рейтинг блогов

Цвета военного неба (63): «Потрошители» на востоке

топ 100 блогов owl_9917.06.2023

«Потрошители» на востоке

В воспоминаниях советских и союзных им лётчиков, встречавшихся с Fw 190, самолёт получил диаметрально противоположные характеристики — от «самый страшный противник» до «тяжёлый и не слишком манёвренный». Разумеется, многое зависело от того, в каких обстоятельствах проходили эти встречи и к какому роду авиации относились «Фокке-Вульфы». Сейчас мы остановимся на истребительной авиации советско-германского фронта и внешнем виде её Fw 190 модификации A, она же «Антон» в соответствии с немецким фонетическим алфавитом.

Немецкая авиастроительная фирма «Фокке-Вульф» традиционно присваивала своим проектам «птичьи» имена. Новый истребитель с министерским индексом «190» не стал исключением, получив название «Вюргер» (Würger) в честь небольшой хищной птички, по-русски именуемой сорокопутом, а в немецком и научно-латинском вариантах известной как «душитель», «потрошитель» и «приносящий в жертву», благодаря своим милым повадкам накалывать добычу на шипы растений и разрывать её на части.

​Фонарь кабины Fw 190, схема из руководства по эксплуатации самолёта - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Фонарь кабины Fw 190, схема из руководства по эксплуатации самолёта

Этот проект разрабатывался с 1938 года как прямой конкурент будущих модификаций уже состоявшего на вооружении «Мессершмитта» Bf 109. Благодаря значительному росту мощности перспективных двигателей уже не было насущной необходимости в пользу большей скорости жертвовать остальными качествами, поэтому конструкторы с самого начала уделили много внимания манёвренности и управляемости машины, снижению нагрузок на ручку управления, хорошему обзору из кабины, повышению прочности и защищённости конструкции, а также общему улучшению эксплуатационных характеристик, создав в итоге самолёт-солдат, настоящую рабочую лошадь войны.

Из числа «врождённых» конкурентных преимуществ Fw 190 перед Bf 109 можно назвать лучшую прочность конструкции, более широкую колею колёс, сохранение хорошей управляемости на высоких скоростях и каплевидный фонарь кабины с минимумом переплёта, один из первых в истории самолётов-истребителей.

Во время испытаний и доработок машин предсерийной партии A-0 истребитель получил дополнительный «плюс» в виде шести точек стрелкового вооружения, ставших стандартом для серийных истребителей модификации Fw 190A. Правда, поначалу преимущество это было лишь потенциальным, потому что на части экземпляров серии Fw 190A-1 крыльевые пушки MG FF не ставили, а без них вооружение сокращалось до заведомо неадекватного по тем временам квартета синхронных пулемётов винтовочного калибра — двух в носу и двух в корневой части плоскостей крыла.

Огневое преимущество 190-го стало безусловным с модели Fw 190A-2, когда крыльевую пару MG 17 заменили пушками MG 151/20, после чего даже с облегчённым вооружением Fw 190 превзошёл как своего современника Bf 109F, так и более позднего Bf 109G в базовой «трёхточечной» модификации. Полный комплект оружия делал мощь огня «Вюргера» просто подавляющей. Хотя и тут без «ложки дёгтя», как обычно, не обошлось: наличие двух типов пушек с разной баллистикой не лучшим образом сказывалось на кучности стрельбы. Из-за этого некоторые лётчики и их командиры предпочитали снимать внешнюю пару пушек, разменивая оружие, в эффективности которого они сомневались, на некоторое улучшение манёвренности и скороподъёмности истребителя. Сокращённый вариант стрелкового вооружения также использовался на подавляющем большинстве ударных субмодификаций Fw 190A.

​Шесть точек стрелкового вооружения «Вюргера». Схема из руководства по эксплуатации Fw 190A-1 - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Шесть точек стрелкового вооружения «Вюргера». Схема из руководства по эксплуатации Fw 190A-1

Во втором квартале 1941 года Fw 190A-0 не без проблем, но всё же прошли войсковые испытания, а в середине лета только начавшие выходить с завода истребители модели Fw 190A-1 стали поступать в строевые части, «державшие фронт» на берегу Ла-Манша, где быстро продемонстрировали своё превосходство над современными им истребителями противника.

