Диковинки и другие интересные экспонаты музея V&A
pailish — 05.09.2023 В этом посте я расскажу об экспонатах из разных коллекций, ничем не связанных между собой, кроме того, что они меня восхитили или удивили.Nautilus Pompilius - название группы и вид головоногих моллюсков, из которых в эпоху Возрождения делали множество красивых изделий, например, экстравагантные чаши на тонких ножках. Из этих чаш пили редко, чаще всего их использовали для украшения.
Чаша из раковины наутилуса.
Раковин наутилусов сохранилось до наших дней немало, но это редкий пример раковины, которая сохранилась в своей первоначальной оправе, поскольку насекомые, нанесенные эмалью на золотую оправу, совпадают с насекомыми, выгравированными на жемчужном подслое раковины. Эта раковина еще замечательна тем, что выгравированные на ней насекомые являются одними из самых ранних попыток точного изображения мотыльков, мух и жуков.
Сочетание природной красоты и мастерства человека меня всегда восхищает. Эта чаша находится между чудом природы и произведением искусства. Она была изготовлена в 1620-х годах, предположительно в Амстердаме Жаном Беллекином (или Белкеном, или Белькеном) и его сыном Корнелисом. Судя по гербу на футляре, первоначально чаша принадлежала семье Мнишек.
Следующий экспонат из, так называемых, диковинок, когда аристократы в своих "кабинетах редкостей" собирали коллекции из естественно-научных экспонатов и разных курьезных вещей.
Голова быка
Скульптура представляет из себя быка, голова которого вырезана из мрамора, а тело - из ствола альпийской сосны. Изготовлена в Падуе около 1650-1700 годов. Зверь стоит вертикально, в человеческой позе, его шкура обернута вокруг ствола дерева, как плащ.
Скульптура была приобретена музеем в Венеции в 1881 году. Тогдашний куратор музея Джон Чарльз Робинсон описал скульптуру, как "сочетание художественного мастерства с увлечением природой и научным любопытством"".
Главная фишка этой скульптуры кроется в голове быка. Голова в натуральную величину содержит что-то вроде остеомы (или нароста на черепе), которая первоначально считалась окаменевшим бычьим мозгом. Эта необычная скульптура с ее разнообразными текстурами и причудливой "костью в мозгу" могла быть интересной темой для разговора во время приема гостей.
Эта "диковинка" основана на событии, которое вызвало сенсацию в Падуе в 1670 году, как это записал Себастьяно Скарабиччи, преподаватель медицины в Падуанском университете. Он писал о двух быках, купленных падре Майклом Микели из монастыря Санта-Гуистина. Животных отправили на откорм в деревню, но один из волов заметно похудел и ослаб. Когда быков зарезали, их головы отправили монастырскому повару. Было обнаружено, что череп худого быка, который оказалось трудно взломать, содержал затвердевшую массу. Тогдашние доктора посчитали, что эта масса представляет собой окаменевший мозг животного, и это явление было объявлено "чудом медицины Скарабиччи", который и публиковал, и читал о нем лекции.
В 1933 году Музей естественной истории подтвердил, что огромная остеома, представленная в статуе, была органической, вероятно, частью больной кости крупного млекопитающего, такого как слон или кит.
Музей содержит одну из крупнейших коллекций декоративных изделий из железа и стали с 12 века до наших дней. Здесь есть все: от ворот, замков и ключей до подсвечников и ожерелий. Меня просто очаровал хоровой экран для собора.
Экран из Герефордского собора
Экран создан для хоров кафедрального собора. Спроектировал его известный английский архитектор эпохи готического возрождения сэр Джордж Гилберт Скотт, а выполнила компания из Ковентри. Этот потрясающий экран - пример викторианской готики. Чем дольше его рассматриваешь, тем больше поражаешься мастерству, с которым он был сделан.
Впервые экран был показан на Международной выставке 1862 года, а затем установлен в Герефордском соборе.
Центральная часть знаменитого кружевного металлического экрана из Герефордского собора.
