НОЧЬ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ. УСТРАНЕНИЕ СООБЩНИКОВ

30 июня 1934 года, около двух часов ночи, фюрер и рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер с немногочисленным сопровождением вылетел с боннского аэродрома в Мюнхен, где сразу по прибытию арестовал руководителя местных СА Шнайдхубера и группенфюрера СА Вильгельма Шмидта. Далее Гитлер проследовал в баварскую деревушку Бад-Видзее, где сразу по прибытию взял под стражу всё руководство штурмовых отрядов, включая начальника штаба СА Эрнста Рёма. В последующие двое суток Рём и множество других задержанных были казнены, впрочем, многих убили прямо на месте, там где их застали расстрельные команды.

Помимо видных штурмовиков в ночь длинных ножей были убиты несколько заметных противников национал-социализма, а также двое авторитетных и пользующихся значительным влиянием в военных кругах генералов: Фердинанд фон Бредов, многолетний руководитель абвера, и Курт фон Шляйхер, успевший побывать даже канцлером Веймарской республики как раз накануне передачи власти Гитлеру. Довольно забавно, но в связи с гибелью 30 июня 1934 года фон Бредов даже числится «бойцом сопротивления»!
При этом как-то упускается из виду, что фон Шляйхер был одним из самых пронацистких генералов рейхсвера, что именно он приложил максимум усилий для назначения Гитлера на пост канцлера, и что никаких конфликтов между ним и верхушкой НСДАП никогда не было. А фон Бредов одно время даже руководил СД, не напрямую, конечно, а через личную информационную службу своего шефа.
В целом принято считать, что в Ночь длинных ножей Гитлер расправился со своими наиболее экстремистски настроенными сообщниками. Считается, что Политическая организация НСДАП в целом была более националистической, а СА — более социалистической частью Национал-социалистической партии, что штурмовики жаждали социального переустройства Германии и даже вели речь о грядущей Второй революции. Но здесь позволительно задать недоуменный вопрос: а при чём здесь сам Рём? Как мы уже разбирали Эрнст Рём был плотью от плоти рейхсвера и в бытность свою в Баварии руководил местными силами «чёрного рейхсвера», которые и были организационно оформлены как штурмовые отряды НСДАП. После блестящего подавления Гитлером сепаратистского выступления баварской верхушки, Рём отошёл от дел, а в 1928 году вообще отправился с невнятной миссией в Южную Америку.

Хорошо известно, что аншлюс Австрии планировался рейхсвером Веймарской республики ещё до прихода Гитлера к власти, в связи с чем высшему генералитету понадобились связи дочерней германской НСДАП с её материнскими австрийскими структурами. Партию Гитлера начали продвигать уже на федеральном, а не только местном, баварском уровне, и в 1931 году Рёма вернули на руководство СА именно для контроля над самим Гитлером. В связи с этим желание Гитлера избавиться от удушливого контроля со стороны рейхсвера, устранив Рёма, вполне понятно. Но не совсем понятно, зачем Гитлеру было бросать вызов ещё и непосредственно генералитету, убивая столь видных его представителей.
Однако хорошо известно также, что именно в 1934 году планировалось слияние рейхсвера с СА, и именно Шляйхер (и его ближайший соратник фон Бредов) курировали этот вопрос со стороны военных. Планировалось, что Рём возглавит министерство обороны, а сам Шляйхер займёт пост вице-канцлера, причём переговоры об этих перестановках велись, естественно, с участием самого Гитлера. Понятное дело, что просто так, без хорошо аргументированного информационного обеспечения, слить СА с рейхсвером было нельзя, структуру штурмовых отрядов нужно было сначала разрушить, раскассировать их штурмбаны и принимать штурмовиков в рейхсвер уже в индивидуальном порядке.

