Денди Крокодил и МБА: размер имеет значение

топ 100 блогов karial08.02.2010 Беседы о пользе МБА напоминают мне дебаты о nature vs.nurture*. Чем ярче разгораются эмоции, тем меньше спорящие осведомлены о предмете спора. И тем более склонны рассматривать происхождение и образ жизни как абсолютно независимые друг от друга составляющие. В таких спорах, как правило, озвучиваются примеры "а вот Иван Иванович преуспел без МБА" и "Иван Никифирович МБА получил, но козел козлом" . Порой в дело идут булыжники пролетариата и призывы развесить всех носителей степени на столбах - в надежде увидеть среди развешенных непосредственного начальника . Но как правило, дело заканчивается миром и затихает в недрах обсуждений академических дисциплин. Скажем, нужно ли ходить в школу, чтобы научиться читать балансы. Есть ли жизнь на Марсе и нужно ли вообще эти балансы читать. Является ли маркетинг лженаукой. Платят ли студенты за образование или будущие связи. А также, зачем учиться управлению людьми, если Гайдар в 14 лет командовал полком. Так что рискуя навлечь на себя ненависть обеих сторон баррикад, попытаюсь изложить свой ответ на вопрос: стоит ли человеку, стремящемуся к корпоративной карьере, получать МБА и почему.

Мое мнение по этому поводу лучше всего описывает сцена из фильма "Крокодил Денди", когда на главного героя и его даму нападает шпана.
- Осторожно, - говорит испуганная девушка. - У него нож!
- Разве это нож? - усмехается Денди, и достает тесак длиной в локоть. - Вот это - нож! - Понятно, что желания нападать на Денди у шпаны не остается. Не столько из-за размеров ножа, сколько от понимания, что носящий с собой тесак и не боящийся их герой умеет с ним обращаться. Так вот, МБА - это тот самый тесак и умение его применить. При равном размере ножей и умения ими драться победитель неизвестен, при неравном лучше вооруженный и обученный имеет преимущество. Опять-таки, глупого и ленивого сколько не обучай и не вооружай, найдется Рембо, что побьет его голыми руками. Но если вы не Рембо, но, однако, и не глупый и ленивый, то вооружиться да выучиться весьма неплохо. Если конечно, вы не ждете, что само по себе оружие заменит умение с ним обращаться. Ценность МБА не в тех знаниях, которые вы получите, не в брандинге и не в связах, которые у вас появятся, а в том, что вы с ними сделаете.



Перед тем как рассказывать, что именно входит в "комплект вооружения", замечу еще один важный момент: несмотря на кажущуюся идентичность академических программ, существует большая разница между "топ-школами" и огромным числом программ в университетах второй и, особенно, третьей категории. Вне зависимости от того, как распределяются рейтинги, в первую категорию войдут школы с именем - бизнес-школы Айви-Лиг (Гарвард, Колумбия, Йель, Вортон), Слоан (бизнес-школа MIT), Стэнфорд, Келогг (Northwestern), Лондонская Бизнес Школа и тому подобные хорошо узнаваемые имена. Те, что открывают двери на интервью и дают рекрутерам возможность поставить плюсик в графе "МБА из Айви-Лиг бизнес-школ". Во вторую категорию войдут школы менее известные на мировом уровне, но очень хорошо узнаваемые локально. Например, Стерн (бизнес-школа NYU), которую не всегда узнают в Европе, но очень хорошо знают на Wall Street. В третью - все остальное. Мне придется несколько обобщить, объясняя далее плюсы-минусы по категориям, так что я заранее прошу прощения у тех, чью альма-матер я обижу по незнанию. Но, надеюсь, в целом и среднем, картина покажется достаточно похожей на действительность.

Мой скепсис по отношению к рейтингам, кстати, основан на довольно забавной истории. Один из моих одноклассников был расстроен недостаточно высоким (хотя и в первой пятерке) рейтингом Колумбии в списке одного из журналов. Проявив немало энергии он с журналом списался и досконально проштудировал их систему оценок. Оказалось, что "качество еды" имело в их модели ровно такой же вес, как и академическая программа. Уже через год, заменив пиццу на горячие обеды Колумбия вырвалась вперед. История смешна не только тем, что демонстрирует относительную ценность и возможность манипуляции рейтингами. Она смешна тем, что где бы не оказался в списке Колумбийский университет, большинство нанимателей ежегодные рейтинги не отслеживает. И если дебаты о достоинствах Гарварда относительно Вортона могут вестись с энергией достойной лондонских футбольных болельшиков, узнаваемость любого из них средним нанимателем относительно Университета Пэйс или Университета Штата Коннектикут несмоненна. И не сдвинется от улучшения системы общежитий или качества кофе. И на большую часть компонентов полезности МБА, перечисленных далее, рейтинг на год окончания большого влияния не окажет. Но в конечном счете, несмоненно решать вам - и у каждого есть свое представление о балансе пользы и стоимости.


