Ну, за автобус!

топ 100 блогов vikond6511.09.2025 Ну, за автобус!

Ровно 100 лет назад, 11 сентября 1925 года, из сборочного цеха московского автозавода АМО (будущий ЗИЛ) выехал первый российский автобус, сделанный на базе полуторатонного грузовичка АМО-Ф15 (копия итальянского FIAT-15Ter), запущенного в серию годом ранее. 24 сентября он был представлен на Первой советской автомобильной выставке, открывшейся в Центральном парке культуры и отдыха.

По вместимости этот автомобиль больше соответствовал маршрутке, поскольку он имел всего 12 пассажирских мест (позже, за счет отказа от задней двери, в салон втиснули 14 сидений), а с учетом "стоячих" пассажиров — до 20. Четырехцилиндровый двигатель мощностью 35 лошадиных сил позволял развивать скорость на мощеных дорогах — до 50 км/ч, а на грунтовках — 40-45. При при этом он был довольно прожорлив, потребляя 28 литров бензина на 100 км. пробега.

Несмотря на столь скромные показатели и довольно высокую себестоимость, первенец российского автобусостроения после успешных ходовых и эксплуатационных испытаний был запущен в серию, а в следующем году — вышел на линии в Москве, где до этого использовались 35 импортных английских автобусов фирмы "Бритиш Лэйланд" .

Всего за пять лет было построено 192 автобуса АМО, что составлядо чуть больше 3% от выпуска грузовиков той же марки. Помимо Москвы и Подмосковья, они эксплуатировались в Киеве, Минске, Вятке, Перми, Челябинске, Томске, Туле, Красноярске, Иркутске, Нижнем Новгороде и целом ряде других городов. Правда, в большинстве из них автобусный парк состоял всего из нескольких машин. Например, по Челябинску в конце 1920-х годов ездили два общественных автобуса, а по Перми — пять. Разумеется, ни о какой регулярности движения речи не было.

Выпуск автобусов АМО-Ф15 (Интересно, что пассажирская модификация автомобиля не имела собственного обозначения и во всех документах проходила под тем же буквенно-цифровым индексом, что и грузовик) продолжался до 1931 года, а эксплуатация — примерно до конца 1930-х, после чего их заменили более совершенными машинами. К сожалению, до наших дней ни один такой автобус не сохранился.

На заставке — первый российский автобус АМО-Ф15, а также — рабочие и инженеры завода АМО, которые участвовали в его постройке.

Ну, за автобус! 34-1-1.jpg
Шасси АМО-Ф15, на которое монтировали самые разные кузова — от простой грузовой платформы до стального бронекорпуса с поворотной башней броневика БА-27.

Ну, за автобус! 30-1.jpg
Сборка деревянных автобусных кузовов на заводе АМО.

Ну, за автобус! 26-16.jpg
Место водителя и пассажирский салон АМО-Ф15 при виде сквозь лобовое стекло. Как видите, этот автобус, как и грузовик, был праворульным.

Ну, за автобус!
Серийные автобусы на складе готовой продукции, 1927 год.

амо.jpg
Пассажирский АМО-Ф15 на окраине Москвы.

Ну, за автобус! 26-1.jpg
Троице-Сергиева лавра в начале 1930-х годов. Внизу виден автобус АМО-Ф15 с однодверным вариантом кузова.

Ну, за автобус! 37161131796_20fb7a011b_b.jpg
Коллекционная модель автобуса, на которой можно увидеть один из вариантов его окраски.

Ну, за автобус! img_9145-scaled.jpg
Модель однодверной модификации в другой расцветке.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Впервые с 2010 году скажу, что в городе с дорогами стало гораздо хуже, чем это было при Тархове или при Лиманском. Права была Лебеда, когда говорила, что Дима бестолковый и раскроется это через 2-3 года его работы. Уважаемые знатоки, а есть ли какой-то механизм отзыва мэра? Ну к кому ...
Дорогие друзья! А вам хочется лета? Савво-Сторожевский монастырь Автор фото: Сергей Шуляк http://forum.pravmir.ru/foto/showphoto.php?photo=2885 ...
Напался в Интернет на смелое мнение (которое, в трусливой форме не смею разделять) ...
      П ринято считать, что проблемы с работой щитовидной железы вызваны недостатком йода, а значит, решаться должны приемом капель с содержанием этого микроэлемен ...
В продолжение обсуждений, начатых в комментариях к https://alan-a-skaz.livejournal.com/176694.html и продолженных отдельными постами https://alan-a-skaz.livejournal.com/176911.html Броня и математика.1., https://alan-a-skaz.livejournal.com/177345.html Броня и математика.2., ...