"Дайте до детства плацкартный билет"
pailish — 10.01.2022 Моя ирландская френдесса les_flambeaux начала интересную серию воспоминаний о своем детстве у бабушки (рассказы у нее френдоунли), и я решила тоже вспомнить что-нибудь о своем детстве. Писать буду в своей обычной манере: с отступлениями и историческими справками.Мое детство прошло в военном городке Лиепаи. Море и развалины крепости царских времен были нашим любимым местом для игр. Крепость - это укрепления, построенные в конце 19 – начале 20 века, чтобы защитить Лиепайскую военно-морской базу в случае нападения вероятного противника. Система укреплений опоясывала весь город. В 1908 году Либавскую крепость (Либава - так тогда называлась Лиепая) ликвидировали, потому что ее строительство признали стратегической ошибкой. Крепость стала руинами, не прослужив ни дня.
Фото 2016 года. Часть руин Лиепайской крепости бывшего военного городка, а ныне района Лиепаи под названием Karosta. В моем детстве, конечно, никаких ветряков здесь не было.
В 1-ый класс я пошла в 14 школу, которая стояла недалеко от моря. Школа состояла из двух зданий - в первом учились младшеклассники, во втором - старшие классы. Больше всего в первом классе мне нравился широкий, светлый коридор с паркетным полом, натертым чуть ли не до зеркального блеска, по которому можно было кататься и скользить из конца в конец.
Нашла в интернете ролик о младшей школе. Такой она была.
Когда нас в 5-ом классе перевели в старшую школу, нам достался класс на первом этаже в самом конце коридора. Неудобство было в том, что рядом была учительская, но это неудобство перекрывалось возможностью не терять время на преодоление длинного коридора (бегать по узкому коридору было чревато, можно было сбить кого-нибудь из учителей и получить взбучку), а просто выпрыгнуть из окна и бежать на море. Большой перемены вполне хватало, чтобы походить по пляжу и посидеть на больших камнях болтая с подружками. Хотя иногда опаздывали на урок.
Наша школа и окна нашего класса. Сейчас школы больше нет. Здание стоит пустым.
Когда я училась в пятом классе, была очень холодная зима. Море у берега замерзло, превратившись в сказочные угодья Снежной королевы. Вода замерзла в просто невероятных формах. Особенно фантастически выглядели обледенелые валуны развалин. Мы гуляли по льду до развалин и даже могли обойти их вокруг.
Когда начало пригревать солнышко, лед стал таять. У самого берега образовались льдины, мы прыгали с одной льдины на другую и катались на них. На моей памяти никто в воду не свалился, но вот ноги у большинства были мокрыми. Приходилось оставлять колготки сушиться на камнях (а колготки в школу можно было носить только простые, которые сохли долго), а самим бежать в раздевалку и менять мокрую сменку на зимние сапожки. Вид голых ног с пупырышками от холода, с красными коленками и в сапогах был еще тот, но тогда нас это особо не смущало. Если кто-то из учителей замечал эту странность, говорили, что забыли сменку дома. Зато холодные, как ледышки ноги, очень быстро согревались в сапожках, и по всему телу разливалось блаженное тепло. А высохшие колготки надевали на следующей перемене.
После уроков, мы тоже шли на море, особенно если надо было что-то обсудить. Летом море и развалины присутствовали в нашей жизни практический каждый день.
Балтийская волна
Историческая справка.
В начале 19 века, в 1839 году, Либавское купечество ходатайствовало в Государственную думу о постройке железной дороги, которая связала бы город и порты на Балтике с центральными районами России и левобережной Украиной. В 1871 году была построена железная дорога, проходившая между портом Либава и городом Этканы (Кайшядорис, Литва). 4 сентября 1871 года в Либаву пришел первый поезд из Вильно. Сообщение с Ригой открылось в 1873 году. Остальные участки дороги вводились в эксплуатацию постепенно в течение нескольких лет. Строительство дороги шло с 1872 по 1901 год. Проходила она по территориям Курляндской, Виленской (часть территории с Вильно (Вильнюсом) сейчас относится к Литве, часть - к Беларуси), Ковенской (Каунас, Литва), Минской, Могилевской, Черниговской, Полтавской губерний. Торговый оборот Либавского порта вырос более чем в четыре раза и стал сопоставим с Кенигсбергским.
Создание железной дороги привело к созданию военно-морской базы (тогда Либава (Лиепая) была единственным незамерзающим портом Российской империи) и крепостных сооружений. В военном порту и в крепости были построены отдельные железнодорожные станции со станционными зданиями. Станция Либавской крепости - это и есть здание бывшей 14-ой школы.