Итак, что на мой взгляд входит в "комплект вооружения", который дает МБА?

Во-первых, это, собственно, чисто академическая составляющая: как составлять и обсчитывать финансовые модели, читать и писать балансы, планировать систему финансирования или структуру организации. Большинство базовых курсов, скажем бухгалтерия или экономика достаточно похожи от школы к школе - и могут быть относительно легко изучены по книжкам. Разница, которую я заметила беседуя со студентами других школ и сравнивая программы, - в школах третьей и, часто, второй категории курсы именно базовые. Скажем, маркетинг будет содержать Котлера и пару более продвинутых моделей, несколько бизнес-кейсов, но в нем вряд ли окажется детальный расчет размещения рекламы или симуляция рынка с расчетом каналов сбыта, рекламы и инвестиций в продукты. То есть, курсы Айви-Лиг часто более насыщены. Всегда ли это нужно? Если это курс по основной специальности, то, конечно, интересно получить больший объем, если нет - то, наверно, это не так важно. Скажем, будущему финансисту не так этот расчет рекламы нужен- если даже он дойдет до СЕО, то считать модели анализа цен-функций будет его отдел маркетинга или агенства. И если задаться целью, то можно почитать и выучить то же самое по книгам и статьям.
Более продвинутые курсы - turnaround management (условно говоря, банкроства и выход из него), forensic accounting (восстановление информации о том, что происходило в бизнесе по финансовой информации), mergers & acquisitions (покупка и слияние компаний), социальной психологии - либо не читаются в школах третьей категории совсем, либо носят сугубо факультативный характер. Более того, в силу быстрого развития этих дисциплин по ним не так много книг. Или, наоборот, в случае M&A слишком много книг по моделям и методикам, но мало реального "изнутри" взгляда. Те, кто ими занимается повязан большим количеством ограничений, реальные случаи анализируются только спустя много лет (скажем, Даймлер-Крайслер) или анализируются людьми не принимавшими участия в процессе. Не хватает реального опыта участия в "боевых действиях". Такой опыт бывает изложен только в том случае, когда человек, читающий курс, имеет большой опыт работы в данной области. Как правило, такие люди приглашаются читать курсы в школы первой-второй категории, но очень редко в менее известные школы.

Во-вторых, это разбор реальных случаев на основе бизнес-кейсов. Бизнес-кейс - это описание ситуации в компании и попытка решить, как поступить дальше. А потом сравнение с тем, что реально произошло. Скажем, есть проблемы на заводе производства томатной пасты - много банок лопается. Прилагаются статьи по производству банок, статистические данные по качеству банок, произведенных из разных частей алюминиевого листа, данные по нескольким заводам и т.п. Надо, опираясь на статистику, понять, в чем проблема - в том, что один из производителей банок завозит банки ниже качеством, чем оговорено в контрактне, или требования для всех поставщиков занижены, или контроль за качеством на самом заводе надо усилить. Или, например, вот описание ситуации в ювелирном бизнесе. Прилагаются все финансовые документы, организационные схемы, исторические данные, анализ рынка сбыта - надо понять, имеет ли смысль реструктурировать долг или менять систему каналов продаж. Как правило, такие кейсы создаются на основе реальных компаний и ситуаций - иногда названия меняются, иногда нет. И дают симуляцию реального опыта ситуаций в деловом процессе.

В фильме "Чужие", когда боевой отряд летит на загадочную планету, одна из десантниц спрашивает офицера, сколько у него боевых вылетов.
- С учетом симуляций на тренажере? - спрашивает тот. И называет двузначную цифру.
- А без симуляций?
- Это второй, - краснеет неудачливый герой. И, конечно, в дальнейшем становится ясно, что это был не только второй, но и последний.