До конца года перевооружение на новый тип завершили все три истребительные группы эскадры JG 26, но о других театрах командование люфтваффе тоже не забывало. В октябре несколько Fw 190 появились на аэродроме II./JG 54 в северо-западном секторе советско-германского фронта. Однако до участия в боевых вылетах их тогда так и не допустили, потому что ненадёжные и постоянно перегревающиеся вплоть до пожаров в отсеке вооружения двигатели, с которыми худо-бедно удавалось справляться на хорошо технически оснащённых «капитальных» авиабазах Западной Европы, оказались сущим кошмаром в полевых условиях. Поэтому уже в ноябре самолёты вернули обратно.

​Зелёно-зелёные «Фокке-Вульфы» группы I./JG 51 во время переучивания в Езау - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Зелёно-зелёные «Фокке-Вульфы» группы I./JG 51 во время переучивания в Езау

По иронии судьбы буквально через пару недель после этого технический персонал JG 26 сумел разработать несложную модификацию, разом снимавшую большую часть проблем с надёжностью силовой установки. Но тогда «поезд уже ушёл», а приоритет в последующих поставках оставался за Западным фронтом, где к июлю 1942 года на Fw 190 летали уже девять истребительных групп. Десятая находилась в процессе перевооружения и относилась к норвежской группировке люфтваффе — точнее, к той её части, что действовала против Англии. Месяцем позже дело дошло до перевооружения второй из «западно-норвежских» истребительных групп и первой из «русских».

«Мёльдерсы»

10 августа I группу эскадры JG 51 отозвали на тыловую базу эскадры в Езау (Восточная Пруссия), где она взамен своих старых «Мессершмиттов» Bf 109F-2 получила комплект новеньких Fw 190 моделей A-2 и A-3 (последняя выпускалась параллельно с «двойкой» и представляла собой тот же планер, но с другой модификацией двигателя несколько большей мощности).

По выходу с завода эти самолёты несли стандартный серый истребительный камуфляж 1941 года из тёмного с зеленоватым отливом RLM 74 Dunkelgrau и более светлого с фиолетовым RLM 75 Mittelgrau на верхних и боковых поверхностях при светло-серых RLM 76 Lichtblau нижних. По мнению ряда авиационных командиров, для действий над территорией СССР оптимальной была более тёмная окраска зелёных оттенков.

​Fw 190A-3 W.Nr.130539 с облегчённым вооружением, закреплённый за командиром I./JG 51 гауптманом Генрихом Краффтом (Heinrich Krafft) ещё во время переоснащения части новыми самолётами. На нём он потом участвовал в первых боях «Фокке-Вульфов» на Восточном фронте под Ленинградом и Вязьмой, доведя личный счёт до 78 побед, и на нём же 14 декабря 1942 года был сбит зенитным огнём в районе Ржева. По имеющейся информации, лётчик воспользовался парашютом или сел на вынужденную, но потом был убит советской пехотой - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-3 W.Nr.130539 с облегчённым вооружением, закреплённый за командиром I./JG 51 гауптманом Генрихом Краффтом (Heinrich Krafft) ещё во время переоснащения части новыми самолётами. На нём он потом участвовал в первых боях «Фокке-Вульфов» на Восточном фронте под Ленинградом и Вязьмой, доведя личный счёт до 78 побед, и на нём же 14 декабря 1942 года был сбит зенитным огнём в районе Ржева. По имеющейся информации, лётчик воспользовался парашютом или сел на вынужденную, но потом был убит советской пехотой

В практику эту идею воплотила эскадра JG 54, ещё летом-осенью 1941 года вернувшаяся к зелёно/зелёному камуфляжу, аналогичному окраске 1939 года, к тому времени оставшейся стандартом только для бомбардировочной авиации, только с современной «истребительной» RLM 76 на нижних поверхностях. JG 51 ни тогда, ни позже не считала нужным использовать такой камуфляж на своих «Мессершмиттах», зато Fw 190 в 1942–1943 гг. исправно перекрашивала.

В зависимости от того, какие краски были доступны исполнителям в данный конкретный момент, могли использовать либо стандартную пару из RLM 70 Schwarzgrün (более тёмный оттенок) и RLM 71 Dunkelgrün (более светлый), либо только одну из этих красок (обычно RLM 71) и самостоятельно намешанный второй зелёный цвет (обычно более светлый). Нижние поверхности оставались без изменений.

