Цвета военного неба (61): убийцы свистящих монстров (часть 1)
owl_99 — 15.06.2023Убийцы свистящих монстров
Заря новой эры
Отсчёт боевого применения реактивных самолётов стартовал с нескольких боевых вылетов «Мессершмиттов» Me 163B в мае 1944 года. Однако ракетопланы оказались тупиковой ветвью развития боевых самолётов, поэтому их стоит рассматривать отдельно от «нормальных» летательных аппаратов с турбореактивными двигателями, уже тогда ставшими «мейнстримом» авиационно-конструкторской мысли.
Первенство в применении таких аэропланов тоже принадлежит немцам, а конкретно — «Испытательной команде 262» (Erprobungskommando 262 — EKdo.262), ещё в конце июня 1944 года приступившей к боевому дежурству на «Месcершмитте» Me 262A в варианте перехватчика, которому присвоили название «Швальбе» (Schwalbe – нем. «Ласточка»). Сведения о датах и обстоятельствах самых первых боевых вылетов не сохранились, но известно, что погибший 18 июля командир части гауптман Вернер Тирфельдер (Werner Thierfelder) в своём последнем вылете пытался перехватить самолёт-разведчик противника.
26 июля Союзники впервые заметили Me 262 в воздухе, а не при дешифровке аэрофотоснимков. В тот день экипаж «Москито» PR Mk.XVI из 544-й эскадрильи RAF обнаружил, что их нагоняет неприятельский самолёт. Флайт-лейтенант Альберт Уолл (Albert E. Wall), как обычно в таких ситуациях, дал полный газ, но противник быстро сократил дистанцию и пошёл в атаку. Раз за разом британец уходил из-под удара резкими виражами, но время работало против него, поэтому после очередной атаки он круто спикировал в облака, а когда через несколько минут снова вышел из них, никого поблизости не обнаружил.
Пилот из EKdo.262 принял пике разведчика за падение, а потому заявил победу и получил подтверждение. В действительности ни один из его выстрелов не попал в цель, хотя «Москито» всё же не обошёлся без повреждений: перегрузками сорвало крышку бортового люка, и тот угодил по хвостовому оперению. Машина уверенно держалась в воздухе, но экипаж на всякий случай решил лететь в Италию, до которой от Баварии было ближе, чем до Франции.
Примерно тогда же состоялся и боевой дебют «Штурмфогеля» (Sturmvogel – нем. «Буревестник») — Me 262A в варианте истребителя-бомбардировщика. Выделенная из группы I./KG 51 команда майора Вольфганга Шенка (Wolfgang Schenck) 20 июля получила приказ перебазироваться во Францию, но когда именно она начала боевые вылеты, тоже точно не известно. Самолёты команды «Шенк» должны были бомбить плацдармы в Нормандии и наступающие в районе Кана британские и канадские войска, но если эти вылеты и состоялись, они остались не замеченными разведкой противника. Только по второй половине августа появилась достоверная информация с обеих сторон фронта о проводивших бомбометание реактивных самолётах.
28 августа реактивная авиация прошла ещё одну историческую веху. В тот день во время перебазирования команды обер-фельдфебель Хиеронимус Лауэр (Hieronymus Lauer) заблудился, растратил горючее в попытках восстановить ориентировку и подошёл к аэродрому уже на последних каплях топлива. Едва он начал заход на посадку, как левый двигатель остановился, и именно в этот момент лётчик заметил сыпавшуюся на него сзади-сверху четвёрку вражеских истребителей. Решив не дожидаться, когда его собьют, Лауэр плюхнулся на вспаханное поле прямо по курсу, выбрался из кабины и укрылся от обстрела в ближайшей роще, а тем временем чужаки в несколько заходов расстреляли его лежащий на брюхе самолёт.
Немецкий лётчик опознал в своих обидчиках «Спитфайры», но в действительности это были американцы на «Тандерболтах». 78-я истребительная группа летала на штурмовку железнодорожных объектов в Бельгии, и звено, ведомое командиром 82-й истребительной эскадрильи майором Джозефом Майерсом (Joseph Myers), обеспечивало прикрытие ударной группы.
С эшелона 11 000 футов (3350 метров) майор заметил идущий у самой земли одиночный бомбардировщик B-26 «Мародёр» и решил проверить, в чём дело. Снизившись, он опознал в предполагаемом союзнике вражеский Me 262, и начал атаку, но даже не успел открыть огонь, потому что неприятель вдруг сбросил газ и сел на брюхо. После все четыре американца совместной штурмовкой уничтожили «Мессершмитт» на земле, а ведомый второй пары 2-й лейтенант Мэнфорд Крой (Manford O. Croy) даже доложил, что сумел убить пилота, бежавшего к деревьям. Несмотря на некоторые спорные детали эпизода, Майерсу и Крою засчитали совместную воздушную победу. Для первого она стала 3½ из 4½ за войну, а для второго — ½ из 2½.