Бизнес-кейсы в чем-то сродни симуляции полетов. По моим наблюдениям за консультантами или недавно нанятым молодыми МБАями с малым опытом работы до получения степени, они страдают проблемой героя "Чужих": принимают теоритический опыт от решения кейсов за реальный опыт боевых вылетов. И, конечно, находят если не бесславный конец, то, как минимум, патовую ситуацию. Красивая модель не работает на практике, а как довести ее до ситуации реальной они не очень понимают. Потому что модель-симуляция всегда имеет границы. Можно предположить, что завод-поставщик банок не сфальсифицировал данные и не находится во владении кузена СЕО, можно предположить, что банк согласится на реструктуризацию долга, а каналы сбыта примут скидки, равные средним по рынку. Реальность, к сожалению, вносит свои поправки, и требует скорректировать решение. Или добавляет еще один уровень сложности: понять, как устроена организация и с кем, и в каком порядке надо договориться. Или просто не предоставляет пакета документов по кейсу - скажи, что надо, дадим, что есть. И вот тут люди с опытом "боевых вылетов" легко корректируют курс, а новички продолжают переть по пути, проложенному "на симуляторе" и упираться в тупик. Тем не менее, если у вас уже есть достаточный опыт в бизнесе, подобные упражнения очень сильно расширяют кругозор. Они помогают "прожить" дополнительные года в креслах СФО, СЕО, СМО и других начальников, почувствовать, как принимаются решения, понять, что запрашивать и куда бежать в похожих ситуациях. Именно поэтому бывшие консультанты часто успешны, перейдя в бизнес - они совершили много "вылетов на симуляторе", имеют более широкий охват и видят ситуацию в контексте аналогичных проблем и решений.
Большой разницы между школами в подходе к бизнес-кейсам нет - кроме как средний уровень класса, позволяющий вести более глубокую и предметную дискуссию. Отбирая в классы людей с более высокими счетами по ГМАТ и карьерными достижениями, лучшие школы улучшают средний уровень опыта и интеллекта в классе. Отсюда более интересный уровень дискуссий. Равно как и от того, ведет ли ее профессор с большим опытом в бизнесе, что чаще встречается в хороших школах, или чистый "теоретик".

В-третьих, это понимание того, как функционирует компания. Взгляд с разных точек зрения - поставки, финансы, производство, разработки, продажи. Понимание, что именно важно для верхнего менеджмента - и как результат, понимание ряда решений, кажущихся снизу недальновидными, но на самом деле, направленными на оптимизацию более широкого процесса, чем отдельно взятая функция. Благодаря этому появляется совсем иной подход к приоретизации собственных проектов, постановки целей, формулировке результатов. По большому счету, это то главное, что позволяет людям, закончившим МБА, быстро пойти в гору по карьере - независимо от умения рассчитывать финансовые модели. И что нельзя восстановить по книжкам - это воспитывается двумя годами впитывания среды: бизнес-кейсов, обучения, бесед с профессорами, одноклассниками и приглашенными докладчиками. Это дает любая бизнес-школа, независимо от категории. Возможно, школы первой категории делают процесс обсуждения чуть интереснее просто за счет более высокого калибра профессуры, приглашенных гостей и отбора студентов. Условно говоря, регулярное общение с прошлыми и будущими СЕО перестравает мышление о бизнесе. С моей личной точки зрения, это то, что я не могла включить в список желаемого до поступления - просто потому, что не понимала со стороны, что именно в этом и состоит огромная польза от бизнес-образования. И это самое главное, что дала мне Колумбия, что помогло мне планировать карьеру и быстро продвигаться по окончании. Я "увидела" другие части компании , лучше поняла их взаимосвязь, научилась рассматривать свою работу в контексте стратегии бизнеса в целом, а не отдельно взятого дивизиона или функции.