Самолёты также получали стандартные жёлтые элементы быстрого опознавания Восточного фронта и (только на левом борту) эмблемы эскадры на капоте и группы под козырьком кабины. Впрочем, уже зимой 1942–1943 гг. эмблемы накрашивать перестали.

​Fw 190A-2 или A-3 из состава III./JG 51, начало 1943 года. Зелёный самолёт на фоне белого снега, несомненно, издалека бросался в глаза - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-2 или A-3 из состава III./JG 51, начало 1943 года. Зелёный самолёт на фоне белого снега, несомненно, издалека бросался в глаза

Приём и сдача техники, отдых и переучивание персонала заняли ровно месяц, после чего группа вернулась к боевой работе. В последних числах сентября её лётчики открыли боевой счёт Fw 190 на Восточном фронте.

7 октября настала очередь II группы ехать в Езау. Там она тоже сменила Bf 109F на комплект Fw 190A-2 и A-3, но лишь для того, чтобы в первых числах ноября провести новое перевооружение — на этот раз на Bf 109G-2 в тропическом исполнении. Уже на них группа отправилась в дальний перелёт на только что открывшийся Тунисский фронт, оставив на месте один из своих отрядов.

6./JG 51 командование решило всё же вооружить «Фокке-Вульфами» и вернуть на Восточный фронт в качестве специализированного истребительно-бомбардировочного подразделения эскадры, так что 26 ноября эскадрилью переименовали в Stabsstaffel/JG 51. Несмотря на такое название, к собственно штабу и штабному звену эскадры прямого отношения она не имела. Впрочем, рассказ о частях и подразделениях ударных Fw 190 выходит за рамки данной статьи.

​Fw 190A-4 из отряда 3./JG 51 в недавно нанесённом зелёно-зелёном камуфляже, Орёл, середина 1943 года - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 из отряда 3./JG 51 в недавно нанесённом зелёно-зелёном камуфляже, Орёл, середина 1943 года

Лётчики III группы проходили переучивание в Езау с 12 ноября по 17 декабря, но полного комплекта самолётов для них тогда не нашлось, поэтому часть завершила перевооружение с Bf 109F на Fw 190A уже в ходе январских боёв.

Вскоре после нового года начала перевооружение и IV группа, занимавшаяся этим «без отрыва от производства». Из-за этого процесс занял почти два месяца, но зато лётчики IV./JG 51 первыми в эскадре получили самолёты более поздней модели Fw 190A-4, в марте дополненные Fw 190A-5.

От предшественников «четвёрку» отличало наличие более современной радиостанции, внешне отразившееся в появлении маленькой радиомачты на верхушке киля, а начиная с «пятёрки» немного удлинили мотораму, улучшив тем самым балансировку самолёта при полёте с бомбой или бензобаком на подфюзеляжном держателе, но в плане ведения воздушного боя улучшений по сравнению с Fw 190A-3 не наблюдалось. Только на Fw 190A-6 конструкторы добились повышения эффективность ведения огня, заменив устаревшие MG FF во внешних частях консолей на MG 151/20 и избавившись, наконец, от пушечного разнотипья.

​Fw 190A-3 с полным вариантом вооружения, на котором в декабре 1942 года летал под Вязьмой командир 3./JG 51 обер-лейтенант Хайнц Ланге (Heinz Lange, 70 побед по итогам войны) - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-3 с полным вариантом вооружения, на котором в декабре 1942 года летал под Вязьмой командир 3./JG 51 обер-лейтенант Хайнц Ланге (Heinz Lange, 70 побед по итогам войны)

Тем временем, весной 1943 года остальные группы JG 51 прошли перевооружение со старых Fw 190A-2 и A-3 на новые Fw 190A-4 и A-5. Первая провела эту замену в феврале-марте, а третья в марте-апреле, после чего в апреле наименее изношенные из высвободившихся истребителей передали в испанскую «Голубую эскадрилью» 15./JG 51, до того момента летавшую на совсем уж старых Bf 109F. С этого момента все части и подразделения эскадры «Мёльдерс» на Восточном фронте стали воевать только на Fw 190.

