Дети в поповской семье. Как оно было.

Наверняка многие из вас читали и слышали, как попы разглагольствуют на тему "в настоящей семье должно быть много детей", "На Руси в семьях по десять детей было" и прочие вариации в стиле "рожайте, бабоньки". Ну и, так сказать, собственным примером демонстрируют приверженность к старинным обычаям. Однако так ли оно было хорошо в старину? Могли ли рассчитывать те же попы на пресловутый стакан в старости?
Чуть ниже - отрывки из "Мелочей жизни". В очерке рассказывается о жизни самого заурядного сельского священника. Того самого, у которого семеро по лавкам и всячески правильная, с точки зрения нынешних церковников жизнь. Понятно, что всё приводить я не буду, но по сути - вся жизнь в поисках куска хлеба, все цели только на одно - обеспечить семью и поставить на ноги детей.
Спешу подчеркнуть и повторить - именно самого заурядного. Так сказать, представителя большинства. И вот, значит, цитаты из финала.
"Основа, на которой зиждется его существование, до того тонка, что малейший неосторожный шаг неминуемо повлечет за собой нужду. Сыновья у него с детских лет в разброде, да и не воротятся домой, потому что по окончании курса пристроятся на стороне. Только дочери дома; их и рад бы сбыть, да с бесприданницами придется еще подождать."
"Ни одного дня, который не отравлялся бы думою о куске, ни одной радости. Куда ни оглянется батюшка, всё ему или чуждо, или на все голоса кричит: нужда! нужда! нужда! Сын ли окончил курс - и это не радует: он совсем исчезнет для него, а может быть, и забудет о старике отце. Дочь ли выдаст замуж - и она уйдет в люди, и ее он не увидит. Всякая минута, приближающая его к старости, приносит ему горе. "
"И вот старость уж за плечами стоит. Священник начинает плохо разбирать печатное; рука его еле держит потир; о тяжелых полевых работах он и не помышляет. Семья его разбрелась окончательно. Старший сын уж лет десять профессорствует в дальней епархиальной семинарии; второй сын священствует где-то в Сибири; третий - не задался: не кончил курса и определился писцом в одно из губернских присутственных мест. Дочери тоже повыданы замуж, а одна ушла в монастырь. Помощи ждать неоткуда, потому что у всех свои заботы, свои семьи. Землю батюшка сдал в кортому и один на один с попадьей коротает старческий век. Вдвоем им немного нужно, но впереди ждет неминуемый "заштат"
Наконец грозная минута настала: старик отчислен заштат. Приезжает молодой священник, для которого, в свою очередь, начинается сказка об изнурительном жизнестроительстве. На вырученные деньги за старый дом заштатный священник ставит себе нечто вроде сторожки и удаляется в нее, питаясь крохами, падающими со скудной трапезы своего заместителя, ежели последний, по доброте сердца или по добровольно принятому обязательству, соглашается что-нибудь уделить."
Заметьте, господа. "Помощи ждать неоткуда". И век вековать вдвоём. Кто-то говорил о том, как страшно одиночество? Вот оно. Одиночество в те самые "старые-добрые времена". Когда, как любят повторять овуляшки, "в поле рожали" и вообще "много детей рожать не боялись".
|
</> |