Железнодорожный вокзал Порта Императора Александра III строился с 1896 по 1899 года по проекту русского инженера-архитектора, мастера модерна Стефана Петровича Галензовского (проектировал гостиницы, жилые дома и церкви в Москве и Санкт-Петербурге).
В первоначальном плане это был Дом главного командира флота. Однако больше всего это здание использовали в качестве пассажирской и грузовой станций. В отделке здания использовался финский гранит.
В 1903 году в здании сделали ремонт, и оно стало канцелярией русской царской жандармерии, занимавшейся политическим сыском. а также палатой морского военного суда.
в 1905 году в казармах началось восстание матросских экипажей. Причиной этого стали очень плохое качество еды. В восстании участвовало около 4000 матросов. Арестовали около 400 человек. Заключили их в трюмы на транспортное судно "Чичагов" и под охраной минного тральщика вывезли на территорию аванпорта. Оттуда маленькими группами матросов развезли в крепость и на флотскую гауптвахту. С 27 июля по 2 августа 1905 года в зале палаты морского военного суда был закрытый военно-судебный процесс. В общем, осуждено было 137 матросов и унтер-офицеров. Восьмерым из всех осужденных был вынесен смертный приговор – расстрел. Многих ждала каторга с потерей всех чинов и регалий. Их разжаловали до солдат в пехоту с назначением им во время перехода жандармского надзора.
Во время первой независимости Латвии в комплексе зданий станции разместилась латышская основная школа имени Оскара Калпака, а в самом здании был создан спортивный зал. После Второй мировой войны в зданиях также размещалась школа, которая сначала бала школой №3, а после, когда было построено новое здание школы, ее перевели туда, а в комплексе зданий стала работать 14 школа. В 14-ой школе остался работать старый директор и основной коллектив учителей, остались старые традиции, и некоторые родители отдавали детей именно туда, хотя школа стала основной. Школа функционировала до начала 1990-х годов.
На внутреннем дворе школы проходили линейки для всех классов.
Если выйти из школы (стоя к школе спиной) и пойти направо, то через несколько домов начинается каштановая аллея и стена бывшего Военно-морского госпиталя, который был моим вторым домом. Именно сюда, а не домой, я шла после школы в младших классах. В моем детстве эта улица называлась Гвардейским проспектом, сейчас это бульвар Атмодас (Atmoda буквально "пробуждение" - национальное движение в Латвии). О своей жизни в госпитале я рассказывала в Сказке о Рине (тут).
Расскажу историю, которая не вошла в сказку и связана со школой.
В младших классах каждый день я шла из школы по этой каштановой аллее. Каштановая алея была особенно красива весной, когда цветы-свечки осыпали прохожих бело-розовым дождем, и осенью, когда вся трава под деревьями была усыпана колючими ежиками, из которых выглядывали лоснящиеся, коричневые каштаны. Заходила в госпиталь я беспрепятственно, меня все знали, и я свободно проходили через вертушку проходной или открытые для машин ворота.
История эта произошла, когда я училась во 2-ом классе. Я как обычно шла из школы с ранцем за спиной, руки у меня были пустые. Сменка в ранце, а конструктор в это день нести было не надо. И тут я увидела, что дворничиха нагребла огромную кучу каштанов. Видимо, приготовила их для вывоза. Я не могла пройти мимо такого богатства. В моей голове созрел дизайнерский план, как красиво украсить дорожку каштанами. Задумано - сделано. Сначала я раскладывала каштаны с ранцем за спиной, но это было тяжело и неудобно. Я сняла ранец, отложила его в сторону и с воодушевлением продолжила работу. Трудилась я довольно долго, устала, но работа еще не была закончена. Оглянулась я по сторонам, а ранца моего нет. Нигде нет. Я даже кучу листьев разворошила. Иду и реву. Прихожу к бабушке и говорю: у меня ранец укралииии.
Бабушка говорит: "Кому нужны твои тетрадки и книжки? Посеяла где-то, Маша-растеряша, иди ищи".
И побежала я искать пропавший ранец. Всю аллею вдоль и поперек избегала, даже в школу вернулась. Нет нигде ранца, его и след простыл. Вернулась я несолоно хлебавши с понурой головой. А ранец мой как ни в чем ни бывало на стуле красуется. Оказывается, когда я занималась каштановым дизайном, мимо шла медсестра из госпиталя. Видя, что я так увлеклась, что забыла про про все на свете, забрала мой ранец и отнесла бабушке. Так меня проучили, чтобы не оставляла свои вещи без присмотра.
Главные герои Сказки о Рине, которая частично происходит в Военно-Морском госпитале Лиепаи.
