Витражи в музее V&A

У меня есть еще одна непреходящая любовь, кроме фарфора, - это витражи. Витражи в латвийских церквях, а еще орган, - это истоки моей любви к искусству. Моя семья абсолютно не религиозная, и я выросла агностиком, но в детстве мы с подружкой часто бегали в соседнюю церковь, зажав в кулачках по 20 копеек. Монетки мы бросали в кружку для пожертвований при входе и садились на скамейку в, обычно, пустой церкви. Органист репетировал, священник занимался своими делами, а малочисленные прихожане вне службы в церковь не заглядывали. Мы сидели молча, разглядывая витражи и детали убранства, а вокруг звучала музыка. Став старше, я увлеклась изучением рижских витражей, а потом английских. Витражи в музее V&A - настоящее наслаждение

Наверное, уже не надо писать, и так ясно, что коллекция витражей в музее V&A одна из самых полных в мире. В ней собраны витражи, начиная с 12 века и до наших дней. Особенно популярными витражи были в период с 12 по 16 век в соборах и церквях, это и понятно. Яркие, полупрозрачные картины из жизни святых играли огнями при различном освещении, погоды, времени суток и сезонов и вызывали благоговение у паствы.
Витражи - очень хрупкие произведения искусства, поэтому многие из них сохранились только в виде фрагментов. В Англии цветные стекла начали использовать еще в 7-ом веке, к сожалению, древних английских витражей сохранилось очень мало. В музее большое количество витражей из Франции и Германии.
Мне нравятся витражи, созданные в эпоху ар-деко, но на них я могу любоваться воочию, а вот древние витражи увидеть живьем получается очень редко. Поэтому в этот раз бОольшее внимание я уделила именно им.
"Вход в Иерусалим"
Это часть витража, который изображал вход Христа в Иерусалим. Витраж находился в окне в хорах Эрфуртского собора на востоке Германии. Он был изготовлен в 1375 году. Тот витраж, что сейчас находится в Эрфурте, создан в 1899 году.
Вход в Иерусалим считается началом христианской Страстной недели, предшествующей Пасхе. Этот день известен как "Вербное воскресенье".
Мужчина слева на витраже, одетый в короткую красную тунику, расстилает на земле желтую одежду с рукавами. Справа другой мужчина в синем платье-плаще машет пальмовой веткой. Этот витраж (вместе с другими витражами) был приобретен музеем у коллекционера Гросвенора Томаса.

Для людей, жившим в стародавние времена, рассматривать витражи было тем же самым, как нам сходить в кино. Можно увидеть благочестивое "кино", романтическое, а можно посмотреть ужастик.
"Сент-Винсент на дыбе".
Фрагмент витража в церкви Сен-Жермен-де-Пре в Париже посвящен Винсенту Сарагосскому, который принял мученическую смерть во время гонений римского императора Диоклетиана. Витраж создан приблизительно в 1240-1245 годах.
Согласно сборнику жития святых, написанному в то время, когда были сделаны витражи, Винсент и его епископ предстали перед Диоклетианом, и Винсента обвинили в государственной измене, поскольку в то время исповедовать христианство было незаконно. Винсент отказался отречься от своей веры, поэтому Диоклетиан приказал своим солдатам пытать его. Винсента привязали к дыбе, и солдаты вонзили ему в бока железные крюки, так что кровь брызнула, а внутренности вывалились из тела. Винсента подвергали и другим пыткам, пока, наконец, святой не умер. На витраже изображены солдаты с крюками. Внутренности видны внизу витража. Настоящий средневековый ужастик.

Одни из самых потрясающих витражей выпускались в Нюрнберге, и вообще в Германии, а так же в Швейцарии.

