, девочка переживает, что "все любят" Лею, а она вот - второй сорт. Но она права. Леа самовыражается, а проблемы этой девчонки из социально слабой семьи - всем пофиг. А она готова была убить и умереть - именно потому, что у нее-то в жизни все серьезно.
Но если бы, предположим, затея Тристана удалась, у них бы получился какой-нибудь очередной "левый терроризм" - ситуация в общем не слишком изменилась бы. Да, они "наказывали" бы врагов более серьезно, чем с помощью флешмобов, и это приносило бы моральное удовлетворение - но не более того.
Так что весь этот сериал - суровая критика реального левого движения.
Разумеется, не все так плохо. У нас в Коммунистической Организации, к примеру, набирающей силу, много молодых людей - студентов, но не из богатых семей, а тех, кто пробился сам. Они способны быть лидерами, но не избалованы и прекрасно понимают всю мерзость современной жизни. Однако по поводу коммунистов все хранят ледяное молчание, да и мало нас пока.
И да, бороться против капитализма - это очень высокая цель, она кажется недостижимой. Но иного пути просто нет. Организация не нескольких или даже многих подростков - а широких рабочих масс - вот к чему следует стремиться, и что очень трудно, очень сложно - но в итоге должно быть достигнуто.
|
</> |