Мебель в музее V&A

А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители".
Я, как и мальчик Алеша, не могу пройти мимо старинной мебели, чтобы не порассматривать ее. В антикварных лавочках и даже в чарити-шопах некоторым экземплярам мебели по 100-200 лет, но они сохранили свою утонченную красоту и качество, а уж в музее V&A мебель вообще уникальная. В коллекции есть мебель самых именитых мастеров.

Шкаф Андре-Шарль Буля
Одним из величайших гениев-мебельщиков считается Андре-Шарль Буль - мебельный мастер эпохи Короля-Солнце Людовика XIV. Он - создатель особенных техники и стиля художественной мебели, названных его именем — "техника буль" и "стиль буль".
В его мебели отражаются основные эстетические черты того времени, которые соединяли в себе элементы классицизма и барокко, строгость и монументальность наряду с пышностью и нарядностью.
Шкафы для хранения одежды и разных предметов использовались во Франции и раньше, но лишь к концу 17 века их вывели в гостиные и парадные залы. Шкафы Буля и его последователей стали выполнять не только утилитарную роль, но и роль декора и предмета гордости.
Шкаф на фото дубовый с перегородками и полками из сосны. Снаружи корпус облицован черным деревом с двенадцатью панелями-маркетри из латуни и олова. Шкаф имеет четыре двери, по две в каждой части корпуса. Овальный картуш в центре каждой из верхних дверей украшен двумя скрещенными буквами "L" из латуни и олова, выгравированными на обработанных рогах с бирюзовым пигментом сзади.

Пьер Голль - французский мебельщик в стиле барокко был предшественником Шарля Буля. Всю свою жизнь Голль изготавливал мебель для короля. Именно он впервые применил инкрустацию с использованием латуни, панциря черепахи и черного дерева, которую затем довел до совершенства Андре-Шарль Буль.
Работая для французского регента, кардинала Мазарини, Пьер Голль сделал самый известный образец техники маркетри - "Бюро Мазарини" (Bureau Mazarin).

"Бюро Мазарини" - это мебель наподобие низкого шкафа на ножках, где выдвижные ящики располагались по центру и по бокам. Внизу, в центре было маленькое углубление, которое позволяло превращать бюро в рабочий стол. Его использовали не только в качестве письменного стола для рабочих кабинетов, но так же, как туалетный столик для женщин.
Особенностями этого столика являются наличие 8 ножек, декорация в стиле маркетри, ярусы с выдвижными ящиками, а также наличие маленьких ящиков, которые расположены под столешницей. В 17 веке такие столы могла иметь только знать.

Жан-Анри Ризенер - один из самых известных французских мебельщиков и бронзовщиков французского неоклассицизма второй половины 18 века. Исторически так сложилось, что наиболее известные и умелые мастера-мебельщики, поставщики французского двора, были по происхождению немцами или голландцами. Ризенер тоже был немцем, родившимся в деревушке под Кельном. Именно Ризенер изобрел мебельный механизм для автоматического подъема цилиндрической крышки бюро. Модернизированный механизм Ризенера используется до настоящего времени.
Когда в середине 19 века коллекционирование французской мебели 18 века стало широко распространенной модой, Ризенер стал самым востребованным мастером.

Ризенер изготовил несколько таких комодов с маркетри цветочного орнамента (маркетри - это искусство нанесения кусочков шпона на конструкцию для формирования декоративных узоров).

На комоде "Портрет дамы в белом чепце" - картина немецкого художника Фридриха Тишбейна 1793 года, известного, как Лейпцигский Тишбейн (династия художников Тишгбейн была большая, поэтому художникам по фамилии Тишбейн давали прозвища. Лейпцигский Тишбейн получил такое прозвище за то, что был директором Академии изобразительных искусств в Лейпциге).
Фотографировать картины в музее - сущее мучение. В стекле, которым прикрыта картина, отражаются предметы напротив, и получается совсем другая картина. На самом деле за спиной дамы темный фон.