И вот как раз в такого рода постановках Гитлер был совершенно непревзойдённым мастером, можно даже сказать гуру. Достаточно вспомнить пивной путч и недавний поджог рейхстага. Полагаю, что и в июне 1934 года Гитлер и Шляйхер договорились о небольшом опереточном путче СА: после снятия Рёма с должности начальника штаба штурмовых отрядов, «коричневая гвардия» НСДАП должна будет немного побузить, побить витрины, где-то подраться с полицией, после чего СА с чистой совестью можно будет распустить, включив часть штурмовиков в рейхсвер в качестве резервных военизированных подразделений.
Разумеется, ни о каких бессудных убийствах столь уважаемых и заслуженных старых борцов, а тем более генералов рейхсвера, речи не шло, да по тому времени и не могло идти. Ещё жив был президент-фельдмаршал Гинденбург, который мог сместить Гитлера с поста канцлера обычным президентским указом. По странной, но очень характерной случайности, старый фельдмаршал не надолго пережил Шляйхера и Рёма.

Иными словами, рейхсвер в ходе фиктивного мятежа штурмовых отрядов должен был сыграть роль арбитра и остудить разыгравшиеся страсти, а после роспуска СА — поглотить и безусловно подчинить их личный состав. Но Гитлер опять переиграл своих партнёров. Напомню, что в июне 1934 года он был не просто лидером НСДАП, а конституционно назначенным канцлером Веймарской республики, то есть высшим (после президента) руководителем германского правительства.
Образцом для проведения операции служил пресловутый «бунт Штеннеса» в 1931 году, как раз после отстранения его от командования берлинским СА. Реакцией Штеннеса на его отстранение Гитлером от должности было его выступление с целью вывести свои части из подчинения СА и НСДАП. Штеннес объявил Геббельса отстранённым от партийного руководства, заявил о своём разрыве с мюнхенским партийным руководством как «не подлежащим исправлению» и провозгласил «истинно революционный» национал-социализм против «бюргерской забронзовелости» партийной организации.
Штеннес прямо противопоставил себя Гитлеру, оказав силовое сопротивление: по его приказу берлинская штаб-квартира партии и редакция газеты «Дер Ангрифф» были заняты его сторонниками из СА в надежде внести раскол в ряды НСДАП и наряду с этим склонить ядро СА на свою сторону (так называемый 2-й путч Штеннеса). Свежий выпуск газеты от 2 апреля 1931 года Штеннес осуществил своими силами. Занятые помещения были освобождены при содействии берлинской полиции. За этим незамедлительно последовал приказ Гитлера о снятии Штеннеса с поста руководителя СА округа «Ост» и исключении его из НСДАП.
Однако ничего плохого с самими бунтовщиком не случилось, после прихода Гитлера к власти он стал советником при Чан Кайши, эвакуировался вместе с ним на Тайвань в 1948 году, затем вернулся в Германию и спокойно дожил до 1983 года.
Однако в июне 1934 года всё пошло совсем не так. Рейхсканцлер Германии, во главе группы эсэсовцев, 30 июня лично прибывает в Бад-Видзее. И не на официальную встречу с руководством СА, не на съезд или партийную конференцию: Гитлер с револьвером в руке мечется по санаторию, самочинно производя арест за арестом. И это, повторяюсь в очередной раз, высшее должностное лицо Германии. Более того, в течении двух последующих дней арестованных расстреливают в камерах безо всякого намёка на расследование и суд! Несомненно, что никто подобного развития событий от Гитлера не ждал. Ведь Шляйхер, который представлял армию во всех предварительных консультациях о слиянии СА с рейхсвером, согласовал от имени германского генералитета совершенно другой план этой операции.
Естественно, самого Шляйхера и его ближайшего соратника фон Бредова требовалось устранить, причем немедленно, не давая им возможности публично разоблачить коварство своего партнёра. Оба были убиты в собственных домах, вместе с Шляйхером убили и его супругу, видимо присутствовавшую на каких-то конспиративных встречах с Гитлером. Или уж просто на всякий случай. Можно, конечно, предположить, что убийцы просто устраняли свидетельницу, но вот кухарку, на глазах которой произошла эта расправа, почему-то не тронули.
Что касается штурмовых отрядов, то Гитлер их оставил за собой. Торопиться с аншлюсом Австрии он тоже не стал, на что были отдельные и очень веские причины. Однако об этом нужно будет поговорить отдельно, а значит продолжение следует...
|
</> |