Давай, машинист, потихонечку трогай...


В бурном потоке событий, все же, не стоит забывать о выдающихся исторических годовщинах. Например, о том, что ровно 195 лет тому назад, 15 сентября 1830 года, в Англии была открыта первая в мире железная дорога на механической тяге с вокзалами и регулярным движением пассажирских поездов.
Двухколейная "чугунка", соединившая города Манчестер и Ливерпуль, имела длину 56 километров и обслуживалась восемью локомотивами, сконструированными выдающимся изобретаталем Джорджем Стефенсоном. При этом, что интересно, все они были разными, а первым из них был паровоз под названием "Ракета", который в 1829 году одержал победу на конкурсе локомотивов для будущего рельсового пути.
Праздник открытия дороги слегка омрачила гибель 60-летнего парламентария Уильяма Хаскиссона, приглашенного в качестве почетного гостя. Хаскиссон зачем-то решил перебежать дорогу перед движущимся составом и умудрился угодить под колеса, став одной из первых жертв механического средства передвижения.
Тем не менее, англичане не побоялись ездить по рельсам, и уже за первые три месяца на поездах прокатились почти 72 тысячи человек, а чистый доход железнодорожной компании составил 14 с половиной тысяч фунтов. Такой финансовый успех побудил многих предпринимателей вкладывать средства в строительство паровозов, вагонов и рельсовых путей. В Англии, а потом и в других странах начался "железнодорожный бум".
На заставке — современная ходовая реплика "Ракеты".

При постройке дороги потребовалось сделать глубокую выемку в горной гряде Эйдж Хилл. На этой гравюре изображено прохождение через нее первого поезда.

Еще одним серьезным препятствием был семикилометровый участок зыбких торфяных болот Чейт Мосс. Для укладки рельсового пути на них пришлось строить длинную дамбу.

Ливерпульский вокзал, рисунок 1831 года. Cразу за вокзалом железная дорога уходит в тоннель.

Локомотив и вагоны первой железной дороги. 5-й, 6-й и 7-й, как несложно догадаться, служили для перевозки домашних животных, а вагон под номером 4 представлял собой обычную карету, установленную на платформу.

Подлинные вагоны не сохранились, но в английских музеях выставлено несколько весьма точных и качественных копий.

Самый ранний паровоз, ходивший по Ливерпуль-Манчесткерской дороге был построен в 1827 году и назывался "Ланкастерская ведьма". От него остались только чертежи и рисунки.

Частично препарированный макет наиболее знаменитого паровоза Стефенсона "Ракета" образца 1929 года, выставленный в Британском железнодорожном музее. Этот паровоз также курсировал между Ливерпулем и Манчестером. В нише на заднем плане — статуя основоположника железнодорожного транспорта.

В 1830 году Стефенсон усовершенствовал "Ракету", присвоив фактически новому паровозу то же название (во избежание путаницы его иногда называют "Ракета-2"). Этот локомотив сохранился до наших дней и выставлен в Британском инженерно-техническом музее, хотя некоторые детали (например, шатуны) утрачены.Обратите внимание, что ведущие колеса паровоза деревянные.

По образцу второй "Ракеты" с некоторыми изменениями в том же 1830 году был сделан паровоз "Нортумбриан".

Чертеж паровоза "Планета" - наиболее совершенного локомотива Стефенсона из всех построенных к моменту открытия Ливерпуль-Манчестерской дороги.

Современная ходовая реплика "Планеты".
Интересно, а у нас когда-нибудь сделают действующую копию первого русского паровоза Черепановых, построенного в 1834 году? Ведь это одна из тех вещей, которыми Россия вполне может гордиться.
|
</> |