День в истории. Художник-сатирик, погибший в борьбе с самодержавием


Михаил Чемоданов. Открытка. 1905—1907
7 ноября (26 октября) — день рождения полузабытого ныне русского художника, по первоначальной профессии врача — Михаила Михайловича Чемоданова (1856—1908). В годы первой русской революции 1905—1907 годов большую популярность завоевали его рисунки, которые распространялись в виде нелегальных открыток, поскольку задевали священную особу самого государя императора. Про него говорили: «Чемоданов, чтобы рисовать, вырывает перо из живого гуся. Чинит его отравленным кинжалом и макает этому же гусю в желчь». А сам художник признавался: «Я мечтал быть Щедриным в своей карикатурной деятельности». Вот ещё один из его рисунков:

А вот другой:

Как видим, оба рисунка содержат прямое предсказание, которое и сбылось в этот день, вернее, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Смелость пера не сошла художнику с рук: за крамольные картинки он был арестован, в тюрьме простудился и заболел. До суда не дожил...

Михаил Чемоданов

Михаил Чемоданов после освобождения из заключения
Кстати, при слове «допляшется» на картинке художника мне сразу вспомнился отрывок из мемуаров бывшего премьер-министра графа Владимира Коковцова о том, как народ в 1918 году встретил казнь обожаемого монарха.
«На всех, кого мне приходилось видеть в Петрограде, — писал он, — это известие произвело ошеломляющее впечатление: одни просто не поверили, другие молча плакали, большинство просто тупо молчало. Но на толпу, на то, что принято называть «народом» — эта весть произвела впечатление, которого я не ожидал. В день напечатания известия я был два раза на улице, ездил в трамвае и нигде не видел ни малейшего проблеска жалости или сострадания. Известие читалось громко, с усмешками, издевательствами и самыми безжалостными комментариями... Самые отвратительные выражения: «давно бы так», «ну-ка — поцарствуй ещё», «крышка Николашке», «эх, брат Романов, доплясался», — слышались кругом...»
«Допляшется», — пророчески написал художник на картинке в 1906 году.
«Доплясался», — сказал народ в 1918 году...

Граф В.Н. Коковцов (1853—1943)
Конечно, не все пророчества Михаила Чемоданова сбывались. Вот это, например, не сбылось...

Открытка. «Близкое будущее. Последний Романов покидает свою страну»
Не покинул...
А на этой открытке 1905 года художник изобразил битву царя-самодержца со «всенародным восстанием». Восстание изображено в виде многоглавого зубастого дракона или гидры, не особенно дружелюбной на вид, но все симпатии автора — определённо на стороне этой самой многоглавой миляги. Обычно всё изображали ровно наоборот — светлый воин и злое чудовище, но тут автор решил, видно, отступить от надоевшего канона, освежить его новой трактовкой.

И ведь впрямь, не прошло и 12 лет — художник до этого не дожил, но его предсказание сбылось, и гидронька наша взяла! :) А ещё при разглядывании старой открытки вспомнился известный прогноз Льва Троцкого о том, что ожидает бывший Советский Союз в случае реставрации капитализма. Он писал в 1933 году: «Даже в случае победы контрреволюции у советской гидры, вместо каждой отрубленной головы, будет вырастать новая. [...] Исторический счёт есть, в данном случае, счёт десятилетий. Падение советской власти, в конце концов, оказалось бы только историческим эпизодом. Но это был бы один из самых страшных эпизодов мировой истории. Вся задача в том, чтоб предотвратить его. Между тем опасность надвигается всё ближе».
Даже интересно: когда Лев Давидыч писал эти строки, не стояла ли у него перед глазами популярная открытка Чемоданова, которую он наверняка видел в годы первой русской революции? Иначе как бы ему пришло в голову назвать революцию таким не очень хорошим словом, как «гидра»? И получается, что открытка эта говорит сразу про два времени — про 1905 год и... про современность. Только на драконе следовало бы для нашего времени написать «советская гидра».
Как там было сказано у другого классика?
«Он, голубчик, победит! Он победит, чудушко-юдушко! Душечка-цыпочка! Летун-хлопотун!» (с) :)
Ещё открытки Чемоданова:


Открытка с карикатурой на известного монархиста-черносотенца журналиста Владимира Грингмута (1851—1907).

Открытка к разгону Первой Государственной Думы, изображает воссевшего на Таврический дворец (место заседаний Думы) обер-прокурора Синода Константина Победоносцева


Открытка. «К вопросу о народном представительстве в России без различия пола. «Если женщина достойна взойти на эшафот, она достойна войти и в парламент». Изображённая на открытке женщина указывает на «Политический процесс 81 г. Казнь Софьи Перовской». На эшафоте написано «За политические убеждения».

«Старая басня на новый лад. (После грандиозной, беспримерной в истории мира, Всероссийской 1-й Всеобщей политической забастовки в октябре). Заяц на ловле».
«Пролетариат» (Лев), одолевший «Власть» (Медведя) говорит «Либеральной Буржуазии» (Зайцу): «— Ба! Ты, косой, пожаловал отколе? Тебя никто на ловле не видал!»
Последний рисунок по мотивам басни Ивана Крылова ясно показывает, что симпатии художника были отнюдь не на стороне либеральной оппозиции, а на стороне бастовавшего в октябре 1905-го пролетариата...