Дело в шляпке
inesacipa — 16.02.2010На исходе ХХ века футурологи от моды посчитали шляпу отжившей частью туалета и менталитета. Полагали, что в третьем тысячелетии от Рождества Христова этот ненужный в гардеробе предмет отойдет в небытие. «Где она нужна, эта шляпа?» – вопрошали они с пафосом, - «На скачках в Эскотте? На венецианском карнавале? Нормальная женщина в обычный день такое не наденет!» Ах, господа хорошие, что вы понимаете... Особенно, если проживаете вы в Европе, жители которой на горные курорты ездят - на снега любоваться. А мы - обитатели России, где полгода дуют безжалостные ветры и средства от насморка и бронхита идут нарасхват, где строку «Мороз и солнце – день чудесный!» встречают зубовным скрежетом – как тут не задуматься о роли шляпы в жизни русского человека?
Что такое шляпка для наших прекрасных дам? Совсем не то, что для западных модниц. И вообще, веселый Старый свет далек от России, как декабристы от спецназа. И шляпа по-русски – не то, что широкополая феерия выпендривающихся друг перед другом на ипподроме Эскотта англичанок. На наших родных просторах сей предмет имеет функцию почти доисторическую, основательную и нужную в хозяйстве, как медвежий капкан.
Во-первых, он маскирует изъяны костюма своей владелицы: пальто с котиковым (вернее, кошечковым) воротником, поношенную обувь и сумку из синтетической акулы. Как говорится, спасение женщины с кривыми ногами – глубокое декольте.
Во-вторых, шляпа есть знак типа масонского для начинающих модниц, и смысл его переводится примерно следующими словами: «Че уставился? Не видишь – я продвинутая!» На простого, как алюминиевая кастрюля, Ивана-не царевича действует безотказно. Либо он решит, что перед ним Несмеяна, либо – что баба Яга.
В-третьих, русскую шляпу можно считать подобием венецианской бауты. В этой длинноносой «харе» (это не ругательство, а древнерусское название маски) в удивительном итальянском городе карнавалов можно было разгуливать по полгода, ходить в гости, в кафе, в банк, на службу и в дружбу. И никто не знал доподлинно: кто ж там прячется, между носом, треуголкой и пришитым к шляпе платком? – да никто до истины и не докапывался.
Россиянка, почуявшая в себе силу великую – как раз для шляпки – как и жительница древнего города на воде, тут же придумывает себе роль: тургеневская девушка, дама с собачкой, усталая примадонна, блоковская незнакомка, Красная Шапочка или бледная поганка. Теперь ее можно было истерзать, как Зою Космодемьянскую, но себя настоящую она не выдаст! Отныне ее собственное «Я» – в шляпе. Впрочем, дамам только кажется, что их истинные наклонности нельзя разглядеть под вуалеткой, в тени широких полей, под опахалом из перьев… Всякая маска не только прячет истину, но и приоткрывает ее. Не только фасоны haute couture, а и самые расхожие магазинные модели выболтают о своей владелице все, что смогут.
Например, что:
1. Маленькие гладкие шляпки без полей, тем более с вуалями (так называемые «таблетки») предпочитают натуры упрямые, нервные, импульсивные, склонные к истерии и бурному выяснению отношений.
2. Романтические широкополые произведения, обильно сдобренные цветами, перьями, лентами свойственны гардеробу таких же романтических, вычурных, мечтательных натур, любительниц томной лени, уверенных, что их недооценивают окружающие.
3. Соломенные шляпки-канотье очень любят полненькие круглолицые девушки и молодые женщины с живой и беспокойной натурой, хорошие хозяйки с нереализованной мечтой о приключениях, свиданиях под луной, страстных серенадах и прочая, и прочая – словом, тот самый «тихий омут», где много чего водится непредсказуемого.
4. Бейсболки с длинными козырьками любят энергичные, активные девушки, мастерицы организовывать вечеринки и митинги. Они любят многолюдное общество и не терпят официоза. Их девиз: «Тусовщики всех стран, объединяйтесь, рукопожатия отменяются!»
