«Чудовище» Пон Джун Хо, или «Динозавр» поневоле
boeing_is_back — 12.07.2019 На какие только ухищрения не идут прокатчики, чтобы привлечь зрителя в темные залы кинотеатров. Оригинальные картины переименовывают, слоганы перефразируют, а нам, в лучшем случае, достается эффект обманутого ожидания.Когда-то у нас в стране с большим успехом прошел фильм «Легенда о динозавре» (1977). Среди зарубежных лент в советском прокате японский хоррор долгое время бил все рекорды посещаемости, не имея конкурентов.
Годы спустя картина «Годзилла против Мехагодзиллы» (1993) получила, по непонятным причинам, номерное название «Легенда о динозавре-2», хотя к фильму 1977 года не имела ни малейшего отношения.
Уловка с названием сыграла на ностальгических чувствах и позволила обойти непонятные советскому гражданину отношения заморских дайкайдзю.
Но более всего расстраивает, как «прокатили» у нас «Чудовище» (Gwoemul) Пон Джун Хо — южнокорейскую ленту, которая на родине режиссера стала настоящим культурным феноменом.
По сюжету фильма в реку Ханган американские военные утилизировали большое количество формальдегида. Халатное отношение с токсичным канцерогеном приводит к известным последствиям.
Незадачливый Пак Ганту (Сон Кан Хо), торгующий в ларьке своего отца, замечает странное существо на берегу реки, которое, недолго думая, нападает на горожан.
В лапы к монстру, перед тем как тот скроется, попадает и дочь главного героя. Объединенные общей бедой члены семейства отправляются на поиски ребенка.
Локализаторы, крепко застрявшие в прошлом, окрестили картину «Вторжением динозавра», рассчитывая, по всей видимости, на генетическую память современных зрителей. То ли кино не смотрели (монстр из фильма имеет еще меньше отношения к отряду ископаемых пресмыкающихся, чем плезиозавр из «Легенды о динозавре»), то ли думали на два шага вперед, делая ставку на пресловутый эффект обманутого ожидания.
Решивший посмотреть на экшн и спецэффекты зритель, по их логике, должен был неожиданно для себя ахнуть от глубины затронутых в фильме общечеловеческих проблем и открыть свое сердце для тонкостей авторского кинематографа — а заодно и друзей позвать. Тем более что подходить к творчеству Пон Джун Хо можно совершенно безо всякой подготовки. Постановщик знает за какие ниточки дергать и с какой силой. Его ленты дружелюбны к зрителю, а драма и комедия свободно переплетаются, как в обычной жизни.
Душный на первый взгляд политический контекст и антропогенный фактор представлены в ленте так бодро и доходчиво, что авторитетный журнал Rolling Stone даже предложил вести отсчет истории хоррора нового тысячелетия именно с корейского «Чудовища».
Но уловка в этот раз не сработала! И дело не в странной любви локализаторов к доисторическим ящерам, и не в утрированных критериях монстр-муви («Вы только посмотрите! Тут чудовище постоянно в кадре, да еще и при дневном свете!»), а в отсутствии проката как такового.
Картину южнокорейского режиссера, которую посмотрел чуть ли не каждый четвертый житель Страны утренней свежести, российские прокатчики почему-то решили обойти стороной. Но как можно было проигнорировать мировые сборы (более 90 млн долларов) и волну положительной критики?!
Разгадка, по всей видимости, кроется в оглядке на американский бокс-офис. На Западе «Чудовище» переименовали в «Хозяина» (Host) и прагматично пустили в ограниченный прокат, — на всякий случай, если в будущем понадобится купить права и адаптировать для местного населения.
Форма фантастического хоррора о монстре, терроризирующем город, абсолютно условна, важно здесь содержание, оценить которое, к сожалению, удалось далеко не всем. Западный зритель, например, не сумел снять с «Хозяина» клише фильма категории Б. Как итог — в США картина не собрала и трех миллионов.
Кому-то может показаться, что причина кроется в нелицеприятном изображении американских военных, из-за действий которых в феврале 2000 года произошел настоящий инцидент, но в фильме не меньше досталось и южнокорейскому правительству, показавшему свою полную некомпетентность в вопросе гражданской обороны.
Творение корейского режиссера хвалили, называя его «чокнутым гибридом жанров», но этого нашим прокатчикам было недостаточно. Ровно как и участия звезды корейского кино Сон Кан Хо, сыгравшего в большинстве картин режиссера.
Не спас положение и выигранный приз за лучшие спецэффекты — все-таки подобным регалиям далеко до Золотой пальмовой ветви, которую, к слову, Пон Джун Хо получил только сейчас, спустя 13 лет.
Успех последней ленты «Паразиты» (Gisaengchung), которая удостоилась стоячей овации в Каннах, хочется верить, восстановит справедливость и реабилитирует незаслуженно непонятые или пропущенные у нас картины корейского гения.
|
</> |