Как в Германии учатся. Про детей. Часть 1.

топ 100 блогов blau_kraehe19.11.2019 Все записки ушельца (начало записок)

Скажу сразу, я не являюсь специалистом в области образования и рассказывать об этом буду с точки зрения потребителя: мои дети учились в школе, мои знакомые учились в школе, сама я закончила профессиональную школу, и вот что меня при этом удивляло, что показалось необычным, в общем – мои впечатления в чистом виде.

Итак, начнем с дошкольного образования. Как я уже писала, в случае с детскими садами у нас конкретно все было плохо. Мы жили в небольшом городе, где нет так называемых Tagesstätte, то есть садиков в российском понимании – где дети действительно остаются на весь день. А большинство детских садов работает так: утром с 8-9 до 12 и потом еще с 14 до 16. То есть в 12 ребенка необходимо забрать, а если есть желание, в 14 можно привести еще на 2 часа. Детей в садике не кормят (надо давать завтрак с собой). Регулярных занятий никаких нет, хотя воспитатели по своей инициативе что-то придумывают – то что-нибудь мастерят, то идут на прогулку по городу. Но специально детей ничему не учат. В основном функция воспитателя – присмотр чтобы детки друг друга не убили.

Сейчас вроде бы правительство начинает понимать, что основная причина низкой рождаемости – невозможность для матерей работать, пока ребенку не исполнится 8-10 лет. И в самом деле, здесь даже считается, что «ребенку нужна мать», и как же можно работать! Но экономическая ситуация давно уже требует, чтобы женщина именно работала без перерыва – на зарплату мужчины, как правило, давно уже не прожить. Однако о какой работе может идти речь, когда ребенок в садике с 9 до 12? Помощь родственников здесь совершенно не принята, бабушкам ребенка не отдают. Няня? Настоящей няне, как в России, нужно платить хотя бы минимальную зарплату, это больше тысячи евро в месяц. Существуют «семейные детские сады» («дневная мама», Tagesmutter) – то есть некоторые женщины берут к себе в дом чужих детей и таким образом зарабатывают. Это тоже стоит дорого, сейчас не знаю, а 15 лет назад стоило 3 евро в час, где-то 25 евро в день. Конечно, если мать уже имеет образование и высокую зарплату, то и такой частный сад, и даже иногда няня может окупиться…  но парадоксальным образом, именно женщины с в/о рожают детей реже других (примерно каждая вторая не планирует ребенка вообще); а если уж рожают, то сидят с ними дома, чтобы «насладиться материнством», поскольку их социальная страта это позволяет – есть накопленные средства, пассивный доход или богатый муж
.
В основном же детей рожают, как принято считать в рунете, «идиотки», то есть основная масса трудящихся женщин. А для них даже семейный детский сад практически недоступен. Правда, для одиноких матерей такой сад может оплатить государство – а для замужних вообще никак.

Но сейчас появилось больше обычных детских садов, где ребенок остается на весь день и получает горячий обед.Плата за такой садик для родителей со средним доходом в зависимости от города может составлять примерно от 100 до 300 евро в месяц (если доход больше – то и садик дороже), но кажется, за питание платят отдельно.

В 6 лет наступает момент, когда ребенок должен пойти в школу. Дети проходят комиссию, и если у них есть отставание в развитии, или, к примеру, незнание немецкого языка, их могут еще на год оставить в «школе-садике», где уже есть какие-то регулярные занятия. Дети с инвалидностью поступают в специализированные школы сразу.

В первые 4 года все дети учатся вместе – начальная школа. Начальных школ много, их стараются строить в каждом районе, это отдельное здание, то есть малыши вместе со старшими не учатся.

