День в истории. Репортаж с петлёй на шее

топ 100 блогов maysuryan08.09.2024 День в истории. Репортаж с петлёй на шее
Кадр из советского диафильма о Фучике. 1953 год

8 сентября 1943 — казнён Юлиус Фучик (1903—1943), чехословацкий журналист, коммунист. Свою последнюю книгу «Репортаж с петлёй на шее» («Слово перед казнью») он написал в нацистской тюрьме Панкрац, куда его заключили 24 апреля 1942 года. Вот два отрывка из его тюремного репортажа:

«Бем обычно вёл массовые, но незначительные дела. Я попал ему в руки случайно и был исключением.
— Ты — моё крупнейшее дело, — откровенно говорил он мне. [...]
Он был безусловно занятнее и сложнее других гестаповцев. У него была богаче фантазия, и он умел ею пользоваться. Иногда он вывозил меня, как приманку, якобы на свидание в Браник, и мы сидели в ресторанчике, в саду, наблюдали струившийся мимо нас людской поток.
— Вот ты арестован, — философствовал Бем, — а посмотри, изменилось ли что-нибудь вокруг? Люди ходят, как и раньше, смеются, хлопочут, и всё идет своим чередом, как будто тебя и не было. Среди этих прохожих есть и твои читатели. Не думаешь ли ты, что у них из-за тебя прибавилась хоть одна морщинка?

Однажды после многочасового допроса он посадил меня вечером машину и повёз через всю Прагу к Градчанам, над Нерудовой улицей.
— Я знаю, ты любишь Прагу. Посмотри. Неужели тебе не хочется вернуться сюда? Как она хороша! И останется такой же, когда тебя уже не будет...
Он был умелым искусителем. Летним вечером, тронутая дыханием близкой осени, Прага была в голубоватой дымке, как зреющий виноград, манила, как вино: хотелось смотреть на неё до скончания веков...
— И станет ещё прекраснее, когда здесь не будет вас, — прервал его я.
Он усмехнулся, не злобно, а как-то хмуро, и сказал:
— Ты циник.
Потом он не раз вспоминал этот вечерний разговор:
— Когда не будет нас... Значит, ты всё ещё не веришь в нашу победу?
Он задавал этот вопрос потому, что не верил сам. И он внимательно слушал однажды то, что я говорил о силе и непобедимости Советского Союза. Это был, кстати сказать, один из моих последних допросов.
— Убивая чешских коммунистов, вы с каждым из них убиваете частицу надежды немецкого народа на будущее, — не раз говорил я ему. — Только коммунизм может спасти его.
Он махнул рукой.
— Нас уже не спасешь, если мы потерпим поражение. — Он вытащил пистолет. — Вот смотри, последние три пули я берегу для себя.
...Но это уже характеризует не только его. Это характеризует эпоху, которая клонится к закату».

День в истории. Репортаж с петлёй на шее
Юлиус Фучик

«Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком можно писать.
Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Не могу рассказать и о захватывающих событиях, о которых ты бы с удовольствием послушал. Сегодня всё было много проще. Не было шумного многотысячного потока людей, который в прежние годы бурлил на улицах Праги, не было того, что я видел в Москве, — необозримого моря голов на Красной площади. Здесь нет ни миллионов, ни сотен. Здесь всего лишь несколько коммунистов — мужчин и женщин. Но значение нашего смотра от этого не меньше. Да, не меньше, ибо это смотр сил, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму.