В-четвертых, МБА учит тому, что не имеет точного перевода на русский - soft skills: навыки работы с людьми, успешного построения отношений, мотивации, переговоров, и других элементов, не описывающихся "академическими" дисциплинами, но совершенно необходимыми для построения карьеры. Когда выпускники ищут первую работу или получают первое повышение, то главными для них являются навыки технические: обсчет финансовых моделей, составление маркетинговых планов, расчет размещения рекламы, балансы, хеджирование ценных бумаг и т.п. Когда они становятся руководителями, и им приходится добиваться результатов через своих людей - это сродни перехода из футболистов в тренеры. Надо по-прежнему понимать, что такое хорошая игра, но уже не так важно бегать быстрее всех, как замечать и правильно направлять лучших бегунов в команде, мотивировать, поощрять, выбирать, учить, планировать стратегию и распределять роли. Это совсем другая группа навыков. И хотя бывают отдельные талантливые руководители "от бога", многим из нас приходится этому учиться. Чем выше продвигается человек в организации, тем больше акцент на умение вести политику, заключать альянсы, не просто придумать стратегию, но добиться, чтобы ее приняли и ей следовали другие, часто находящиеся на той же горизонтальной линии и выше нее внутри корпоративной иерархии. Умение выбирать время и место битвы. Калибрировать скорость изменений в контексте конкретной организации - что-то совершать поэтапно, праздновать первые победы, следить за готовностью людей проводить следующий раунд изменеий и повышать их готовность. Оптимизация ресурсов и стратегии в интересах акционеров - а не отдельно взятой функции или рынка - и выбор своей линии поведения, если оптимизация оказалась "не в ваших интересах". Неслучайно по целому ряду опросов в бизнес-школах, люди пришедшие туда на более ранних участках карьеры больше ценят прикладные курсы ("составить модель"), а на более поздних - воспитание лидерства, основы социальной психологии, навыки построения организаций.
Особенно это важно для выходцев из бывшего СССР. В том обществе, где я выросла, традиционно была принята очень жесткая иерархичная структура: начальник решает - подчиненный исполняет. Начальник может быть самодуром. Гений может быть груб со всеми окружающими, оскорблять людей, создавать невыносимые условия на работы - но ему это прощалось за гениальность, даже если от этого страдала команда в целом. Если вы собираетесь строить карьеру в американской или международной компании, то очень быстро столкнетесь с совсем другим подходом. Больше ожидания инициативы снизу, больше требования к умению работать в команде, составлять альянсы и вовлекать других.
Американцев учат общаться с другими детьми с детского сада:
- Сюзен, тебе нравится платье Полли? Скажи Полли, что тебе нравится как она выглядит, ей будет приятно.
У нас учили давать сдачи и не очень расстраиваются, если ребенок ударил соседа в борьбе за право играть снежинку под елочкой.
По моим наблюдениям - что за российскими компаниями, что за выходцами из СНГ в международных организациях - именно отсутствие soft skills является часто большой проблемой. Причем не просто неумение ими пользоваться, а непонимание того, что "политика" не является словом ругательным. Где люди - там отношения между ними, а значит, необходимость сочетать правильные профессиональные решения с балансом в сети этих самых отношений. Иначе эти правильные решения никогда не будут внедрены и не принесут продвижения принявшему. Это еще одна область, которую трудно освоить по книжкам, и которая не очень понятна людям, не учившимся в бизнес-школе, и оценивающим образования с точки зрения технических дисциплин. И которая лично для меня стала очень важной: именно бизнес-школа укрепила меня в мысли, что у меня есть проблемы в этой области, которые надо не отметать с гордостью непонятого гения, а серьезно решать.