Учить детей читать до школы не только не принято – это считается даже вредным. Дети, которые сами как-то научились читать в 4-5 лет, считаются «высокоодаренными» (привет, в России, вроде бы, таких большинство) и требующими особого внимания в смысле хрупкости психики (конечно, это не значит, что внимание им на самом деле уделяется).  Вообще родители с детьми не занимаются, это считается каким-то моветоном, дескать, что они мучают деточку из честолюбия. А вот когда ребенок уже пошел в школу, то уроки с ним, разумеется, делать надо. Но каких-то «рефератов» и фантастических поделок, на которые способен только взрослый, в начальной школе, конечно, не задают, домашка обычная. Если ребенок здоровый и самостоятельный, он и сам справляется.

А вот дальше начинается жесть. Уже примерно в третьем классе начинается битва за оценки. Потому что к концу четвертого оценки будут определять, в какой именно школе ребенок сможет учиться дальше.

Во времена моих детей (то есть 12-15 лет назад) учителя еще выдавали рекомендацию, официальную бумагу четвероклашкам, и с этой бумагой надо было идти в школу второй ступени, без рекомендации не принимали. Лучшие ученики направлялись в гимназию (это примерно треть детей), похуже – в реальную школу, совсем никакие – в хауптшуле («основную» школу).
Позже эту официальную рекомендацию в нашей земле отменили (как в других землях – не знаю), но зато гимназии ввели тесты, чтобы не принимать совсем уж неспособных.

В крупных городах есть еще редкие передовые «Гезамтшуле», «Общая школа», куда принимают всех детей и учат всех вместе – как это было в СССР и ГДР. Но и там все устроено внутри по принципу успеваемости – ребенок может, например, по немецкому учиться в «продвинутом» классе, а по математике – в слабом. Если нигде не успевает – то и закончит только уровень хауптшуле, «слабые» классы. То есть даже в Гезамтшуле успевающие ученики не сидят в одном классе с неуспевающими.

Эта ситуация создает жуткую, нездоровую конкуренцию уже с 9-летнего возраста, и очень нервную обстановку для детей. Нервные срывы, психосоматические боли – нормальное явление, особенно в гимназиях, реальных школах и в конце начальной.

Для учителей - другое следствие: совершенно не обязательно учить всех. Не надо подтягивать отстающих, не надо стремиться овладевать методиками, которые обучили бы весь класс. В начальной школе можно весь «педагогический брак» потом спихнуть в хауптшуле. В реальной и гимназии – то же самое, не успевает – можно объявить «просто глупым» и выкинуть в школу низшей ступени. Ну а какое-то число особенно умных деток ведь выкрутятся при любом педагоге. А больше и не надо… Если весь класс будет умным и хорошо успевающим – кто пойдет в хауптшуле?

И даже у учителей хауптшуле есть хороший выход: если ребенок не справляется и там, существуют школы для умственно отсталых и школы для детей с «проблемным поведением».

Да, то, что я здесь пишу, ни в коем случае нельзя произносить по-немецки! То есть думают все примерно так же, но вслух ни в коем случае нельзя сказать слово «глупый» или «не успевающий» ребенок. Что вы, что вы! Здесь лицемерие доходит до предела. Нет! Это детей не распределяют по ящикам в зависимости от оценок, а «подбирают наиболее подходящую именно Вашему ребенку форму школьного образования, в соответствии с его интересами и наклонностями».
Хотя «про себя» все, конечно, прекрасно знают, что это все означает, и бьются за оценки аки львы.

Альтернатив этой системе мало. Домашнее обучение запрещено – все дети обязаны ходить в школу, иначе родителям грозит штраф (даже за частые необоснованные прогулы). Как альтернатива, есть система вальдорфских школ, и многие отдают детей туда просто для того, чтобы их не запихали в хауптшуле. Но там надо быть готовым, что ребенку будут пудрить мозги эзотерикой (впрочем, мне рассказывали, что не во всех вальдорфских школах ею пудрят мозги – или, что скорее, те родители вовсе не считали это чем-то негативным). И вальдорфская система платная, 200-300 евро в месяц (часть можно списать с налога, но лишь часть).