5. Бандана – удобнейшее изобретение конца столетия, подарок от рокеров-байкеров всем тусовщикам мира. Девушка в бандане (прямо готовое название для фильма) – лихая, модная, прикольная, любит танцевать и вообще любит все музыкальное и забойное. Первую бандану обнаружили археологи, раскопавшие могилу доисторической амазонки. Древнюю воительницу так и похоронили – в бандане и с полным боекомплектом, чтобы даже на том свете ей было чем себя занять.
6. Котелок – с круглой тульей и маленькими полями – чаще всего носит женское население Боливии. Здесь котелок – знак социального статуса, и сугубо женская деталь одежды. В России «под боливиек» работают две противоположные группы – консервативные традиционалистки и поклонницы творчества Жана-Поля Готье. В первом случае, изделие будет выполнено из темно-бордового или глухо-коричневого фетра, а во втором – из меха пони самых невероятных раскрасок.
7. Белая панама – харизматический головной убор, по ней долго тосковала Алла Борисовна Пугачева, как по утраченному детству. Панамки всех цветов – достояние людей, грустящих о былом, несколько инфантильных.
8. Вязаные шапочки с косичками, помпончиками или ирокезом от Christian Dior – веселые и кукольные – носят «эфирные созданья», полудевочки-полудевушки, а также взрослые, целеустремленные, бескомпромиссные «солдаты Джейн», которым надо смягчить производимое ими впечатление.
9. Кепка сейчас один из самых модных головных уборов. Поэтому определить натуру щеголяющей в ней особы довольно сложно. Она может быть наделена любыми душевными свойствами, а не только фанатичной любовью к Юрию Лужкову или Олегу Попову. Точно можно сказать лишь то, что перед тобой типичная fashion victim (жертва моды). Сегодня она носит кепку, а завтра, если в моду войдут бородатые женщины, украсит себя таким сооружением, в сравнении с которым Джулия Пастрана выглядела бы очень бледно: так себе, легкий пушок на лице.
10. Ковбойская шляпа, как правило, верный признак того, что ее обладательница слишком увлеклась чтением Майна Рида и Фенимора Купера. А если рядом шествует добродушный негр, значит, она и «Гекльберри Финна» читала. Мечтания о прериях и необъезженных мустангах в каменных джунглях Москвы свойственно пассивным натурам с богатой фантазией.
11. Берет в текущем сезоне приобрел более объемные формы по сравнению с непритязательным сооружением прошлых лет. Теперь под ним прячется не серая мышка, а девушка романтичная и кокетливая.
12. Капюшон, башлык – головной убор для натур загадочных и таинственных. Прячась в тени капюшона, они заставляют окружающих заинтересованно стремиться к познанию: а вдруг мимо идет ангел чистой красоты?
13. Мужская шляпа с высокой тульей – вовсе не дань идеям феминизма, а самый подходящий фасон для женщины-вамп. Некоторая «мужественность» такой шляпы подчеркивает женственное очарование и демонстрирует высокую самооценку владелицы. Так и кажется, что предыдущего поклонника эта дама завлекла, покорила и погубила – а себе забрала его шляпу, галстук, резной мундштук и серебристый «Мерседес». Весь ее облик точно говорит мужчинам: «Бойся меня, бойся – все равно ты будешь мой!»
14. Папахи из пушистого или гладкого меха носят дисциплинированные, самоуверенные и даже несколько жесткие особы. Задатки лидера могут привести владелицу папахи как на пост президента, так и на роль домашнего деспота, держащего всю родню в страхе и трепете. Не зря Марлен Дитрих, играя роль русской императрицы Екатерины II, облачилась именно в папаху.
15. Кроличья ушанка с гербом Советского Союза на кокарде – любимый головной убор иностранных туристов. А если она к тому же надета поверх павлово-посадского платка, то перед вами истинная ценительница русской культуры, стремящаяся со всей страстью причаститься дебрей и колдобин загадочной славянской души.