«Даун» – это навсегда?
olga_srb — 15.01.2019 Многим людям знакомо слово «даун» - так обыватели именуют не только лиц с определенной генетической патологией, но и всех, кто, по их мнению, обладает скромным интеллектом. Я категорически против любых уничижительных наименований, в том числе – против использования устаревшей медицинской терминологии в качестве оскорблений, и призываю называть пациентов тактично – людьми с синдромом Дауна. Между тем, слово «даун» прочно закрепилось в языке и сознании, но в последнее время оно обретает новый смысл…Несколько лет назад в нашу реальность вошло явление, название которого начинается с тех же четырех букв: дауншифтинг. Не имея никакой связи с фамилией врача Джона Дауна, впервые описавшего упомянутое нарушение, это слово является калькой английского «downshifting» и обозначает изменение образа жизни, при котором человек отказывается от карьерных амбиций и иных ценностей потребительского общества. Несмотря на то, что дауншифтинг имеет национальные особенности, во всех странах он вызывает неоднозначную оценку, хотя замедление жизни и разумная экономия времени и денег обычно находят положительные отклики.
Всплеск радикального дауншифтинга в нашей стране прекратился весьма быстро, но его умеренные формы с преобладанием экологического и психологического подтекстов продолжают развиваться, доказывая, что данный «даун-» - это навсегда.
И вот появляется новое «понижение», новый «даун»- - даунсайзинг…
Удивительно, но мы даже не заметили, как стали участниками масштабного даунсайзинга, когда ответственными товарищами по всей стране были инициированы сокращения кадров с целью снижения затратной части бюджета.
Однако если кому-то удалось остаться в стороне от структурных производственных преобразований, то зайдя в любой (!) магазин, каждый попадет в зону активного даунсайзинга! Каким образом? Сейчас поясню.
Многие покупатели смотрят на стоимость, производителям и реализаторам товаров велено сдержать «рост цен», но инфляция не желает успокаиваться - это противоречие становится источником вдохновения для даунсайзинга.
Как получить искомую прибыль, обобрав покупателя незаметно? Ответ лежит на поверхности: положить в привычную упаковку меньше товара.
И вот привычный «литр молока» превращается в 930 или в 837 мл, пачка творога и сливочного масла, которые в сознании потребителя по-прежнему «тянут» на 200 г, облегчаются до 180-ти (некоторые производители втихаря уже и по 170 г фасуют), а в традиционные килограммовые упаковки насыпается 900 и 800 г крупы.
Совершенно очевидно, что весь этот обман покупательского восприятия, который и является даунсайзингом, рассчитан на то, что с некруглыми числами сложнее производить математические манипуляции, вычисляя стоимость килограмма для сопоставления цен разных производителей. Советский пищепром не утомлял покупателей сложными вычислениями: весь товар (за исключением консервов) фасовался в упаковки по 50, 100, 200, 250, 500 и 1000 г. Если раньше любой мало-мальски грамотный потребитель мог без труда умножить стоимость 200, 250 и 500 г на пять, четыре и два соответственно, то теперь ему приходиться решать задачки не в одно действие! Покупатель, склонный к поиску простых решений, так и продолжает умножать 180 - на 5, 230 – на 4, а 420 – на 2, получая обманные произведения из округленных не в свою пользу множимых.
Однако будем объективны: на фоне массового надувательства можно обнаружить вот такие чудесные проблески
Двести двадцать один грамм – это комплимент покупателю, который утомился складывать дроби и совершать коммутативные операции.
И вот теперь главный вопрос: даунсайзинг – это навсегда? Или наступит эра честного предпринимательства, свободного не только от откровенного обмана, но и от лукавых уловок?
|
</> |