День в истории. Репортаж с петлёй на шее
Кадр из советского диафильма о Фучике

Всё это ты чувствуешь по таким мелочам... Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтёшь мои слова, если ты не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передаёт их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде. Перед открытой дверью камеры дефилируют коридорные с хлебом, чёрным кофе и водой. Товарищ Скоржепа подаёт три хлебца вместо двух. Это его поздравление с Первым мая, конкретное поздравление заботливого человека. Передавая хлеб, он незаметно жмёт мне руку. Разговаривать нельзя, следят даже за выражением твоих глаз, но разве нам не понятен немой разговор наших пальцев?
Во двор, под окна нашей камеры, выбегают на утреннюю получасовую прогулку женщины. Я влезаю на стол и через решётку смотрю вниз. Может быть, они заметят меня. Да, заметили! Поднимают сжатые в кулак руки и приветствуют меня. Я отвечаю тем же. Во дворе сегодня радостно и оживленно, совсем иначе, чем в другие дни. Надзирательница ничего не замечает или, может быть, старается не замечать. Это тоже имеет отношение к майскому смотру.
Сейчас наша очередь гулять. Я показываю упражнение: сегодня Первое мая, ребята, сегодня мы начнем по-другому, пусть дивятся конвойные. Первое движение: раз-два, раз-два — удары молотом. Второе косьба. Молот и коса. Чуточку воображения — и товарищи поймут: серп и молот. Я поглядываю кругом. На лицах улыбки, все с энтузиазмом следуют моему примеру. Поняли! Правильно, ребята, это наша маёвка, а пантомима — наша первомайская клятва: пойдём на смерть, но не изменим.
Мы снова в камере. Девять часов. Сейчас часы на кремлевской башне бьют десять и на Красной площади начинается парад. Папаша, мы идем вместе с ними. Там сейчас поют "Интернационал", он раздаётся во всем мире, пусть зазвучит он и в нашей камере. Мы поём. Одна революционная песня следует за другой, мы не хотим быть одинокими, да мы и не одиноки, мы вместе с теми, кто сейчас свободно поёт на воле, с теми, кто ведёт бой, как и мы...
Товарищи в тюрьмах,
В застенках холодных,
Вы с нами, вы с нами,
Хоть нет вас в колоннах...

Да, мы с вами.
Так мы, в камере № 267, решили завершить песнями наш первомайский смотр 1943 года. Но это ещё не конец!
Посмотри, вон коридорная из женского корпуса расхаживает по двору и насвистывает марш Красной Армии, "Партизанскую" и другие советские песни, чтобы подбодрить товарищей в камерах. А мужчина в форме чешского полицейского, который принес мне бумагу и карандаш и сейчас сторожит в коридоре, чтобы меня не захватил врасплох незваный гость? А тот, другой, инициатор этих записок, который уносит и заботливо прячет эти листки, чтобы когда-нибудь, когда придет время, они снова появились на свет? За один такой клочок бумаги оба могут заплатить головой. И они идут на этот риск, чтобы перекинуть мост между скованным сегодня и свободным завтра. Они сражаются. Смело и твердо они стоят на своих постах и, применяясь к обстановке, сражаются тем оружием, какое у них есть в руках. Это совсем простые и незаметные люди, без всякого пафоса, так что ты и не замечаешь, что они вступили в бой не на жизнь, а на смерть, в котором они, сражаясь на нашей стороне, могут победить или пасть.
Десять, двадцать раз ты видел, товарищ, как войска революции маршируют на первомайских парадах, и это было великолепно. Но только в бою можно оценить подлинную силу этой армии, её непобедимость. Смерть проще, чем ты думал, и у героев нет лучезарного ореола. А бой ещё более жесток, чем ты предполагал, и, чтобы выстоять и добиться победы, нужны безмерные силы. Эти силы ты ежедневно видишь в действии, однако не всегда полностью осознаёшь их. Ведь всё кажется таким естественным.
Сегодня ты снова их осознал. На первомайском параде 1943 года».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Внимание-внимание! Аттракцион невиданной щедрости %)) В общем, в связи с началом ремонта у родителей я отдаю даром часть своей коллекции CD. То, что мне в общем-то уже никуда и перетаскивать к нам в нору я не буду, а кому-то ещё может пригодиться. ...
— Вовкиной старшей сестре, Анне, тридцать девять лет, через месяц сорок, — рассказывает двадцатичетырехлетняя Дарья. – Так-то она неплохая, наверно. Замужем, живут отдельно, оба работают. Но есть у нее одна беда: лет пятнадцать уже они с мужем планировали ребенка, и все безуспешно. Что ...
Ушла в горестный запой. Экс прокатил меня в Бангкоке с отелем - он оказался не проплачен, кредитки заблокированы и я пережила рано утром несколько малоприятных минут. Вернулась в Вену - здравствуйжопановыйгод! Налогов мне тут насчитали на 45 ...
В американском штате ползают камни В американском штате Калифорния камни размером от небольшого булыжника до огромного валуна весом в полтонны совершают странные прогулки по дну высохшего озера Рестрейк в национальном заповеднике ...
1. Когда в 2010 году Нобелевскую премию за получение графена вручили русским учёным, было много стенаний по поводу того, что эти учёные уехали за границу и совершили своё открытие там. Тем не менее плодами открытия пользуемся таки мы. Вот новость – в России открыли дорогу с добавлением ...