Сбить «Буревестник»
Первые реактивные истребители-бомбардировщики действовали преимущественно в одном достаточно узком секторе фронта, поэтому в самом начале их применения сложилось своеобразное «разделение труда» между Союзниками: американцы охотились на Me 262 во время эскортных и штурмовых вылетов вглубь неприятельской территории, а подданные короля встречали их непосредственно над полем боя.
Быстро выяснилось, что лишние полторы-две сотни км/час скорости дают достаточную гарантию безопасности и перехватить идущий на боевом режиме «реактив», пилот которого не желает вступать в бой и не допускает грубых ошибок, почти невозможно. Боестолкновения оказывались скоротечными и проходили на слишком больших дистанциях, чтобы всерьёз можно было надеяться добиться достаточного числа попаданий. Поэтому результативность атак Me 262 и Ar 234 оказалась заметно ниже, чем в случае противодействия поршневым машинам противника.
Наглядно это можно проследить по
соотношению побед категорий «Destroyed» и «Damaged». Если в
среднем, по статистике конца войны, одинаковой как для англичан,
так и для американцев, на каждые три вражеских самолёта,
засчитанных лётчикам как сбитые, приходился только один, записанный
как повреждённый, то в случае с «реактивами» в повреждённых
стабильно числилось в полтора раза больше, чем в уничтоженных.
Разница очевидна, даже если сделать поправку на редкость и ценность
такого «трофея», заставлявшего лётчиков и их командиров фиксировать
эпизоды, которые в обычной ситуации остались бы без внимания.
Разумеется, о полной неуязвимости не могло быть речи, потому что
всегда оставалось место для ошибок «пользователей», технических
неисправностей и просто неудачного стечения обстоятельств. И хотя
бы один из этих факторов просматривается в большинстве из поначалу
очень редких случаев сбития реактивного самолёта.
Счёт побед над Me 262 лётчики Британского Содружества сумели открыть 5 октября. В тот вечер 12 «Спитфайров» Mk.IX из 401-й эскадрильи RCAF, ведомые командиром этой части сквадрон-лидером Родериком Смитом (Roderick I.A. Smith), находились на патрулировании в районе обычного появления Me 262, и «контроль» навёл их на приближающуюся одиночную высокоскоростную цель.
Солнце стояло за спиной у канадцев, поэтому гауптман Ганс-Кристофф Буттман (Hans-Christoff Buttmann) из 3./KG 51 до последнего момента не замечал, что идёт прямо в засаду. Впрочем, капкан едва не щёлкнул вхолостую: несмотря на заранее озвученный командиром план атаки, часть лётчиков замешкалась с разворотом «все вдруг» и сразу отстала, успевшие среагировать помешали друг другу, перекрывая сектор огня, а оказавшийся впереди всех пилот почему-то промедлил с нажатием на гашетку и немец успел перевести машину в пикирование.
Чтобы сбить прицел преследователям, он начал бросать самолёт из стороны в сторону, но постоянно поливающие его огнём истребители всё же сумели добиться некоторого числа попаданий. Однако дистанция между охотниками и жертвой постоянно увеличивалась. В горизонтальном полёте «блицбомбер», вероятно, уже мог бы спокойно уйти, но вместо этого лётчик взял круто вверх. Так он разом сумел оставить далеко позади большинство преследователей, зато вышел на ту же высоту, что и два отставших из-за едва не случившегося столкновения «Спитфайра», и их пилоты не упустили свой шанс, открыв огонь по изрядно замедлившейся цели.
Первыми на скорость сваливания вышли «поршневики», но дело уже было сделано: «реактив» всё ещё поднимался вверх, но уже начал гореть и, окончательно потеряв скорость, обрушился вниз. Лётчик сумел покинуть гибнущую машину, но сделал это слишком поздно и парашют не успел раскрыться.
Случай сбить реактивный истребитель-бомбардировщик выдавался совсем не часто и до конца войны Королевские ВВС над линией фронта сумели добиться только семи «реактивных» побед. Немецкие данные подтверждают пять из них, сверх того из числа Me 262, записанных британским командованием в повреждённые, упало от двух до четырёх машин.
Из-за низкой результативности перехватов с начала ноября британцы начали дополнять патрульные полёты регулярной «охотой на крыс» — рейдами к аэродромам севернее Мюнстера, известным разведке союзников как основные гнезда «буревестников» KG 51. Впрочем, даже так результаты получились не слишком впечатляющими: ещё семь официальных воздушных побед, каждая из которых подтверждается немецкими данными, плюс 3-4 потерянных Me 262 в эпизодах с незасчитанными или незаявленными британскими победами.
После начала наступления в Арденнах география применения «штурмфогелей» расширилась. Начав «работу» по целям в американском секторе фронта, они стали встречаться и с истребителями янки. Однако результативность атак «Мустангов» и «Тандерболтов» оказалось ещё ниже, чем «Спитфайров» и «Темпестов»: всего одна засчитанная победа. Немецкие данные её опровергают, зато подтверждают одну или две победы из числа предположительных.