Еще один известный мастер, чью мебель охотно покупали аристократы, а потом она стала предметом коллекционирования - Анри Дассон.
Парижский мастер Анри Дассон жил в 19 веке и изготавливал мебель в стиле Людовиков XIV, XV и XVI. Дассон был известен тем, что украшал свою мебель позолоченной бронзой. Свою карьеру Дассон начинал, как скульптор по бронзе, поэтому качество его отделки мебели было непревзойденной. Мебель от Дассона любили многие аристократы, в том числе, британские.
Эта мебель выполнена Анри Дассоном в стиле Людовика XV.

Дассон выпускал не только мебель, но и светильники, рамы для зеркал и картин.

"Нерешительный пастырь". Николя Ланкре. 1725-1750 годы.
Этот сложный вид мебели, который англичане называют Writing Cabinet, а в Вюрцбурге в Германии, где он был изготовлен, - Trisur, по-русски можно назвать Кабинетный шкаф, или Письменный шкаф.
Такие шкафы были модной и статусной мебелью для библиотеки или кабинета. Их наличие подразумевало, что владелец был одновременно и богатым, и образованным человеком, которому нужно было особое место для хранения его бумаг и личных сокровищ.
Этот шкаф был создан в 1716 году Якобом Арендом из Кобленца и Иоганнесом Виттальмом из Вены, работавших на Серватиуса Аренда (брата Якоба Аренда), придворного краснодеревщика в Вюрцбурге. Он сделан из сосны и облицован ореховым деревом, панцирем черепахи, рогом, оловом, латунью, слоновой костью и маркетри.

На нем имеется герб и вензель Якоба Галлуса фон Хохлаха, который был директором Hofkammer князя-епископа Вюрцбургского (по сегодняшним меркам что-то вроде министра финансов).
Этот письменный шкаф особенно интересен тем, что после того, как он был закончен, Якоб Аренд написал письмо и спрятал его в нише под правым нижним ящиком. Секретные отделения не были новинкой в мебели 18-го века, но Якоб предпринял дополнительные меры, склеив два куска дерева, которые защищали его тайник.
Письмо стоит того, чтобы его процитировать. На одной стороне листа было написано;
"Этот шкаф был изготовлен Якобом Арендом из Кобленца и Иоганнесом Виттальмом из Вены, которые в настоящее время работают подмастерьями-краснодеревщиками на службе у мастера Сервациуса Аренда, придворного краснодеревщика в Вюрцбурге. Шкаф был сделан в 1716 году, когда капуста и горох часто были лучшей едой, которую мы могли достать. В результате мы так растолстели (видимо, имеется ввиду вздутие живота от гороха и капусты), что уже с трудом поднимаемся по лестнице, а мяса у нас было очень мало, помилуй Бог. На нашей кухне редко было жареное мясо, но вино всегда было вкусным; когда мы получили заработную плату за одну неделю, было выпито уже за две, потому что вино в этом году стало дорогим, а урожай за последние четыре года был плохим. В этом году в Венгрии была большая война против турок.".
На обратной стороне листа:
"Я, Джейкоб Аренд, придумал этот шкаф в своем воображении, все начертил и разметил. Я вырезал маркетри лобзиком и заштриховал. Шкаф был сделан в квартале Сандер, недалеко от Корнгассе у реки Майн. Но никто из нас не останется здесь надолго. Этот шкаф был закончен в зимние месяцы, и мы хотели бы отправиться в другое место, потому что мало мяса и много капусты и репы выгнали нас из Вюрцбурга. Мы просим того, кто найдет эту записку, испить за наше здоровье, и если нас уже нет в живых, то пусть Бог дарует нам вечный покой и спасение. Написано 22 октября 1716 года".
Этот кабинетный шкаф и другая придворная мебель были проданы в Англию в 19 веке. Последними владельцами шкафа была семья Гиббонс. В 1967 году двое мальчишек Гиббонс искали тайник в шкафу и нашли это письмо. Шкаф был передан в аренду V&A в 1968 году и продан музею вместе с письмом в 1977 году.

