Дева-оборотень


Думаете, Царевна-лебедь такое невинное волшебное существо? Напрасно. Лебедь-оборотень, или дева-лебедь (Swan maiden, swanmay) — образ из легенд, сказок и фэнтези. Обычно это девушки, принимающие облик лебедей по желанию или из-за колдовства. Но и мужчины не отстают. В лебедя перевоплощался могущественный древнеиндийский бог Варуна, наделивший ничем не примечательную до тoгo птицу божественной красотой и грацией.
Ен, бог-демиург коми, в образе лебедя плавал по волнам Мирового океана.
Лебедь связан и с солнцем так, в «Тайттирия-брахмане» некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Лебедя, летит на небо и соединяется солнцем.
Птицы-оборотни поджидают вас в скандинавской, калмыцкой, башкирской, русской, латышской, эстонской... да в почти в любой европейской и азиатской мифологии. Люди-лебеди - редкий случай нехищного оборотня. Даже валькирий называют "девы-лебеди".
В сказке Андерсона крапиву, из которой надо было связать рубашки для братьев-оборотней, умевших превращаться в птиц, сестра должна собрать ночью на кладбище. Все знают, кто и какие ритуалы проводит на ночных погостах. Архиепископ, считавший Элизу ведьмой, был не так уж неправ, если вдуматься. Потомственная, по крови.
Лебединая дева, вещающая судьбу и творящая чудеса, явилась Гвидону, заметьте, после того, как тот снял крест, чтобы сделать из шнурка тетиву для лука. Вообще, в традиционном сюжете дева со звездой во лбу — сестра оборотней (и, возможно, обладает тем же даром, в одном из сюжетов он связан с золотыми ожерельями, которые братья сняли, чтобы искупаться лебедями в озере, а сестра своё сохранила) То есть, то, что безымянная Лебедь со звездой во лбу — оборотень, похоже, не главная проблема князя Гвидона.
Но и сам князь не так уж прост. Почему князя зовут Гвидоном?
Достаточно заглянуть в примечания к Пушкину, чтобы узнать, что имя это носит в русском фольклоре и лубочных книгах отец Бовы Королевича, несчастный король, убитый любовником жены (мотив древнейший, вспоминаем хоть Агамемнона). Оттуда же взято, кстати, и имя царя в "Сказке о Золотом петушке" — Додоном или Дадоном зовут как раз убийцу-узурпатора. Почти строгий тёзка Гвидона, валлийский Гвидион ап Дон, как раз полноценный маг: тут тебе и оборотничество, и заклинания, и сотворение прекрасной женщины из цветов ракитника, таволги и дуба, и многие другие, часто сомнительные, деяния; трикстер он, положено ему — например, красть чудесных животных у королей-соседей.
Пушкинская сказка очень отличается от подавляющего большинства мифов и сказок. Обычно волшебная дева ставит герою условие: поцеловать жабу,
С другой стороны, и Лебедь, в отличие от прочих чудесных невест, той же Царевны Лягушки, не ставит условие, чтобы князь на ней женился. Более того, просит всё обдумать, прежде, чем делать столь серьёзный шаг, "не раскаяться б потом".
В общем, сложно всё с этими колдуньями, колдунами и оборотнями.

|
</> |