Про уход в Германии. Записки ушельца

топ 100 блогов blau_kraehe03.11.2019 Уход за пациентами/инвалидами в Германии – это не часть медицины. Он вообще к медицине имеет косвенное отношение.

То есть никаких «после третьего курса мединститута работать медсестрой» быть не может. Медсестра – самостоятельная отдельная профессия, точнее, конечно, «специалист по уходу», Pflegefachkraft, медсестра – устаревшее название. В этой профессии можно получить высшее образование, большинство имеет среднее профессиональное, длительность 3 года (в других странах м/с – это только высшее образование, но в Германии так). Сиделки, низшее звено, как правило, имеют 1-2-годичное образование ИЛИ трехлетнее в смежной области (например, помощницы врачей/медсестра в практике).

Уход развивался не как подчиненная часть Медицины вообще, а как отдельная отрасль, там были другие люди, другая научная теория, лежащая в основе, вообще все другое.
Хотя, конечно, уход, особенно больничный уход, тесно соприкасается с медициной. Уход в домах инвалидов и престарелых, а также на дому, соприкасается с медициной лишь постольку-поскольку. Врач для нас, уходчиков, всего лишь один из специалистов, которых мы приглашаем к пациенту (называются у нас они тоже не пациенты – это я так на русский перевожу, чтобы понятнее было. В стационарах эти люди называются «жильцы», в дневных стационарах и хосписах – гости, но все чаще нам навязывают название «клиенты»). Мы можем пригласить врача, специалиста по медтехнике (для поставки антипролежневых матрасов, кресел и т.д.), специалиста по физиотерапии (массаж и физкультура), медицинскому педикюру, священника, службу сопровождения, да в общем, кого надо – того и приглашаем. Хотя врач в этом списке, конечно, наиболее частый гость. Но это лишь потому, что наши «клиенты» все тяжело больны.

Поэтому собственно говоря нет смысла рассказывать об уходе в рамках рассказа о медицине. Да и я довольно часто рассказываю об этом и так, и к тому же об этом вообще надо писать отдельную книгу.
Но поскольку всем, конечно, интересно, я скажу пару слов.

Деньги на уход берутся не из больничной страховой кассы, а есть отдельная страховка по уходу, тоже обязательная, которую тоже платят все наемные работники. Она, правда, небольшая, и ни в коей мере всей стоимости ухода она не покрывает (а стоимость эта исчисляется ежемесячно тысячами! Проживание в стационаре стоит 3-5 тысяч в месяц, уход на дому – 1-2 тысячи, смотря по объему, конечно). Дополнительно пожилой человек платит из своей пенсии, при тяжелой степени ухода на это тратится вся пенсия. Если не хватает и пенсии – в ход сначала идут сбережения инвалида, его имущество продается, если и этого уже нет, платит государство. Но сначала государство проверит доходы детей – если они достаточно большие, что-то будут брать и с детей. При средних доходах с детей ничего не берут на содержание родителей – им самим еще как-то жить надо и своих детей вырастить.

Кто там возмущался, что все «негативно»? Конечно, это позитивная сторона, даже в чем-то напоминающая социализм: пока еще в Германии людей, нуждающихся в уходе, никто не бросает, и даже в самом тяжелом случае, даже бомжей принимают в стационар, и уход финансируется. У нас недавно лежала бабушка – алкоголичка, которая вообще не имела никакого дохода, жила на пособие сожителя. Но она попала в больницу, оттуда ее перевели к нам, ее опекун написал заявление на социальную помощь, и пока это заявление рассматривалось (несколько месяцев), у нас бабушка лежала бесплатно. Конечно, в расчете на то, что государство потом за все заплатит (так и случилось).

Но те, кто имеет какой-то доход или капиталец в виде своего жилья – отдают буквально все. Уход – очень дорогое удовольствие.

И вот за такие деньги человек получает – нет, не идеальный уход, когда постоянно кто-то рядом, следит и устраняет все возможные опасности… а просто нормальный уход, питание, ну а с опасностями – как повезет.
Если человек дементный и сбегает из стационара – возможно, за ним не уследят, он убежит и попадет под машину. Если он ходит самостоятельно вопреки просьбам не ходить и звать персонал – то может брякнуться и сломать шейку бедра или любые другие кости. То же и на дому: служба ухода приходит два раза в день, остальное время человек предоставлен сам себе (хотя тут есть выход – дневной стационар). Конечно, бывает, что родственники возмущены: как так, платим фантастические деньги, а в итоге придешь – у дедушки на рубашке пятна (никто же не будет переодевать его после каждой еды, если он случайно посадил пятно), выбрит он плохо (возможно, дедушка сопротивляется, а заставлять мы не можем), и вообще не уследили, и он упал и покалечился. Или состояние резко ухудшилось, «а вы ничего не делаете» (а что мы сделаем? Возможно, состояние ухудшилось от стресса, от попадания в новое место – а мы можем только проинформировать врачей, лечат же они, а не мы).