В пятых, пользой от МБА в топ-школе являются связи в индустрии и умение пользоваться своими контактами. Когда мой приятель, закончивший Стэнфордскую бизнес-школу, рассказывал мне, недавно приехавшей в Америку. про свой поиск работы, я серьезно засомневалась, не пополнит ли он вскорости ряды официантов. Он заходил в базу выпускников, выбирал людей, с которыми ему хотелось бы поговорить - работавших в компаниях или областях, где он хотел бы работать - и посылал им емейл.
- А почему ты думаешь, что они будут с тобой разговаривать?
Я уже не помню, на что сослался тогда мой приятель, на пуд соли или традицию, но факт остается фактом. Именно так решают проблемы выпускники хороших школ - и, представьте себе, в большинстве случаев, с ними действительно соглашаются говорить. У соглашающегося может не быть окрытых позиций - но он порекомендует поговорить с двумя-тремя другими, те еще кого-то порекомендуют, и в результате цепочка рано или поздно доходит до благополучного разрешения проблемы. Откуда я это знаю? Во-первых, потому что мой приятель из Стэнфорда нашел работу. И еще раз нашел. И нашел финансирования для старт-апа. И для второго старт-апа. Во-вторых, потому что точно также находили работу бесчисленные одноклассники. А в-третьих, потому что переборов себя я пару раз воспользовалась той же методикой. Не для поиска работы - но мне захотелось связаться с человеком, занимающим очень высокую позицию в другой индустрии и получить совет. Ее адреса не было нигде в сети - я нашла в базе выпускников Колумбии вице-президента из ее компании и написала емейл. Через день у меня был адрес, пара советов и пожелания удачи - через неделю я получила по почте ответ от интересующего меня лица. Все еще немного сомневаясь я попробовала еще раз - и все получилось. И главное, я поняла, что когда ко мне обращаются таким образом за помощью выпускники моей школы, я отвечаю и соглашаюсь потратить полчаса времени посоветовать и помочь незнакомому человеку. Единственное, что мне про человека известно - что он нашел в себе силы пройти тот же суровый отбор и тяжелую учебу, хочет чего-то добиться, и мне хочется ему или ей помочь, как помогали мне.
Конечно, сеть выпускников можно заменить сетью личных контактов в индустрии - например, LinkedIn и Plaxo. Надо просто уметь пользоваться контактами - я проверяла тот же метод ускоренного решения вопросов с помошью LinekdIn - интересовавший меня человек, стоявший в "двух контактах" связался со мной в течение двенадцати часов, и мы очень продуктивно побеседовали. Но эффект от вашей сети будет хорош ровно настолько, насколько вы умеете ей пользоваться, и насколько хороша сама сеть. Дебаты о том, почему выпускники топ-школ дальше продвигаются по карьере и получают большие зарплаты это еще один пример nature vs. nurture. Сам отбор в школы, более высокие барьеры для поступления, гарантируют "население" с высоким уровнем способостей, умением трудиться и определенными профессиональными или предпренимательскими успехами на ранних этапах карьеры. А значит эти люди изначально предрасположены пойти дальше. Хорошее образование и тот самый "комплект вооружения", который дает хорошая школа при грамотном использовании эти тенденции усиливает. Но так или иначе - "на выходе" мы имеем более сильную сеть контактов.
Признаюсь, что сеть и, главное, умение пользоваться сетью были для меня одной из основных причин поступления в Колумбию. Проработав всю жизнь в одной компании я имела немало контактов внутри нее, ограниченное количество знакомых в той же индустрии и, практически, не имела деловых знакомых в других отраслях. Колумбия помогла мне восполнить этот пробел.

В шестых, в школах первой-второй категории, как правило, есть "карьерный сервис", группа помощи в поиске работы. От объявлений на сайте и "книги резюме" до различных встреч с выпускниками и нанимающими компаниями, интервью в школе, даже консультаций с "тренером по карьере". У меня была работа, когда я училась - и не было желания менять компанию - но мне очень помогли в жизни консультации, которые проводил наш карьерный тренер, от рассказов как пользоваться контактами до того, каквести переговоры о зарплате. И две личные консультации, входившие в пакет, которые мы посвятили беседе о выборе позиций. А вот многие мои одноклассники, искавшие работу, именно с помощью карьерного сервиса нашли много интересных предложений. Особенно полезна такая услуга для тех, кто идет на МБА с целью поменять карьеру - например, перейти из IT или квантов в общие области бизнеса (управление операциями, M&A, investment banking). В школах первой категории такие программы необычайно развиты, и они имеют устоявшиеся контакты с нанимателями по всей стране и за рубежом. У второй категории больше упор на местных нанимателей - что часто вполне хорошо для первой работы, например, очень много выпускников NYU попадает на Wall Street. В школах третьей категории таких программ часто нет вообще, или они гораздо более ограничены и формальны.

И последнее, бизнес- школа ставит "бранд", узнаваемую печать качества, на вашем резюме. Некий общий знаменатель вне зависимости от компании и индустрии - что человек знает и умеет. Наибольшее значение бранд имеет в первые годы после окончания, особенно для получения первой-второй работы. Первую дверь легче открыть, если на вас стоит "знак качества". Чем дальше от окончания, тем меньше значения придается тому, какую школу человек заканчивал, куда больше - тому, чего человек добился, что он умеет, кого знает. Для меня "бранд" имел значение при поступлении по той же причине, что и наращивание сети контактов. Имея русскую фамилию и работая всю жизнь в одной компании, я понимала, что в случае, если захочу перейти в другое место, и не по личным контактам, а по рекомендации рекрутера, то буду "темной лошадкой" для нанимателей. Пойди пойми, чем продиктованы мои успехи и можно ли перенести те же умения в другую организацию. Узнаваемый "бранд" школы показывает, что знания сертифицированы вне компании и соответствуют независимым стандартам.
Когда один из моих близких друзей получал CFA, он пытался объяснить смысл этого действия своей престарелой русскоязычной родственнице.
- Понимаешь, - сказал он в какой-то момент - после моей фамилии на визитке будут стоять три буквы: CFA.
- ...чтобы заказчики не заметили, что у тебя русская фамилия? - спросила она.
В этой забавной истории есть доля здравого смысла.
"Бранд" также важен во-первых, меняющим карьеру - он позволяет открыть ту самую "первую дверь", первую работу в новой области, которую труднее всего получить. А во-вторых, он важен в областях, где работает много выпускников ведущих бизнес-школ, например, инвестиционные компании, а потому является своего рода пропуском в клуб. Правда, моя последняя встреча с выпукниками Колумбии показала удивительно низкий интерес к банковскому делу, возможно, нынешний кризис внесет свои коррективы.