С началом каждой военной зимы «Фокке-Вульфы», как и прочие самолёты люфтваффе на Русском фронте, получали сезонную маскировочную окраску: на верхние и боковые поверхности машин поверх обычного камуфляжа наносили временное (смываемое) белое покрытие, тщательно обходя все национальные, тактические и индивидуальные обозначения.

«Зелёное сердце» и «Шлагетер»

Зимой 1942–1943 гг. эскадра JG 54 тоже стала получать Fw 190 моделей A-4 (с ноября месяца) и A-5 (с января), поступавшие на вооружение I (с ноября) и II (с декабря) групп. Их тоже сначала перекрашивали в зелёные цвета поверх заводской окраски, а потом наносили смываемое белое покрытие, старательно обводя опознавательные знаки, тактические обозначения и эмблемы частей (щит группы на капоте и зелёное сердце эскадры на борту кабины).

​Fw 190A-4, поначалу попавший в II./JG 54, но затем переданный в I группу, в феврале 1943 года заходит на посадку в Красногвардейске (Гатчина). Судя по бортовому номеру, это может быть W.Nr.147143 командира 1./JG 54 обер-лейтенанта Вальтера Новотны (Walter Nowotny, 258 побед за войну) - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4, поначалу попавший в II./JG 54, но затем переданный в I группу, в феврале 1943 года заходит на посадку в Красногвардейске (Гатчина). Судя по бортовому номеру, это может быть W.Nr.147143 командира 1./JG 54 обер-лейтенанта Вальтера Новотны (Walter Nowotny, 258 побед за войну)

В отличие от соседей по фронту, JG 54 не пыталась провести перевооружение группы целиком, а отправляла лётчиков в тыл поотрядно, дабы не прекращать выполнение текущих боевых задач. Поэтому на протяжении нескольких месяцев «зелёные сердца» воевали на двух типах истребителей одновременно.

В I./JG 54 Bf 109G-2 оставались в заметных количествах до февраля 1943 года, окончательно исчезнув из боевого состава в апреле, а во II группе они продержались до августа.

III группа к перевооружению приступить не успела, в январе 1943 года получив приказ о переводе на Западный фронт. Это решение стало началом исполнения глобального и более чем спорного плана по ротации частей разных фронтов, согласно которому эскадры JG 26 и JG 54 предполагалось поменять местами.

​Fw 190A-4 из состава I./JG 54, демонстрирующий быстрый износ зимнего белого покрытия - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 из состава I./JG 54, демонстрирующий быстрый износ зимнего белого покрытия

В феврале III./JG 54 вместе с приданным ей отрядом 4./JG 54 убыла во Францию, а на востоке их заменили I./JG 26 и 7./JG 26. «Западники» сделали остановку в Восточной Пруссии, получив там истребители Fw 190A-4 и A-5 с временным зимним камуфляжем поверх заводской окраски RLM 74/75/76, обойдясь без предварительного перекрашивания в зелёные цвета.

При хорошей укрывистости в свежем виде белое покрытие отличалось малой стойкостью к воздействию окружающей среды и случайным повреждениям в процессе эксплуатации самолётов. Впрочем, из-за временного характера зимней окраски это являлось не проблемой, а основой для «весеннего» камуфляжа из пятен белого цвета, оставшихся от исходного «маскхалата», и пятен ранее скрытой под ним зелёно/зелёной или серо/серой окраски. Встречались такие камуфляжи во всех трёх эскадрах Восточного фронта.

​Fw 190A-4 с полным вариантом вооружения — один из нескольких истребителей, на которых в конце зимы и начале весны 1943 года летал под Ленинградом командир отряда 1./JG 54 обер-лейтенант Вальтер Новотны - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 с полным вариантом вооружения — один из нескольких истребителей, на которых в конце зимы и начале весны 1943 года летал под Ленинградом командир отряда 1./JG 54 обер-лейтенант Вальтер Новотны

После окончательного схода снежного покрова с самолётов до следующей зимы смыли и остатки белой краски. Эскадра JG 26 до конца пребывания на востоке вполне довольствовалась стандартной заводской окраской своих истребителей, не видя необходимости в смене расцветки камуфляжа. Две другие эскадры продолжали практику перекрашивания новых машин в два зелёных цвета, но постепенно уменьшали процент таких самолётов, соответственно увеличивая число истребителей в сером камуфляже. В разгар весны к описанным двум вариантам окраски верхних и боковых поверхностей Fw 190 технический персонал JG 54 добавил третий, зелёно-коричневый, ранее уже применявшийся на «Мессершмиттах» той же эскадры параллельно с зелёным.