Интересно, что уход в Германии воспринимается как серьезная общественная проблема. Все недовольны, все знают, что «у нас ужасные условия в домах престарелых», «не хватает персонала», об этом пишут в газетах, любой политик обязательно что-то скажет по поводу ухода, систему все время пытаются реформировать и улучшать. Наверное, только российские эмигранты из интернета, живущие в мире розовых пони, не знают, что в Германии проблема с уходом.

На самом деле иногда в газетах пишут ерунду, вроде «они морят стариков голодом»: в реальности, одна из проблем старых и глубоко больных людей – это отсутствие аппетита, потеря веса, и проблема всех уходчиков – как убедить пациента кушать. Никто никого голодом, конечно же, не морит. Но часто пишут и о реальных проблемах. Есть просто ужасные дома престарелых: например, в одной частной сети в нашем городе нормальна ситуация, когда медсестры вообще не раздают лекарства, объясняя, что «нам некогда». Там же лежачих пациентов доводят до пролежней 4й степени (в норме уходчики постоянно следят - и максимум бывает пролежень 2й степени - небольшой дефект кожи, который сразу лечится), из этой жуткой сети персонал постоянно бежит. Но однако есть и неплохие стационары, и неплохие мобильные службы, в стационары всегда очередь – ведь очень часто родственники просто не в состоянии обеспечить уход за стариком, который нуждается в помощи  и присмотре постоянно, родственникам нужно работать. А число стариков растет, пропорционально увеличивается и число тех, кто нуждается в уходе.

Но все-таки уход, конечно, поставлен значительно лучше, чем в России и даже в СССР (где это все почти полностью возлагалось на родственников), и он доступнее. Но не надо обольщаться – в 2\3(!!!) случаев и в Германии уходом занимаются исключительно сами  родственники! (то есть в основном это женщины, ухаживающие за родителями и свекрами).

К тому же в те времена, когда в СССР был, по общему мнению, плохой уход – здесь, в ФРГ, уход также проводился совсем иначе: старики жили в больших залах все вместе, между ними ходили монахини и делали самое необходимое, по принципу, как у нас говорят, «трех С»: sauber, satt, sediert (чистый, сытый, успокоенный). Они просто не жили так долго, лежачие переводились в больницу, где умирали в течение полугода, деменция вообще не воспринималась как болезнь.
Современный уход начал всерьез развиваться в Германии лишь в течение последних 25 лет, после того, как была введена страховка, и тем самым создан капитал, позволяющий создать и научные учреждения, и инвестировать в систему, и привлекать другие, частные капиталы. Это та отрасль, где капитализм пока еще играет относительно прогрессивную роль – но увы, и она заканчивается у нас на глазах.

Сейчас существует такая возможность, как пригласить «полячку для ухода»: они приезжают в Германию на 3-6 месяцев, живут в семье, ухаживают за стариком, получают за это 500-600 евров месяц, столько же платится фирме, которая их привозит. Потом у них отпуск в Польше, тоже 3-6 месяцев. Работа сильно напоминает рабство, но многие полячки идут на это, в самой Польше работа хуже оплачивается, и найти ее сложнее.
Говорят, в Польшу с той же целью едут украинки…

Семье-работодателю такая сиделка обходится, таким образом где-то в 1200-1500 евро в месяц, плюс оплата билета. Но за инвалидность старику что-то платят, так что деньги это не так, чтобы невозможные (да и пенсия у старика есть). Качество – как повезет. Может, попадется польская медсестра с в/о, и все будет на высшем уровне – а может деревенская простушка, плохо знающая немецкий, и там уж как сложится.

Но это мы отвлеклись. Об уходе, конечно, я могу рассказывать до бесконечности. В следующих постах вернемся к медицине.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
долгожданный майский номер журнала "Тюнинг автомобилей"-таки вышел :)И ...
В этой чудесной школе, в рамках Всеукраинской недели противодействия буллингу, «специалистами психологической службы школы были проведены занятия с учащимися 11 класса». На сайте школы были выложены фотографии с этого мероприятия. В глаза сразу бросается "древнесловянский орнамент", ...
Стырено из китайского ИН. Выложено для Любы lgabriel ...
На Украине продолжается всенародное оглашение показаний бывших военнослужащих Российской Федерации и ее граждан, ныне добровольцев ЛНР – луганских народных милиционеров – Евгения Ерофеева и Александра Александрова.   До этого я уже писал, что принадлежность ребят к российским войскам ...
Сегодня королевский двор Швеции распространил коммюнике об изменениях в шведском королевском доме. Дети принца Карла Филипа и принцессы Софии, а также дети принцессы Мадлен и Кристофера О’Нила больше не являются членами шведского королевского дома, в связи с чем лишаются титулов их ...