ДИВНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ

«Обитаемый остров» братьев Стругацких настолько явное антисоветское произведение, что при его чтении у любого советского читателя просто захватывало дух. Если во множестве других произведений диссидентски настроенных авторов пресловутую фигу в кармане ещё нужно поискать (для чего был необходим достаточный для этого культурный уровень), то при чтении «Обитаемого острова» нужно было прилагать определенные интеллектуальные усилия для того, чтобы эту фигу развидеть.

В каком жанре написан «Обитаемый остров»? Очевидно, что в жанре социальной фантастики. Жанр этот в Советском Союзе не особенно приветствовался, ибо социальной фантастикой был сам коммунизм, учение о будущем коммунистическом обществе. Это, знаете ли, как в случае с Кораном: если в Вашей книге написано то же самое, что в «Капитале», то она не нужна. А если нечто иное, то она вредна.
Можно, конечно, ссылаться на авторитет великого и ужасного Ивана Ефремова, соорудившего образ будущего коммунистического общества в серии своих романов о «Великом Кольце». Однако «Час быка», наиболее крамольная часть этой серии, вышла всего лишь годом раньше «Обитаемого острова», и от неё здорово несёт тем же антисоветским душком, что и от романа Стругацких. Иными словами «Час быка» это «Обитаемый остров» для интеллектуалов, вышедший в ту же эпоху великого переосмысления.

В жанре социальной фантастики, как известно, матчасть вторична. Место действия в социальном фантастическом романе всегда Земля, наше время +- несколько лет, максимум десятилетий. Это всегда «1984», написанный в 1948-м году по мотивам статей из вчерашних газет. Так что и Торманс, и Саракш это СССР конца шестидесятых — начала семидесятых годов прошлого века. Могут быть какие-то нюансы, заячьи петли и соскоки, но основа именно такова: наше время, наше общество в его скором и неизбежном развитии. Дивный новый СССР.
«Технологии будущего» в социальной фантастике это всегда аллегория социальных процессов современного автору общества. Что такое башни-излучатели в Стране Отцов на Саракше? Это технологическая аллегория идеологии. Никакого другого смысла эти дурацкие башни не несут. А какая идеология имеется в виду? Поскольку подробно идеологическая составляющая устройства Страны Отцов в романе не описывается, то надо полагать, что любая. Не важно какая идеология калечит мозги и души человека, все они в этом смысле одинаковы.
Интересным образом разрешен вопрос об антагонистах общественного устройства Страны Отцов. Никаких классовых, национальных или социальных противоречий в этом обществе нет. Они нивелированы, как уже упоминалось, общей идеологией. Противниками режима Неизвестных Отцов выступают их сограждане, не подверженные воздействию излучения башен. Таких граждан называли выродками.

Обычной пропаганды (излучения) выродки никак не ощущали, а вот во время периодических партсобраний (лучевых ударов) испытывали ужасные мучения. На физиологическом уровне. Наиболее решительные выродки (самых разных политических взглядов) объединялись против режима Отцов именно в связи с неприятием идеологии, как таковой, как инструмента воздействия на общество. Вроде бы пока всё нейтрально.
Но здесь-то нам Стругацкие и преподносят сюрприз! Неизвестные Отцы тоже не воспринимают излучение башен, то есть не являются последователями господствующей идеологии. И это ещё не всё. Было бы вполне логично сделать Неизвестных Отцов некими анти-выродками, которые во время периодических мощных ударов излучения испытывают экстаз. Таким образом, Неизвестные Отцы противопоставлялись бы выродкам и на чисто физиологическом уровне, получая во время их мучений противоестественное наслаждение.

Но нет. Неизвестные Отцы это такие же выродки, как и те, что скрываются от них в подполье. По сути, общество Неизвестных Отцов делится на оболваненную массу и интеллектуалов-выродков, часть из которых находятся у власти, а часть — в подполье. И это, конечно, с точки зрения социальной фантастики, которая описывает общество здесь и сейчас, является совершенно неприемлемым.
Неизвестные Отцы не в меньшей степени, чем диссиденты, тяготятся господствующей в обществе идеологией, необходимость участвовать в ритуальных пленумах и съездах вызывает у них почти физиологическое страдание. Идеологическая накачка общества мешает им жить.
Пора сносить Башни.
|
</> |