В 1967 году было решено сохранить экран для нации и установить в новом Музее промышленности в Ковентри, который предполагалось построить. Экран демонтировали, а новый музей так и не появился.
В 1983 году в судьбу экрана вмешался музей V&A, который частично профинансировал покупку экрана у церкви. Музей взялся найти время и деньги, чтобы профинансировать реставрацию и найти место для экрана.
Когда реставраторы увидели экран впервые, он все еще был в первоначальных ящиках. Позолоченные поверхности в лучшем случае были выцветшими, но чаще всего отслаивались и покрывались ржавчиной. На панелях мозаики местами образовалась соль, а некоторые мозаики рассыпались в порошок при прикосновении. Но команда из 38 человек, реставрировав и законсервировав 14 000 деталей, а затем собрав их заново вместе, вернула экрану былую славу.
До реставрации и сейчас.
Церковная тема не была бы раскрыта без религиозных скульптур.
Религиозные полихромные скульптуры.
В этой витрине все работы созданы из разных материалов. Центральная скульптурная группа под названием "Оплакивание" сделана из грецкого ореха и слоновой кости в Нидерландах.
"Богоматерь с младенцем и святым Диего из Алькалы"
Скульптурная группа слева от центральной создана из расписанной терракоты Луисой Рольдан, испанским скульптором периода барокко. 17 век.
Луиса Игнасия Рольдан Вильявенсио, по прозвищу Ла Рольдана, — первая женщина-скульптор в Испании. Луиса была Escultor de Cámara, то есть придворным скульптором испанского короля. Рольдан вместе со своим мужем и зятем Томасом де лос Аркосом создала собственную мастерскую, где они изготавливали религиозные полихромные скульптуры. Для церквей Луиса изготавливала, в основном, деревянные скульптуры, а для личных часовен богатых буржуа часто использовала терракоту. Рольдан специализировалась преимущественно на резьбе, а ее муж помогал ей в росписи по изделиям и их золочении. В конце жизни Луису приняли в Академию Сан-Лука.
Эта скульптура была куплена Джоном Чарльзом Робинсоном из Сориано, Мадрид, за 5 фунтов 11 шиллингов в 1864 году.
Сцена изображает францисканского святого Диего из Алькалы, которому Дева Мария с младенцем, которая восседает на облаках с херувимами и в сопровождении двух ангелов, преподносит крест.
Эту скульптуру часто называют "Портиункула", имея в виду легенду о святом Франциске. Легенда гласит, что монаха обвинили в краже хлеба из монастыря для раздачи бедным, но когда его обыскали, спрятанный хлеб чудесным образом превратился в розы.
Лепестки роз видны в складках рясы.
Дева Мария скорбящая.
Особенно мне нравятся работы испанских и итальянских скульпторов по дереву 15-17 веков. В то время дерево было самым доступным материалом по сравнению с мрамором, и резчики с помощью дерева пытались изобразить свое видение Христа, Девы Марии, Марии Магдалины и религиозных сцен. Практически во всех церквях Италии и Испании стояли деревянные скульптуры, маленькие фигурки, распятия. Особенно я их полюбила, гуляя по церквям Флоренции. Они все разные, с разными чертами лица и эмоциями на деревянных лицах.
Бюсты скорбящей Богородицы были широко распространены в Испании 17 века. По мнению историков эти бюсты напоминают нидерландские религиозные картины и изображения пятнадцатого века, а так же бюсты-реликварии, которые помещали на боковые алтари и содержали в них мощи святых.
Этот бюст сконструирован из отдельных кусков сосны, глаза, вероятно, сделаны из стекла, а зубы из слоновой кости. Локоны волос сделаны из древесной стружки. Удивительно, как из нескольких кусков дерева скульптор смог изобразить на лице эмоции.
Предположительно бюст работы Хосе де Мора, который был придворным скульптором на службе у последнего габсбургского короля Испании Карла II. Был куплен за 4 фунта стерлингов в 1871 году.
Коллекция гобеленов в музее тоже довольно обширная. В ней собраны гобелены от средневековых и ренессансных до лучших образцов наших дней. Большой пост, может быть, напишу потом, а пока расскажу о своем любимом гобелене.