Это то, что касается боёв непосредственно над фронтом, а у немецких аэродромов американцы заявили сбитыми пять истребителей-бомбардировщиков. Все они подтверждаются немецкими данными, как и ещё 4-5 побед, оставшихся незасчитанными или незаявленными.
Охота на «Ласточку»
После нескольких недель «работы» по одиночным разведчикам EKdo.262 начала летать и на перехват бомбардировщиков, а затем прошла переформирование из экспериментально-боевой части в полноценную истребительную группу под названием «Команда Новотны».
7 октября 1944 года 8-е ВВС провели крупнейший с начала войны рейд на Германию. Его отражение стало первой крупной операцией Me 262A-1 и увенчалось первыми успехами истребителей Союзников в борьбе со «Швальбе».
Открыл список побед новый командир 82-й FS 78-й FG майор Ричард Коннер (Richard E. Conner), который во время эскортного вылета повёл восьмёрку «Тандерболтов» на проверку сообщения о «бандитах» и, заметив далеко внизу пару неопознанных аппаратов, дал команду начать пикирование.
Опознав в «призраках» Me 262, майор подумал, что противник по прямой оторвётся от преследования, а потом уже развернётся и проведёт лобовую атаку, но немцы начали разворот сразу, тем самым дав возможность Коннеру крутым виражом выйти на необходимый угол упреждения и открыть заградительный огонь по одному из «реактивов». В итоге тот сам напоролся на очередь.
Повреждённый Me 262 со снижением начал уходить по прямой в сторону ближайшего аэродрома. P-47 преследовал его на полном газу, постепенно отставая, но затем немец резко замедлился и выпустил шасси для посадки. Это позволило Коннеру легко догнать цель и открыть огонь, но из-за набранной скорости он быстро проскочил вперёд и, занятый противозенитным манёвром, не смог проследить за жертвой. Зато ведомые всё видели и доложили о падении самолёта прямо на лётное поле, так что победу их командиру засчитали.
Судя по всему, его противником был обер-фенрих Хайнц Руссель (Heinz Russel), раненный и снёсший шасси при посадке в Ахмере. Степень повреждения его истребителя осталась не зафиксированной, потому что чуть позже его добили проштурмовавшие аэродром «Мустанги».
Таким образом, первые победы над обеими основными модификациями Me 262 одержали лётчики «Тандерболтов», но это оказалось просто статистической флуктуацией, а вообще число «реактивных» побед на P-47 и P-51 соотносятся как 1:8 (это статистика по борьбе именно с перехватчиками Me 262).
В последние месяцы войны авиация союзников безраздельно господствовала в небе над Германией. Даже эскортные истребители легко могли позволить себе отвлекаться от основной задачи для свободной охоты на наземные и воздушные объекты в стороне от маршрута бомбардировщиков. И одной из приоритетных целей и для них, и для истребителей-бомбардировщиков во время рейдов вглубь территории противника стали реактивные самолёты, как представлявшие наибольшую угрозу для армад «летающих крепостей». Кроме перехватчиков под удар периодически попадали «реактивы», выполнявшие бомбардировочные (эти эпизоды уже были учтены выше), разведывательные, тренировочные, перегоночные и испытательные полёты.
Общим итогом этой охоты стали 139 подтверждённых воздушных побед USAAF. Из них немецкими данными подтверждается от 105 до 113, плюс ещё 28-33 из числа незасчитанных и незаявленных побед. Итого от 133 до 146 уничтоженных американскими истребителями Me 262, в том числе два «попавшихся под руку» разведчика Me 262A-1a/U3 и два учебно-тренировочных Me 262B-1a.
Английские стратегические бомбардировщики крайне редко действовали днём, поэтому «эскортникам» RAF лишь в единичных случаях приходилось сталкиваться с реактивными перехватчиками и они смогли одержать над ними только пять побед, лишь одна из которых подтверждается немецкими данными.
Британская тактическая авиация действовала в основном на северном фланге фронта, где «реактивов» было меньше, чем на юге, и смогла одержать лишь три победы, из которых опять только одна подтверждается противником. Зато из числа незасчитанных и незаявленных побед подтверждаются четыре или пять (в том числе два или три разведчика, подловленные в немецком тылу).
Сверх того ещё 15 Me 262 немцы списали на бои с неидентифицированным противником, 18 на огонь воздушных стрелков, пять на столкновения и тараны и два на «подрыв» на сбитых бомбардировщиках.
Всё выше изложенное касается дневных операций. Реактивные ночные перехватчики из 10./NJG 11 потеряли два Me 262 от огня стрелков «Ланкастеров» и один сбитым «Москито», причём в последнем случае победители так и не узнали о своём успехе и победы на счёт не получили.
|
</> |