Моим детям дали рекомендации в гимназию. С дочерью я все-таки занималась и до школы (ну как, российская же мать). С сыном-аутистом было, конечно, сложно. Начал он, как уже говорилось, со школы для инвалидов по речи (Sprachheilschule, тогда она называлась менее политкорректно Schule für Sprachbehinderten). К концу 1-го класса все еще говорил очень плохо. Школа мне, кстати, очень нравилась так-то – там детей реально развивали, маленькие классы, занимались с ними эрготерапией, развитием координации и моторики. Но вот на каком-то празднике я спросила учителя:

- А что будет дальше с теми детьми, кто закончит 5й класс (там было не 4, а 5 начальных классов), и так и не научится нормально говорить? Ведь в нашем городе и поблизости нет соответствующей школы второй ступени для инвалидов по речи…
Учитель ответил:
- Ну как правило, наши выпускники потом идут в хауптшуле.

Тут у меня пошел мороз по коже. Хауптшуле, выходит – это отстойник для детей с самыми разными проблемами: тут и хулиганы с неуправляемым поведением, дети из «социально слабых» семей (типа алкоголиков), дети мигрантов, не знающие немецкого, просто слабые ученики, и наконец… оказывается, еще в этом же котле должны вариться и дети-инвалиды, которым по идее нужна щадящая обстановка и особое внимание.

В общем, это было одной из причин, почему мы ребенка из этой школы забрали и отдали в вальдорфскую, которая по крайней мере обещала образование до 10-го класса. И где тоже были маленькие классы по 12 человек – в большом наш бы не смог учиться.

Но к счастью, еще через полтора года, с потерей двух лет, он смог все-таки поступить в обычную начальную школу.
Там проявлялись все его особенности, но на фоне всех детей вообще он все-таки учился неплохо. К тому же он необычно для немецкого ребенка много читал. Когда решался вопрос о рекомендации, директриса сказала:
- Да вы что! Он у нас единственный в школе прочитал всего «Гарри Поттера»! Пусть идет в гимназию.
(тогда вышло еще только 4 книги).

 Учителя в Германии бывают разные, как и везде. Есть очень хорошие. Есть просто ужасные. Словом, ничего особенного. В гимназии, где учились мои дети, была жуткая учительница французского, которая издевалась над детьми не хуже Амбридж из того же ГП. Причем и знаний особых не давала – просто была крайне несправедливой, выдавала какие-то жуткие замечания, оскорбляла учеников, выгоняла… Помню, пошли мы с дочкой на медосмотр для подростков – это последнее оплачиваемое кассой профобследование для ребенка. Наша врач спросила, есть ли жалобы. А дочь у меня была очень застенчивая. Я сказала, что мол, да, есть проблемы, она всего боится, например, учителей.

- Ну каких, например, учителей?
- Ну например, фрау Г. (та самая француженка).
Врач расхохоталась и сказала.
- У меня двое детей в этой гимназии отучились. Бояться фрау Г – это не болезнь, а признак нормальной психики!

Так что училка наводила ужас на весь город! Но там же были и очень неплохие, и даже очень хорошие учителя. Так что как обычно – как повезет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В телеге пишут: " Вандалом, разгромившим могилу Александра Маслякова, оказался житель Москвы 2004 года рождения. Мужчина доставлен в территориальный отдел полиции для разбирательства ". И тут со мной случилось то самое, из мема. Я зависла с мыслью "какой еще нахрен мужчина 2004 ...
Он же Шмыга, он же Фуфлыжка, он же Низкосракий комик-гомик. Рисует нейросетка по простому запросу "Комедиант ...
25) Рик Санд («Атланта») У меня будет 119 миллионов причин быть недовольным работой Рика Санда в течение ближайших 6 лет. Забавно, что в тот год, когда свободными агентами стали ЛеБрон, Уэйд, Бош и Амаре, самый большой контракт достался Джо ...
В одном страшно закрытом сообществе питерские девочки рассказывают о том, что в питерских кабаках бармены кидают в пиво димедрол, чтобы клиент быстренько поплыл и типа лост контрол, а потом обворовывают его или еще чего. Рассказывающих ...
...