Он состоял из пятен одной-двух зелёных и коричневой красок. Последней могла быть стандартная тропическая RLM 79 Sandbraun, или же самостоятельно намешанная краска из тех материалов, которые сумели добыть «маляры», в том числе и трофейных. Использовался такой камуфляж преимущественно «Зелёным сердцем», но на машинах JG 51 он тоже встречался.

​Пара Fw 190A-5 из 5./JG 54 в трёхцветном зелёно/зелёно/коричневом камуфляже верхних и боковых поверхностей, лето 1943 года - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Пара Fw 190A-5 из 5./JG 54 в трёхцветном зелёно/зелёно/коричневом камуфляже верхних и боковых поверхностей, лето 1943 года

Середина 1943 года также ознаменовалась отказом JG 54 от использования групповых и эскадренных эмблем на самолётах Русского фронта (на Западном они сохранялись и дальше) и закрашиванием таковых на находящихся в строю истребителях, о чём свидетельствуют отличающиеся по тону пятна краски, заметные на многих фотографиях того периода.

Завершив свою «русскую» командировку, I./JG 26 убыла обратно во Францию в начале июня 1943 года, а 7./JG 26 последовала за ней месяц спустя. Поскольку «западные» подразделения JG 54 возвращать на восток никто не собирался, то для компенсации в июле сформировали новую IV группу этой эскадры. Укомплектовали её истребителями Bf 109G, но параллельно с ними в августе-сентябре часть использовала несколько Fw 190A-4 и A-5, в октябре «Фокке-Вульфов» в боевом составе не оставалось, но с ноября 1943 по март 1944 гг. вместе с «Мессершмиттами» снова действовало небольшое число Fw 190A-4, A-5 и A-6.

​Fw 190A-4 с облегчённым вооружением, приписанный к штабу JG 54, северный фас Курской дуги, лето 1943 года. Вопреки обыкновению, шевроны в данном случае не играли роль индивидуальных обозначений, так как они были идентичны на всех самолётах подразделения, и различались машины только маленькими номерами на капоте и/или фюзеляже - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 с облегчённым вооружением, приписанный к штабу JG 54, северный фас Курской дуги, лето 1943 года. Вопреки обыкновению, шевроны в данном случае не играли роль индивидуальных обозначений, так как они были идентичны на всех самолётах подразделения, и различались машины только маленькими номерами на капоте и/или фюзеляже

«Шестёрка» пошла на Русский фронт в июле 1943 года, всего на месяц позже, чем на Западный, и сразу во все вооружённые «Вюргерами» части за исключением испанского отряда, став основной и наиболее многочисленной моделью Fw 190 на востоке. Забегая вперёд, можно отметить, что более поздняя версия Fw 190A-7 оказалась чисто «западным» явлением, зато массовая Fw 190A-8 на восток пошла с июля 1944 года, а последний суб-вариант Fw 190A-9 в сентябре того же года начал поступать на оба фронта сразу.

В техническом плане это был всё тот же истребитель, но у «семёрки» надмоторные синхронные пулемёты MG 17 заменили крупнокалиберными MG 131, а начиная с Fw 190A-8 в стандартную комплектацию самолёта вошли крепления и трубопроводы для установки в фюзеляже либо дополнительного бензобака, либо бака под водометаноловую смесь для экстренного повышения мощности двигателя (система MW50). Кроме того, в процессе производства «восьмёрки» удалось поднять мощность двигателя, а на «девятку» поставили ещё более мощный и высотный мотор — впрочем, последнее качество для Восточного фронта было не слишком актуально.