Гобелен мануфактуры Бове.
Этот гобелен мануфактуры Бове, Франция, был создан в 1700-1720 годах. Серия, к которой принадлежит этот гобелен основана на композициях Жана Берена I. Она известна как "Гротески на желтом фоне" или "Гротески Берена".
Серия "Гротески" пользовалась огромным успехом, переплеталась много раз во многих вариациях. Композиции включали укротителей животных, слона, верблюда, музыкантов, танцоров и акробатов, а также подношения богам Пану и Вакху. Эти элементы можно было соединять в различных сочетаниях, с различными бордюрами, чтобы создать композицию, адаптированную к орнаменту,
Гобелен соткан из шерсти и шелка на шерстяной основе. Этот гобелен был частью завещания E.E Кука музею. В своем завещании Кук выразил "искреннее пожелание и желание", чтобы завещанные предметы не "высылались из Англии для выставок или любых других целей".
Два предмета, о которых я расскажу дальше, - нечто среднее между мебелью и произведениями искусства.
"Шкатулка на подставке".
К середине 18-го века самая роскошная итальянская мебель производилась в Турине, в мастерской Пьеро Пиффетти. Пиффетти был краснодеревщиком у короля Сардинии. Он делал мебель и разнообразные предметы декора для королевского дворца в Турине и других королевских резиденций в Пьемонте.
Столик в музее работы Пиффетти полностью соответствует модному в то время стилю рококо. Шкатулка выполнена в виде закрытой раковины, перламутр — в виде рыбьей чешуи, а оправы — в виде асимметричных картушей, элементов рокайля (элемент орнамента, основанного на мотиве стилизованных раковин) и морских существ. Основание подставки инкрустировано различными породами дерева и слоновой костью.
Крышку шкатулки увенчивает латунная фигура Минервы, держащая копье в правой руке и щит-маску Медузы в левой руке. Пары латунных мужских и женских фигур поддерживают шкатулку спереди и сзади. Они сидят верхом на черепахах.
Это произведение было куплено на Christie в 1946 году. Предполагается, что таких шкатулок на подставке должна быть пара, но где может быть вторая (и есть ли она) неизвестно.
"Декоративная ваза-урна на подставке"
Это произведения из бисера родом из Германии. Оно было изготовлено на фабрике в Брансуике, которая работала примерно с 1755 по 1772 год и производила мебель и мелкие декоративные предметы. Иногда бусины устанавливали на жесть или глиняную основу, но большинство изделий имело деревянную рамку, как в данном случае. . Большинство изделий из бисера плоские (чаще всего так украшали столешницы), поэтому трехмерное изделие встречается очень редко.
Урна находилась в коллекции сэра Джеймса Хорлика (1844–1921), фармацевта и бизнесмена. Джеймс Хорлик родился в Англии и эмигрировал в США в 1869 году вместе со своим братом Уильямом. Вместе они основали компанию Horlick Food Company в 1875 году, а в 1883 году запатентовали напиток из солодового молока, на котором разбогатели. Джеймс вернулся в Англию в 1890 году, где стал серьезным коллекционером мебели. Коллекция перешла по наследству к его второму сыну, подполковнику Джеймсу Нокеллсу Хорлику. Подполковник завещал коллекцию музею V&A.
Процесс изготовления "бисерных изделий" состоял в следующем. Рисунки наносились на картон, а затем на корпус декорируемого изделия. Затем на изделие наносили мягкую, похожую на гипс композицию, окрашенную в разных местах в соответствии с основным цветом "вышивки" бисером. Рабочие фабрики нанизывали бусины на льняную нить и раскладывали их по картонным лекалам, обрезая нити по размеру перед укладкой на мягкую композицию. Добавляли дополнительные детали в виде перламутра или крупных кусочков цветного стекла, имитирующего драгоценные камни, или эмалевые бляшки. Когда состав высыхал до очень твердого и прочного покрытия, изделие готово.
|
</> |