Давай, машинист, потихонечку трогай...

топ 100 блогов vikond6515.09.2025 Давай, машинист, потихонечку трогай... 1280px-Stephenson's_rocket_reproduction_beamish.jpg

В бурном потоке событий, все же, не стоит забывать о выдающихся исторических годовщинах. Например, о том, что ровно 195 лет тому назад, 15 сентября 1830 года, в Англии была открыта первая в мире железная дорога на механической тяге с вокзалами и регулярным движением пассажирских поездов.

Двухколейная "чугунка", соединившая города Манчестер и Ливерпуль, имела длину 56 километров и обслуживалась восемью локомотивами, сконструированными выдающимся изобретаталем Джорджем Стефенсоном. При этом, что интересно, все они были разными, а первым из них был паровоз под названием "Ракета", который в 1829 году одержал победу на конкурсе локомотивов для будущего рельсового пути. 

Праздник открытия дороги слегка омрачила гибель 60-летнего парламентария Уильяма Хаскиссона, приглашенного в качестве почетного гостя. Хаскиссон зачем-то решил перебежать дорогу перед движущимся составом и умудрился угодить под колеса, став одной из первых жертв механического средства передвижения.

Тем не менее, англичане не побоялись ездить по рельсам, и уже за первые три месяца на поездах прокатились почти 72 тысячи человек, а чистый доход железнодорожной компании составил 14 с половиной тысяч фунтов. Такой финансовый успех побудил многих предпринимателей вкладывать средства в строительство паровозов, вагонов и рельсовых путей. В Англии, а потом и в других странах начался "железнодорожный бум".

На заставке — современная ходовая реплика "Ракеты".

Давай, машинист, потихонечку трогай... large_1914_0291.jpg
При постройке дороги потребовалось сделать глубокую выемку в горной гряде Эйдж Хилл. На этой гравюре изображено прохождение через нее первого поезда.

Давай, машинист, потихонечку трогай... Henry_Pyall_-_View_of_the_Railway_across_Chat_Moss_Liverpool_and_Manchester_Railway_1833_-_(MeisterDrucke-1169269).jpg
Еще одним серьезным препятствием был семикилометровый участок зыбких торфяных болот Чейт Мосс. Для укладки рельсового пути на них пришлось строить длинную дамбу.

Давай, машинист, потихонечку трогай... Railway_Office,_Liverpool,_from_Bury's_Liverpool_and_Manchester_Railway,_1831_-_artfinder_267569
Ливерпульский вокзал, рисунок 1831 года. Cразу за вокзалом железная дорога уходит в тоннель.

Давай, машинист, потихонечку трогай... wagons.jpg
Локомотив и вагоны первой железной дороги. 5-й, 6-й и 7-й, как несложно догадаться, служили для перевозки домашних животных, а вагон под номером 4 представлял собой обычную карету, установленную на платформу.

Давай, машинист, потихонечку трогай... Rocket_Coach.jpg
Подлинные вагоны не сохранились, но в английских музеях выставлено несколько весьма точных и качественных копий.

Давай, машинист, потихонечку трогай... lancashire_witch
Самый ранний паровоз, ходивший по Ливерпуль-Манчесткерской дороге был построен в 1827 году и назывался "Ланкастерская ведьма". От него остались только чертежи и рисунки.

Давай, машинист, потихонечку трогай... 26ec36.jpg
Частично препарированный макет наиболее знаменитого паровоза Стефенсона "Ракета" образца 1929 года, выставленный в Британском железнодорожном музее. Этот паровоз также курсировал между Ливерпулем и Манчестером. В нише на заднем плане — статуя основоположника железнодорожного транспорта.

Давай, машинист, потихонечку трогай... rocket.jpg
В 1830 году Стефенсон усовершенствовал "Ракету", присвоив фактически новому паровозу то же название (во избежание путаницы его иногда называют "Ракета-2"). Этот локомотив сохранился до наших дней и выставлен в Британском инженерно-техническом музее, хотя некоторые детали (например, шатуны) утрачены.Обратите внимание, что ведущие колеса паровоза деревянные.

Давай, машинист, потихонечку трогай... WP_Northumbrian_Engine.jpg
По образцу второй "Ракеты" с некоторыми изменениями в том же 1830 году был сделан паровоз "Нортумбриан".

Давай, машинист, потихонечку трогай... 1280px-Planet_locomotive_engraving_by_William_Miller_after_J_Kindar.jpg
Чертеж паровоза "Планета" - наиболее совершенного локомотива Стефенсона из всех построенных к моменту открытия Ливерпуль-Манчестерской дороги.
Давай, машинист, потихонечку трогай... comet.jpg
Современная ходовая реплика "Планеты".

Интересно, а у нас когда-нибудь сделают действующую копию первого русского паровоза Черепановых, построенного в 1834 году? Ведь это одна из тех вещей, которыми Россия вполне может гордиться.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каждая жизнь важна и в идеале было бы неплохо чтобы люди вообще не умирали. Или по крайней мере умирали как Авраам-праотец, в 177 лет "пресыщенный жизнью". Но так не бывает. Не в этой Вселенной. Требовать от стрелочника отправить вагонетку туда, где она раздавит больше людей. только ...
финал 5-го сезона.Очень милый, кстати, финал получился. Фанатам сериала, надеюсь, понравится :)ссылки на ...
Вот и пролетели 6 лет президентского срока. Пришло время достать майские обещания Путина и систематически посмотреть, что выполнено, что нет, и в какой мере. Оказалось, что реально не понятно, что произошло с зарплатами учителей. И узнать это нельзя никаким способом. Почитала на ...
В Великуую отечественную войну в лесах под смоленщиной проходили жестокие бои, весь лес где мы собирали грибы пересекали неглубокие окопы, видно когда то здесь было очень жарко.... Увидев что предмет, действительно напоминает коробку с ручкой, я неистовым голосом заорал на весь ...
Профессор нынче пошел не тот. Профессор СПбГУ Олег Соколов на военно-исторической реконструкции Бородинского сражения. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости Если я правильно помню, профессор — это пешеход, у которого один ботинок черный, а второй — желтый. Профессор — это ...