​Fw 190A-6 W.Nr.550207 из состава 5./JG 54, летом 1943 года летавший в стандартной заводской окраске - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-6 W.Nr.550207 из состава 5./JG 54, летом 1943 года летавший в стандартной заводской окраске

К началу весны 1943 года «Фокке-Вульфы» Восточного фронта вышли на первый пик численности — они тогда состояли на вооружении шести истребительных групп из 14. Лётчикам самолёт нравился, и многие ставили его выше Bf 109G, но в итоге истребителям вышла боком универсальность и большая востребованность Fw 190 у других видов боевой авиации. Суммарной производительности выпускавших Fw 190 заводов банально не хватало на выполнение всех заявок, а так как в роли истребителя-бомбардировщика и штурмовика Fw 190 оказался фактически безальтернативным, то «оптимизационному секвестированию» подвергли истребительные части.

В конце июля 1943 года IV./JG 51 сменила свои Fw 190A-4, A-5 и несколько недавно полученных A-6 на Bf 109G-2 и G-6. В январе-феврале 1944 года испанская 15./JG 51 пересела с Fw 190A-3 на Bf 109G-6, затем в феврале перевооружение на Bf 109G-6 прошла I группа той же эскадры, а III группа начала сдавать свои Fw 190A в марте, но «Мессершмитты» получила только в апреле. Таким образом, если рассматривать только «чистые» истребители, то Fw 190 на Русском фронте остались только в I и II группах JG 54.

​Fw 190A-5 W.Nr.410004 Вальтера Новотны, уже гауптмана и командира группы I./JG 54, Витебск, октябрь 1943 года. Самолёт несёт зелёно-зелёный камуфляж, но уже не столь архаичного по исполнению стиля, которым отличался внешний вид более ранних машин - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-5 W.Nr.410004 Вальтера Новотны, уже гауптмана и командира группы I./JG 54, Витебск, октябрь 1943 года. Самолёт несёт зелёно-зелёный камуфляж, но уже не столь архаичного по исполнению стиля, которым отличался внешний вид более ранних машин

В конце мая 1944 года IV./JG 54 убыла в Германию для перевооружения с Bf 109G-6 на Fw 190A-8, вернувшись на фронт в конце июня, но пробыла на востоке недолго и уже в конце сентября отправилась на Западный фронт.

В июне произошла ещё одна «рокировка»: 4./JG 54 вернулась на Восточный фронт, а взамен на запад убыла 2./JG 54, но в августе, когда началось переформирование истребительных групп на четырёхэскадрильный штат, в I группе сформировали новый отряд 2./JG 54, а старый под новым номером официально ввели в состав III группы.

В августе на арктическом фланге советско-германского фронта появилась группа IV./JG 5 со смешанным вооружением из Bf 109G и Fw 190A-3 и A-8, но в ноябре её опять вернули на «западно-норвежский» театр. К слову, это было не первое появление «Вюргеров» на Крайнем Севере: ещё в январе-феврале 1943 года на Fw 190A-3 в Петсамо сформировали 14.(Jabo)/JG 5, но, как уже говорилось выше, история ударных Fw 190 лежит за рамками данной работы.

​Fw 190A-6 W.Nr.550528, на котором в июне 1944 года летал в Финляндии командир II./JG 54 майор Эрих Рудорффер (Erich Rudorffer). Самолёт несёт стандартную окраску RLM 74/75/76, но выглядит темнее обычного из-за подкрашиваний и смены тактических обозначений (прежде он состоял на балансе I группы) - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-6 W.Nr.550528, на котором в июне 1944 года летал в Финляндии командир II./JG 54 майор Эрих Рудорффер (Erich Rudorffer). Самолёт несёт стандартную окраску RLM 74/75/76, но выглядит темнее обычного из-за подкрашиваний и смены тактических обозначений (прежде он состоял на балансе I группы)

В 1944 году зелёные и зелёно/коричневые камуфляжи Русского фронта сохранились только на старых «Фокке-Вульфах», оставшихся с предшествующего года, а практика перекрашивания новых самолётов окончательно ушла в прошлое. Единственной «региональной особенностью» стал более плотно окрашенный борт вместо обычных полупрозрачных пятен, но за рамки стандартов это уже не выбивалось. Да и совсем не факт, что эффект затемнения камуфляжа получился сознательно, а не стал побочным результатом частого подкрашивания во время ремонтов и закрашивания старых тактических обозначений при передаче машин в другие подразделения.