Говоря о "комплекте вооружения" МБА стоит также упомянуть о том, что многие ожидают найти, но что, за редким исключением, там вряд ли окажется.

Во-первых, это немедленное повышение. Почему-то одним из весьма распространенных мифов является надежда на автоматическое повышение в должности как подарке от родной компании на получение диплома. Особенно оно распространено у выходцев из нескольких стран, где традиционно образование очень высоко ценится, например, Австрии, Германии, Индии. Возможно, там это совсем не миф. Но на американском рынке сама по себе степень не прибавит звездочек не погонах - лишь поможет работать по-другому , приближая тем самым эти звездочки.

Во-вторых, это надежда Выйти Удачно Замуж - помните была такая расшифровка аббревиатуры ВУЗ в бывшем СССР? Я так часто встречаю совет пойти на МБА в женских коммьюнити русскоязычной сети, что специально для девушек замечу: с тем же, если не большим успехом вы сможете найти супруга, начав играть в гольф или записавшись на военную службу. Количество контактов, несомненно, возрастет, вот только большая часть этих контактов сконцентрировано на работе и учебе, у них не так много времени на личную жизнь, особенно, серьезные отношения. На нашем курсе было сыграно некоторое количество свадеб - многие мальчики, имевшие девушек до поступления, предпочли жениться. Девушки почувствовали резкое падение интереса к социальной жизни - учеба заполняла весь предоставленный объем - и стали ставить ультиматумы. Но не было ни у нас, ни в параллельном классе ни одной пары на курсе - многие наши девушки были очень разочарованы таким исходом. Зато была пара разводов - обучение связано с резким повышением занятости, снижением готовности к социальной жизни вне школы, и как результат, может иметь негативный эффект на отношения. Так что если заведение романтических знакомств ваша главная цель, займитесь лучше "мужским" видом спорта.


Как хорошо сформулировал один мой коллега, генеральный директор многомиллиардного бизнеса, "дело не в самом образовании, а в том, как человек его использует". Тому, кто использует его с толком образование - в том числе, МБА - помогут, как большой нож и умение драться помогало Денди Крокодилу. Но как известно, сам по себе большой нож еще никого не спас.



* nature vs. nurture - натура или воспитание - нескончаемые дебаты о том, превалирует ли генетическое происхождение или воспитание (образ жизни, еда, и т.п.) как определяющий фактор здоровья и поведения человека


(c) karial - использование текста (кроме ссылок на него) требует согласия автора

**********************************************************************************
Задать дополнительные вопросы можно тут. (а не под новым текстом колонки - у меня может не оказаться времени шерстить идеи о чем написать по всем постам).
Напоминаю, что ряд постов может оказаться под замком, сразу или со временем. Желающие их читать, пожалуйста, отметьтесь под верхним постом в журнале.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ЗИЛ в ...
"Комната в Риме" В римском пабе встречаются смуглая мужиковатая испанка Альба и незамутненная русская девушка Natasha. Обе находятся в несколько романтически-депрессивном состоянии, и Альба на правах старшего товарища объясняет Наташе, что ...
А никто не в курсе, почему скайпофоны сдохли? Такая интересная тема была в свое время. У меня был филипс дект с воайпи базой. Включаешь в комп, выбираешь в скайпе источник звука филипсвоайпи и звонит он себе как обычный телефон и ходить с ним, разговаривая, можно по всему дому/офису. ...
Слушайте, а вам когда-нибудь хотелось поменять свой ник в ЖЖ? Я смотрю, некоторые это делают, но причины у всех разные. Ну понятно, почему это сделала mrs_zizi - вышла замуж и из мисс превратилась в миссис. А вы меняли? И почему? А хотели бы? А на ...
Все всегда исполняются, да. Иногда совершенно придурошно, но исполняются. zhugher from Unsplash " title="Photo by zhugher from Unsplash " loading="lazy" /> Photo by zhugher from Unsplash ...