О раздражающих похвалах
inesacipa — 14.01.2010Не знаю, как вам, а ко мне они текут селевым потоком со стороны ширнармасс. Ну, не очень ширнар, но все-таки...
Особенно сейчас, когда некоторое количество моих знакомых - виртуальных и реальных - принялось читать книги, написанные мною о прошлом годе.
Признаю: буквально ВСЕ книжки, статьи и посты, написанные мной, довольно сложны. Причем не только по языку и по мысли - но еще и в силу того, что они у меня все как есть целевые. То есть адресованные тем, кого интересует определенная сфера умственной деятельности.
Кстати, человек не обязан интересоваться тем, чем интересуюсь я. А я не обязана интересоваться тем, чем интересуется он. Это если у кого моментально в душе вскипело и он уже готов прочесть мне мораль.
Не надо. Иначе я в ответ тоже что-нибудь прочту. И вряд ли это будет "Отче наш".
Несмотря на разницу наших пристрастий, изрядное количество народу считает долгом продемонстрировать мне, как они прониклись тем, чем я прониклась. Они, правда, жутко заняты, но между своими нагрузками бытовыми и трудовыми заглянули в мои опусы и прониклись аж до... сами не знают до чего.
Для подтверждения нашего духовного единства мои трепетные
Вышеперечисленное - комплиментарный улов последних дней. Именно он сподвигнул меня на объяснительный пост. На тему похвал, которые раздражают.
Я не знаю, почему так трудно объяснить человеку суть оскорбительного комплимента. Всем известно, что фразы типа "Какое миленькое платьице, у меня лет пять назад такое же было" есть завуалированное хамство. Причем намеренное. А когда оно ненамеренное? То есть когда намерения прекрасные, а эффект - обратный прекрасному? Разве мы не сталкиваемся с таким ежедневно? Ну хорошо, еженедельно. Но не реже.
Люди давно перестали относиться к комплименту с тем вниманием, с каким относятся к оскорблению. Оскорбления они обдумывают, а похвалы лепят, как индусы - лепешки чапати, на автомате. И не понимают, что подобные "лепешечки" могут несколько испортить настроение адресату.
Вообще-то (информация для тех, кто до сих пор не понял такой простой вещи) писатели не любят, когда их сравнивают с писателями же.
И когда дают им советы от имени писателей. И когда обрушивают на головы современных авторов нечто вроде: "И все ж напомню Тургенева: "...поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления - в их расцвете и увядании..." - хочется ругнуть не только Тургенева, писавшего скучно и назидательно (да, я так считаю, а также считаю, что Тургенев моему френду vasily_sergeev на ум приплелся исключительно из-за того, что главную героиню моей книги зовут Ася - просто по ассоциации). Хочется заодно и френда ругнуть. Основательно так. Чтоб осознал: писатель хочет быть СОБОЙ. А не Тургеневым-Чеховым-Набоковым.
Все они высокопрофессиональны (нравятся они мне или не нравятся - это другой вопрос), все они вошли в золотой список того-сего (который сегодня с трудом осваивается даже теми, кто ЛЮБИТ читать). Но все перечисленные "звьёзды классики" мертвы. И похоронены. Еще в прошлом веке похоронены. А некоторые так даже в позапрошлом. А список их трудофф закрыт. Равно как и перечень ИХ СОБСТВЕННЫХ художественных приемов. К которым я не собираюсь прибегать, как не собираюсь воровать цветные металлы, обламывая руки-ноги изваяниям классиков. Неприлично это.
Писателю вообще неприлично пользоваться готовым, точно блинная мука, рецептом вроде тех, о которых повествует сообщество авторам.ком устами Э.Барякиной со слов какого-то американского мессиии книгопроизводства... И когда тебе говорят: будь психологом, но тайным, персонажам производственную характеристику выдавай по такой-то и сякой-то анкете... Да! И врубись ишшо, как Толстые-Достоевские (ото ж! как же ж без них...) решали задачу психологизации образа - авось научишься писать как они! - эххх...
Уважаемые! Я не хочу писать "как они", о ком бы речь ни шла.
Я хочу писать, как я. Я ставлю перед собой не заимствованные у кого-либо-нибудь, а свои собственные задачи и решаю их своим собственным инструментарием. Причем среди этих задач не последним пунктом значится: "Не скатиться в омерзительное болото конъюнктуры". Состояние, когда, по выражению ну очень доброго френда, "из АСТ сыплются заказы", растут на полках, как на грядках, имя и тиражи писателя, а засыпанный заказами аффтар мылит веревку, понимая, что он - просто дешевая блядь, ныне и присно, пока смерть не разлучит его и его сладкую конъюнктуру. Спасибо всем, кто дает советы, как мне этой нирваны достичь.
Спасибо, что-то не хочется.
И не упрекайте меня за то, что, мол, капризная ты. Я не люблю, когда мне от всей доброты душевной предлагают самый грязный путь к успеху, да еще к такому успеху, от которого одно спасение - в петлю или в безвестность. Потому что издатель НЕНАВИДИТ аффтара, который писал-писал формат, а однажды - раз! - и вообразил себя писателем. У которого творческие, мля, амбиции. И который желает сменить стиль и уровень. На менее форматный. Зато на более соответствующий его, автора, внутренним устремлениям.
А еще я не люблю похвал, влепленных на бегу, словно барский поцелуй - горничной в румяную щечку. Отсутствие горничного самоощущения лишает меня ожидаемого кайфа. Вместо этого поднимается раздражение, понемногу кумулирующееся в агрессию. Так что не удивляйтесь, если в ответ на подобные комплиманы вместо радостно-застенчивого хихиканья вы получите по-крестьянски тяжелую затрещину.
Притом, что на большинство комплиментов от друзей (и от френдов в том числе) я отзываюсь без всякого, э-э-э, разбора полетов. Неприлично-радостным оживлением отзываюсь. Благодарю и кланяюсь, кланяюсь и благодарю. Просто потому, что похвалы этих людей адресованы мне, а не себе - за начитанность. И внимание их предназначено моим книгам, а не собственным, гм, трудам. Они не мешают добрые слова с безвкусными советами и напыщенными нотациями. Это мнение читателя, который МЕНЯ прочел и МОИМИ книгами заинтересовался.
Такое не только я - такое все любят. А "ну-ты-блин-как-Барбара-О'Брайен" - только бездари. И повторяю - КАЧЕСТВО автора, с которым тебя сравнивают, не имеет значения. И успешность его - не аргумент. А тем более, прости господи, любовь издательская, корыстная и преходящая, ради которой мне тоже регулярно советуют поменьше пысехологии в книшку совать...
Комплимент как толика говна, со всех сторон облитая карамелью и завернутая в красивый фантик (типичное, кстати, для писательской среды подношение!), рано или поздно вызывает у получателя протест.
И не стоит ругать меня за привередливость. Может, я и привередничаю - в той области, в которой ты профи, нельзя не привередничать. Но разве у вас у самих не бывало подобной ситуации: с искренним желанием сделать вам приятно и красиво незлой, в общем-то, человек портит вам настроение на целые сутки? А если на эти сутки выпадет, скажем, Старый Новый год...
Короче, учитесь делать комплименты. К мужчинам это особенно относится. Учитесь хвалить человека за его РЕАЛЬНО сильные стороны. И не оскорблять "безешкой на бегу", точно сенную девку. Не малолетние пикаперы, чай.