Марш на Рим, или Можно ли ездить верхом на тигре?
maysuryan — 31.10.202430 октября 1922 года победоносно завершился поход итальянских фашистов на Рим: король Виктор Эммануил III спасовал и принял решение назначить Муссолини главой правительства. Всё закончилось на тот момент «исторической» фразой Муссолини:
«Прошу прощения у Вашего Величества за свою чёрную рубашку. Я только что вернулся из боя, по счастью бескровного, который мы вынуждены были вести. Я принёс Вам Италию Витторио Венето [победа итальянских войск в Первой мировой], освящённую новой победой, и объявляю себя преданным слугой Вашего Величества».
На два десятка лет в Италии наступила эпоха фашизма...
В советской печати это получило, в частности, такое отражение:
Рисунок Мина. «Муссолини: — Я обойдусь без парламента!
Рабочий: — И я тоже».
Прошли полтора десятилетия, заполненных поражениями коммунистов от фашистов в разных странах, венцом которых стал грандиозный фейл в Германии в 1933-м. И только тогда эта, мягко говоря, бредовая, шапкозакидательская и авантюристическая политика была пересмотрена. Глава Исполкома Коминтерна Георгий Димитров сформулировал новый курс:
«Мы не анархисты, и нам вовсе не безразлично, какой политический режим существует в данной стране: буржуазная диктатура в форме буржуазной демократии, хотя бы с самыми урезанными демократическими правами и свободами, или буржуазная диктатура в её открытой, фашистской форме. Являясь сторонниками советской демократии, мы будем отстаивать каждую пядь демократических завоеваний, которые рабочий класс вырвал годами упорной борьбы, и будем решительно драться за их расширение».
Однако самонадеянное: «И я тоже обойдусь без парламента!» со стороны красного рабочего — это ещё не самое худшее, увы. Самое худшее — это поддержка «марша на Рим», то есть абсолютно реакционной «движухи», и участие в ней, в надежде повести её в будущем за собой в «правильном направлении».
Как известно, Янош Кадар сказал по поводу попытки венгерских коммунистов в 1956-м возглавить и повести за собой контррреволюционную демонстрацию, которая закончилась самосудами над коммунистами же и их убийствами: «Нельзя ездить на тигре!». Это применимо не только к мятежу 1956 года. Ведь всякая или почти всякая контрреволюция поначалу маскируется под нечто прогрессивное, а то и революционное. Перестройка начиналась как «восстановление ленинского облика социализма». Даже в Августе 1991-го Борис Ельцин всё ещё клеймил своих противников из ГКЧП как «правый, реакционный путч». Хотя кто там был правым, когда деятели, окружавшие в том Августе того самого Ельцина, образовали впоследствии Союз правых сил... Правых, а отнюдь не левых.
Были ли попытки левых и марксистов в 1922 году «поездить верхом на тигре», то есть на фашистском перевороте? Конечно, были. Самый известный случай — Николо Бомбаччи (1879—1945). Вот он, с живописной бородой, наклонился, стоя по левую руку Владимира Ильича. Это было летом 1920 года.
Он был одним из основателей компартии Италии и оставался в ней до 1927 года, когда был окончательно исключён из неё за оппортунизм. Но его позиция по отношению к фашистам и ранее была довольно... своеобразной. Ещё в ноябре 1923 года, выступая перед палатой депутатов Италии, он предложил «объединить две революции — большевистскую и фашистскую».
Исаак Бродский. II Конгресс Коминтерна. Фрагмент. В центре — Николо Бомбаччи
Исаак Бродский. Николо Бомбаччи на Втором конгрессе Коминтерна (1920)
Дружеский шарж на Николо Бомбаччи работы Бориса Ефимова. «Почётный крестьянин Московского уезда т. Бомбаччи». 1923 год
Представление о позиции Бомбаччи можно составить по его речи перед рабочими 15 марта... 1945 года:
«Товарищи! Посмотрите мне в лицо, товарищи! Вы сейчас спрашиваете себя, являюсь ли я тем самым социалистом-агитатором, основателем Коммунистической партии, другом Ленина, как было прежде. Да, товарищи, я всегда им был, я никогда не изменял идеалам, за которые боролся и всегда буду бороться... Я был рядом с Лениным в радостно светлые дни Октябрьской революции, веря в то, что большевизм будет в авангарде рабочего триумфа, но потом я понял, что ошибался. Социалистический строй не будет осуществлен Сталиным, но это сделает Муссолини, который является социалистом, хотя и в течение двадцати лет ему всячески мешала буржуазия, предав его потом же... Но сейчас Муссолини освободился от всех предателей и нуждается в вас, рабочих, для развития нового пролетарского государства!..»
Бомбаччи полностью разделил участь дуче, его казнили в тот же день, 28 апреля 1945 года, повесив после расстрела вверх ногами рядом с Муссолини на той же бензоколонке.
А ведь в эту же ситуацию, по сути, только в более «мягком» варианте, вляпались все советские левые эпохи перестройки, которые пытались в той или иной форме поддержать её, то есть «поездить верхом на тигре». Ну, кроме тех, кто с самого начала был объявлен «антиперестроечными силами», вроде Нины Андреевой, но таких было немного.
Потом в ту же самую ситуацию попали все «левые», поддержавшие Евромайдан — но этих нисколько не жаль, они сами выбрали для себя участь Бомбаччи (в широком смысле), поскольку тут всё было ясно с первого дня...
Могут спросить: но ведь в истории всё туманно, как говорил Ленин: «Политические события всегда очень запутаны и сложны». Как понять, где фашистский «марш на Рим», в котором левым и красным ловить нечего и от которого надо держаться как можно дальше, чтобы не повиснуть рядом с дуче и Бомбаччи вверх ногами, а где — сложносоставная «движуха», в которой намешано историей всякого разного, но есть и ростки будущего? И от которой ни в коем случае не надо отстраняться, чтобы не попасть в положение, например, никарагуанских тру-коммунистов, которые брезгливо отстранялись, отстранялись от сандинистской революции 1979 года, считая её недостаточно радикальной, и доотстранялись до того, что вступили в предвыборный блок с правыми либералами, которые эту революцию на десяток лет в 1989-м и закопали...
На этот вопрос ответ заранее дать, увы, невозможно. Всякий раз история будет ставить его заново и изобретать новые исторические комбинации классовых сил, так что отвечать придётся по новой. Но есть хорошая подсказка... «В оценке умного врага реже всего бывает сплошное недоразумение: скажи мне, кто тебя хвалит, и я тебе скажу, в чём ты ошибся». (В.И. Ленин).
Кто хвалил Евромайдан, кто хвалил Гуайдо и Тихановскую, кто хвалил Ельцина-1991 и 1993, кто хвалил горбачёвскую перестройку в СССР и Тяньаньмэнь-1989, кто хвалил польскую «Солидарность» 1980-го, кто хвалил «революцию» 1956 года в Венгрии и «Пражскую весну» 1968-го, кто хвалил Кронштадт-1921 и итоги похода на Рим-1922 (спойлер: последние, например, очень высоко оценивал Уинстон Черчилль и говорил, что, будь он итальянцем, сам бы записался в последователи дуче)? И кто, наоборот, яростно ругал и клеймил тех же сандинистов, чавистов, Альенде, протестующих китайских студентов, но только не 1989-го, а 1966-го? Если что, враги никогда нас не предадут в трудный момент и всегда сделают правильный и точный классовый анализ, дадут столь нужную и полезную подсказку... Важно только слушать их внимательно и не затыкать упрямо уши, когда они открыто выражают свои симпатии. :)
|
</> |