Цвет, сексуальность и безостановочный шок викторианской скульптуры
tanjand — 07.12.2022Обнаженные рабыни, бесконечные обнаженные груди, страсть, вожделение - распостраненнй образ женщины в искусстве 19-го века.
Самая известная скульптура в американском искусстве – работа Хирама Пауэрса «Греческая рабыня», (1844 г.). Эта, как и положено, обнаженная женщина в натуральную величину, вырезанная из белоснежного мрамора, путешествовала по ошеломленному континенту более четырех лет, с 1847 по 1851 год.
Юная, изящно скованная цепями, она вызывала бешенный интерес.
Видение наготы было замаскировано всевозможной пропагандой.
Поза повторяла высокое искусство (по мотивам Венеры Милосской) – так же спокойна, без экспрессии и движения, но безупречная.
Гречанка явно истинная христианка (ниже одного запястья болтается распятие). Другой рукой она явно пыталась прикрыться, что почти невозможно.
Пауэрс позаботился и дополнил выставку текстом, подчеркивающим «высокую нравственную и интеллектуальную красоту объекта» и даже заменил цепи на наручники в более поздней версии.
.
Фактически, нагота рабыни только подогревала интерес, и гречанка была столь же печально известна, сколь и колоссально популярна, ее дублировали во всех масштабах, даже для каминов.
Как Пауэрсу могло сойти с рук эта нагота и образ рабства в 19 веке?
Разве он не ставил зрителя точно в то же положение, что и покупателя, глазеющего на порабощенных людей на рынке?
Разве это не просто вопиющий ориентализм другими средствами?
Но такими вопросами можно озадачиваться сегодня, а викторианцы в общем и целом воспринимали изображенную наготу на ура.
Вот тонированная Венера Джона Гибсона с розовыми сосками и голубыми глазами. Свою брошенную одежду, как пальто, она носит на локте. Когда она впервые была выставлена в 1856 году в полной полихромии, сначала раздались вопли о непристойности, но они утихли к Международной выставке шесть лет спустя.
«Очень квалифицированный натурализм»: «Африканская женщина», 1857 г., Шарль Кордье.
С выставке 1867 года - из черного оникса, окутана одеждами из струящегося белого мрамора. Мрамор, кстати, прибыл из французской колонии Алжир. Изображения цветных женщин постепенно начали колебаться между возмутительной белизной столь многих викторианских статуй и весьма ограниченным натурализмом.
Сэр Джордж Фрэмптон Р.А., «Ламия» 1899–1900 гг. Слоновая кость, бронза, опалы, стекло. Королевская академия художеств, Лондон.
И еще: изумительный черный бронзовый бюст африканки с коротко остриженным афро и очень выразительным лицом.
На ее мочках свисают серьги, напоминающие золотые пули. Очень современно. Но это Венера Африканская, 1852 год, Шарль Кордье. Фонд королевской коллекции Его Величества короля Карл III.
А это странный бюст связанной африканки, борющейся со своими веревками. Она еще не совсем черная, но уже не белая. Гипсовая версия произведения Жана-Батиста Карпо «Почему я родилась рабыней» из позолоченной бронзы. (1868 г.), она по крайней мере — и наконец — выглядит как чернокожая африканка.
Веревки пересекают обнаженную грудь, так что ее тело шокирующе сексуализировано.
То, что викторианцы были сильно заинтересованы в сексуальных изображениях, вряд ли является новостью, несмотря на все старые шутки по поводу панталонов с оборками даже на ножках рояля.
Интересно, сегодня вызывает возмущение такая сексуализация обнаженного женского образа?
Ню изображают и ныне, они бывают интересными – да, оригинальными, шокирующими –да, прекрасными – почти нет
….
Гарри Бейтс, «Пандора» 1890 года, слоновая кость и бронза на мраморной основе. Тейт.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art