В Средневековье был очень популярен образ Девы Марии. Считалось, что в "Апокалипсисе", одной из книг Нового Завета, святой Иоанн, говоря, что "видел жену, облеченную в солнце, и луну под ногами ее, и она была беременна", как раз имел в виду Деву Марию и второе пришествие Христа.
"Дева Мария и младенец".
Четырехлистники, такие как этот, были декоративной альтернативой круглым или квадратным витражам. Они были популярны в Нюрнберге в то время, когда создавался этот витраж. Витраж был создан приблизительно в 1505-1510 годах. Предполагается, что это работа Альбрехта Дюрера или одного из его последователей, Ганса фон Кульмбаха. Витраж куплен на аукционе Christie's в 1937 году.

"Герб Гуго фон Гогенланденберга, епископа Констанца, с 2 ангелами"
Нижний витраж справа - герб епископа (красный крест на белом фоне) объединен вместе с гербом семьи фон Гогенланденберг.
Ангелы поддерживают герб и представляют митру епископа и его посох. Витраж создан приблизительно в 1500 году художником по стеклу и стекольщиком из Цюриха Лукасом Зейнером. Зейнер был ведущим художником по стеклу в области геральдической живописи. Витраж был передан музею в 1919 году Дж. П. Морганом в память о его отце и в знак признания англо-американского сотрудничества в войне.

"Святой Михаил, взвешивающий душу".
Верхний витраж справа был создан в 1470 году для церкви Святого Лоренца в Нюрнберге. Подарен музею Дж. П. Морганом.
Предположительно этот витраж является фрагментом более крупного витража, изображающего "Страшный суд". Архангел Михаил был одним из самых популярных святых Средневековья. Люди по всей Европе почитали его за его силу защиты и из-за той роли, которую он, как считалось, сыграл на Страшном суде. Согласно христианскому учению, при Втором пришествии Христа мертвые восстанут из могил, чтобы их осудили и отправили на небеса или в ад. Святой Михаил держит судные весы и взвешивает души воскресших. Праведная душа склонит чашу весов вниз. На этом витраже изображены маленькие черти, которые пытаются склонить чашу весов в свою пользу.

Христианская церковь всегда считала, что Бог говорил через своих пророков. В них видели вестников Божьих посланий о будущем. Один из четырех ветхозаветных "великих пророков" - Иезекииль. Этот витраж изначально был одним из серии, изображающих пророков. Изготовлен в 1470 году для церкви Святой Цецилии в Кёльне. Сейчас витражи этой церкви находятся в разных музейных коллекциях Великобритании и США.

В древности витражи изготавливали из окрашенных стеклянных частей, скрепленных свинцовыми полосами. Процесс изготовления витражей описал в своем трактате "О различных искусствах" (De Diversis Artibus) в 12 веке немецкий монах, использующий псевдоним Теофил. Он описывает основные шаги, необходимые для изготовления листов цветного стекла, и как использовать эти листы для создания витражей. Если не считать незначительных нововведений, техника изготовления витражей практически не изменилась со времен Феофила.

Эти две части бордюрного витража взяты из окон Кентерберийского собора в Кенте. Изготовлены приблизительно между 1200 и 1220 годами.
Основными ингредиентами для изготовления стекла являются песок (кремнезем) и зола (щелочь). При совместном нагревании они образуют более или менее однородную вязкую массу, которая при охлаждении превращается в стекло.
В Средние века стеклодувы использовали два метода производства листового стекла.
Метод цилиндров состоял в следующем: пузырек все еще податливого стекла помещали в паяльную трубку, а затем превращали его в цилиндр. Затем этот цилиндр разрезали по всей длине, повторно нагревали и спрессовывали в лист.
Краун-метод был альтернативным способом изготовления листового стекла. Стеклодув выдувал большой пузырь и переносил из паяльной трубки на металлический стержень. Пузырь вскрывали и вращали вокруг стержня. Под действием центробежных сил полый пузырь сплющивался в круглый плоский диск, из которого вырезали куски нужной формы.
Для окрашивания стекла в процессе плавки стеклодув добавлял порошкообразные оксиды металлов в основную смесь песка и золы.
В видео показано, как воспроизводится витраж из коллекции музея с помощью средневековых техник.
|
</> |