Тайник был под нижним правым ящиком

Какое изумительное качество. Шкафу 300 лет, а он, как новый.
В музее огромная коллекция стульев их разных стран Европы. Этот стул, который стоит справа от круглого столика, изготовлен для королевского двора в Мадриде между 1790 и 1795 годами. Центральная звезда и обрамление внутри полукруга сделаны из более темного дерева на фоне более светлого красного дерева остальной части стула.

Есть в коллекции и кровати.
Эта кровать была сделана в 1754 году Уильямом и Джоном Линнелл по заказу 4-го герцога и герцогини Бофор для "китайской" спальни в Бадминтон-Хаусе.
В 1921 году кровать была выставлена на аукционе Christie's и выкуплена неизвестным покупателем. Впоследствии она была куплена Moss Harris & Sons и продана музею за 400 фунтов стерлингов. В то время был большой интерес к декору в стиле шинуазри. В 1929 году Энджелл из Бата сделал копию кровати для китайской спальни в Бадминтон-Хаусе (видимо, продав кровать, хозяева пожалели о ее продаже).
"Изысканная резная лепнина и высокий навес в форме пагоды, охраняемый позолоченными драконами, делают эту кровать одним из самых впечатляющих образцов английского шинуазри", - считают музейные работники.

Заказ этой кровати пришелся на время модного интереса к китайскому стилю. За год до создания кровати, была опубликована гравюра "Вид на мандаринскую яхту и Бельведер, принадлежащие Его Королевскому Высочеству герцогу Камберлендскому в Виндзоре". На "Мандаринской яхте" был прогулочный павильон с полосатой крышей, загнутой вверх по углам, борта с перфорированными и решетчатыми панелями, а палуба яхты имела решетчатые поручни в китайском стиле. На корпусе яхты над водой был изображен дракон. Она плыла по озеру герцога в Бельведере в Виндзоре.

"Мандаринская яхта" герцога Камберлендского
Еще раньше, в 1731–1735 годах, в Кью для принца Уэльского Уильямом Кентом был построен "Дом Конфуция" в китайском стиле. В то время было очень модно в больших садах Великобритании и по всей Европе ставить садовые чайные домики в китайском стиле. Китайский декор был особенно популярен для дамских спален и гардеробных.

"Дом Конфуция" в Кью
В коллекции музея находится мебель из Европы и Америки от Средневековья до наших дней, а так же есть большая коллекция британской мебели. Коллекция "Мебель и изделия из дерева" включает в себя полные комнаты, музыкальные инструменты и часы. В музее также находится национальная коллекция обоев.
Часов в коллекции музея много и многие из них просто потрясающие произведения искусства. Одни из таких часов
Настольные часы "Аугсбург".
Эти монументальные кабинетные часы родом из Аугсбурга. И Аугсбург, и Нюрнберг были центрами производства часов с 1650 по 1750 годы. Часы были изготовлены между 1720–1730 годами.

Точно не известно для кого изначально были изготовлены часы, однако кураторы Музея Виктории и Альберта определили, что это были те же самые часы, которые когда-то принадлежали лорду Розбери, премьер-министру Великобритании с 1894 по 1895 год.
Часы входили в коллекцию сэра Артура Гилберта и его жены Розалинды, которая была подарена музею V&A.

Эти часы состоят из почти двадцати дорогостоящих различных материалов: сочетание разных пород дерева, буль-маркетри, панцирь черепахи, серебро, позолота, инкрустация перламутром, слоновая кость, эмаль, латунь, pietre dure (техника инкрустации с использованием ограненных и отполированных цветных камней), ограненные гранаты, бирюза, микро мозаика, бархат, фарфор, зеркальное стекло, позолоченная бронза, масляная краска на медном листе. Кроме инкрустации и маленьких фигурок будды и других фигурок, у часов есть тайные сокровища, которые сразу не видны. Например, во встроенном ящике находится чайный сервиз Meissen с узором, который сочетается с часами, а также серебряная рамка для фотографий. К сожалению, увидеть их не удалось.

|
</> |