Историческая справка
5-й военно-морской госпиталь был сформирован в ноябре 1939 года, в составе Ладожской военной флотилии участвовал в войне с Финляндией. В конце июня 1941 года перебазирован с острова Валаам в г. Шлиссельбург. Накануне занятия Шлиссельбурга немцами, госпиталь полностью эвакуируется со всем имуществом, личным составом и оставшимися тяжело ранеными на правый берег Невы в Морозовский поселок. С февраля 1945 года госпиталь развертывается в Паланге в составе Либавской военно-морской базы, а 9 мая 1945 года военно-морской госпиталь из Паланги перебазируется в освобожденную Либаву (Лиепаю). 5-й военно-морской госпиталь находился в Лиепае как гарнизонный госпиталь Лиепайской Военно-Морской базы и был выведен с территории независимой Латвийской республики в августе 1994 года.
(До 5-го военно-морского госпиталя в Либаве в 1900–1914 существовал Госпиталь порта императора Александра III, но он находился в других помещениях, и это другая история).
5-й военно-морской госпиталь расположился в Доме офицерского дворянского собрания и был окружен красной кирпичной стеной с выложенными белыми кирпичами якорями. Сейчас красно-кирпичного забора нет и увидеть главный корпус можно с улицы, но попасть на территорию я уже не могу. Сейчас это собственность Латвийского Министерства обороны, здесь находится учебный центр Морских сил.
Зеленая "горка" на переднем плане - это морг госпиталя. Часто я забиралась на его "крышу" (правда, меня оттуда гоняли) посмотреть, что делается за забором.
У меня сохранились фотографии этого здания снаружи и внутри, когда оно было заброшено и пустовало.
На этой террасе на втором этаже я часто играла
По этой лестнице я бегала много раз в день. На втором этаже была библиотека.
Исторической достоверности, конечно, не придерживались. Красили той краской, которую выдавал сундук-завхоз, но лепнину не сбивали.
Низ стен чаще всего красили зеленой или синей краской. Обновляли стены довольно часто, и на моей памяти стены никогда не были обшарпанными.
Я очень рада, что бывший госпиталь, а до этого Дом офицерского собрания, дворец моего детства, где я провела много времени, спасен от неминуемой гибели. Здание получило статус памятника архитектуры государственного значения, отреставрировано снаружи, и реставрация продолжается во внутренних помещениях, а по окончании реставрации здесь собираются создать музей вооруженных сил. Это здание, на мой взгляд, одно из самых красивых и величественных в Лиепае.
Фото с городского сайта liepajniekiem.lv.
Морские собрания – давняя традиция, появившаяся на российском военном флоте в конце 18 века. Дома офицерских собраний возникали в местах компактного проживания большого числа офицеров, как правило – на военно-морских базах. Офицеры имели возможность расширять свой кругозор, повышать образовательный и военный уровень, проводить занятия и коллективное обсуждение узко профессиональных вопросов. В этих домах обычно были богатые библиотеки, устраивались балы, благотворительные вечера и обеды для семей офицеров. Для всех без исключения членов и гостей Морского собрания обязательным было исполнение положений Устава. Нарушителей приглашали на ближайшее заседание Совета, который имел полномочия запретить посещать собрание на определенный срок или окончательно исключить провинившегося из состава членов собрания. Так как для многих офицеров оно было "домом на берегу", где моряк проводил практически все свободное от службы время, такое наказание являлось очень суровым и приравнивалось к исключению из офицерского общества.
Дом Либавского (Лиепайского) Морского офицерского собрания Военного порта императора Александра III официально был открыт в 1907 году. Здание представляет собой образец архитектуры югендстиля с некоторыми элементамии эклектики. Автор проекта тот же самый петербургский архитектор С.П.Гелензовский.
Дом построен в виде подковы, в соответствии с планировкой, характерной для дворцов эпохи барокко. Главный фасад обращен к морю. Мраморная лестница вела в Белый зал По обеим сторонам лестницы располагались Зеленый и Голубой залы. Весной 1915 года, при приближении линии фронта к Либаве, в Россию было эвакуировано имущество Дома Морского собрания: библиотека, люстры, мебель, архив Либавского Военного порта. Во времена Первой республики в этом доме располагался санаторий Красного Креста для больных костным туберкулезом, а с 1945 года - Военно-морской госпиталь.
Море и традиции императорского офицерства, которые в том или ином виде сохранялись в советское время, сформировали наш характер. Многие из нас, став рижанами, петербуржцами или нью-йоркцами считают, что эти строки Бродского написаны о них
"Если выпало в Империи родиться
Лучше жить в глухой провинции у моря.
И от цезаря далеко, и от вьюги,
Лебезить не нужно, трусить, торопиться..."
Северный мол в Каросте, бывшем военном городке Лиепаи. Балтийское море может быт и таким: неприветливым, грозным и даже опасным, но все равно прекрасным.
|
</> |