Таким образом, большинство истребителей того периода несли серый камуфляж RLM 74/75/76, а под самый конец года начали поступать машины, окрашенные по новому зелёно-коричневому стандарту с коричнево-фиолетовой краской RLM 81 Braunviolett и одной из двух зелёных: более тёмной RLM 83 Dunkelgrün, или более светлой RLM 82 Hellgrün. Параллельно применялись и камуфляжи «переходного типа» с RLM 75 в паре с RLM 82 или 83 на верхних и боковых поверхностях. Кроме того, на части машин позднего выпуска нижние поверхности полностью или частично могли быть окрашены так называемой RLM 84 — той же RLM 76, только с нестандартным желтовато-зелёным оттенком.

Анно Домини 1945

В январе 1945 года после неудачного завершения контрнаступления в Арденнах и сомнительного успеха операции «Боденплатте» немцы перебросили значительные силы люфтваффе на защиту восточных рубежей рейха, в том числе восемь истребительных групп на Fw 190A и Fw 190D: I. и II./JG 1, IV./JG 3, II./JG 4, I. и II./JG 6, I. и III./JG 11, III./JG 54. В этот момент ягдваффе вообще и «Фокке-Вульфы»-истребители в частности вышли на Восточном фронте на рекордную численность в 25 и 10 групп соответственно.

​Fw 190A-8, на котором в начале весны 1945 года летал с острова Узедом новый командир II./JG 1 гауптман Пауль-Генрих Дене (Paul-Heinrich Dähne, 98 побед за войну), а если судить по сохранившейся «ленте обороны рейха», то прежде это могла быть машина временного командира группы обер-лейтенанта Фрица Вегнера (Fritz Wegner, 6 побед) - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-8, на котором в начале весны 1945 года летал с острова Узедом новый командир II./JG 1 гауптман Пауль-Генрих Дене (Paul-Heinrich Dähne, 98 побед за войну), а если судить по сохранившейся «ленте обороны рейха», то прежде это могла быть машина временного командира группы обер-лейтенанта Фрица Вегнера (Fritz Wegner, 6 побед)

Но пик был пройден достаточно быстро, и уже в начале февраля I./JG 1 вернули на запад для переучивания на реактивные истребители He 162, а в начале апреля за ней последовала и II./JG 1. Зато в том же месяце прошло последнее за время войны перевооружение с Bf 109 на Fw 190: после отступления из Восточной Пруссии IV./JG 51 на короткое время остановилась на острове Узедом напротив устья Одера, где получила Fw 190 моделей A-8, A-9 и D-9 и в последние недели войны воевала уже на них.

«Вюргеры», как и люфтваффе в целом продолжали сражаться на Восточном фронте вплоть до конца апреля и первых чисел мая, а потом часть групп получила приказ перелететь на запад, дабы сдаться не советским, а британским и американским войскам.

​Fw 190A-9 из состава 13./JG 51 на вынужденной посадке в апреле-мае 1945 года - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-9 из состава 13./JG 51 на выну

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приветствую вас, дорогие друзья! В последнее время мне было немного не до стройплощадок МЦД, но вчера у меня появилось свободное время и я решил порадовать и вас, и самого себя. Сначала я осмотрел строительную площадку полюбившейся мне платформы Митьково, а затем осмотрел по ...
Был у меня знакомый, жена которого через какое-то время после свадьбы (года два все же прошло) принялась выяснять "пределы возможного". Началось с мелочей, потом больше, круче. Короче третий год их совместной жизни завершился тем, что как-то ночью ...
Сегодня должно состояться первое публичное выступление Трампа после изгнания из Белого Дома и как я уже писал неделю назад демократы были в полной панике будто реально опасались контр-переворота. Сразу скажу, что лично я в возможность контр-переворота в ближайшее время не верю и даже рад ...
Когда я потратил на сообщества в социальных сетях первые 10 000 000 рублей, меня называли сумасшедшим. Когда сумма инвестиций превысила планку в 30 000 000 рублей, бредом затею уже не называли, а просто наблюдали, что будет дальше. После того, как я не обанкротился спустя год, меня по ...
Ни малейшего сомнения - Швеция была права выбрав отказ от изоляции, нет ни массовой потери населения, ни мешков для трупов, ни трупов, которыми они завалены. Нет абсолютно ничего, что указывало бы на то, что это был провал, потому что нечего было бояться. Но к сожалению чтобы люди в это ...