Что скрывает обычный лифт?
alkopona — 21.02.2020Лифт - роскошь, доступная только самым богатым и обеспеченным жителям бывшей столицы! Сейчас в это сложно поверить, но когда-то эта малоизвестная диковинка становилась настоящим украшением любого дома, а разобраться в устройстве сложнейшей машины помогал швейцар. Это и правда была машина, подъёмная машина. Это сегодня мы скатились до вполне рядового и обычного названия лифт, потеряв красоту и значимость архитектурного объекта.
Считается, что первый лифт появился в Петербурге только в 1890 году. Ну не будем же мы изобретение Кулибина, поставленное в Зимнем дворце для Екатерины II, принимать за первую конструкцию лифта. Ведь подъёмное кресло, получившее в народе прозвище «императорский стул», практически не имело ничего общего с конструкцией самоходных лифтов, ибо в действие приводилось при помощи мускульной силы её придворных слуг. Хотя историки поговаривают, что подобная конструкция появилась во дворце ещё раньше, во времена Елизаветы Петровны.
фото с сайта https://vk.com/spb.elevators_museum
Чуть позже конструкцию стула в Зимнем дворце сменила настоящая кабина, но суть подъёмного механизма осталась неизменной, и в качестве тяговой силы выступал лакей, вручную тянувший тросы. Гидравлическая же система появилась только в 1886 году, так что именно этот момент можно принять за появления лифтов самоходного типа.
Ну а первый лифт в доходном доме появился в том самом 1890 году в доходном доме купца Елисеева, куда его внедрили по проекту архитектора Барановского, и поговаривают, что именно этот проект, а точнее лифт принесли ему прижизненную славу. Чуть позже шахту лифта гармонично вплели и в проект его второго доходного дома. Правда с тех пор осталась только шахта, а вместо исторической роскошной кабины с оформлением курсирует типовой лифт советской эпохи.
А вот самым древним из сохранившихся лифтов считается фешенебельная кабинка в доме купца Мертенса, расположившегося на Невском проспекте. Если помните, то Мертенс был меховым промышленником, богатейшим и широко известным в городе человеком. Неудивительно, что именно здесь в 1907 году появилась шахта с хрустальным лифтом. Кабина была отделана красным деревом, а в её глубине находился небольшой диванчик, обитый зеленой кожей. Правда и эта шайтан машина с изумительной кабиной дошла до наших дней только благодаря инициативе немецкой компании «Штейн». Они одни из первых компаний в Петербурге, кто решился взяться за реставрацию и модернизацию подъемных механизмов, ну а проект реставрации лифта в доме Мертенса и вовсе был номинирован журналом Elevator World на премию «Проект года».
Как сообщает газета Карповка, ссылаясь на слова реставратора Армена Епремяна, теперь в доме мехового магната на Невском работает лифт с современным механизмом. А вот кабину отреставрировали в соответствии с требованиями КГИОП: теперь она ничем не отличается от оригинала столетней давности. И настоящий хрусталь, и бронза, и чеканные узоры по латунным накладкам — все аутентично.
Уже вслед за этим подъёмные машины стали появляться и в других доходных домах Муяки, Хренова или жены Казакова. Последний лифт знаменит крайне малыми размерами — ездить в нем можно только в одиночку. Сегодня лифт работает, кабина и шахта сохранились в первозданном виде. Но для жильцов это скорее минус, чем плюс. Реставрацией механизма в доме жены Казакова никто не занимался, поэтому и о безопасности поездок в нем говорить нельзя.
Естественно самодвижущиеся подъёмные шайтан машины стали появляться и в коммерческих зданиях самых завидных компаний, например, в здании Первого общества взаимного кредита, в доме журналиста, в здании Волжско-Камского банка, в Доме Зингера или в торговом доме «Пассаж». В последнем, например, рассчитывали, что благодаря появлению изысканного подъёмного механизма получится облегчить воскресный шопинг для дворянской и купеческой элиты.
Правда говорить о повсеместном использовании лифтов не приходилось. Это всё ещё была диковинка, и позволить себе такую роскошь могли только самые богатые компании и элитные доходные дома. Стоимость установки лифтового оборудования в пятиэтажном доме колебалась от 3,5 до 5,5 тысячи рублей и зависела от степени декоративного убранства, что по тем временам было довольно увесистой суммой. Так что относился он не к категории необходимого обустройства, а к предметам роскоши. Появление такого устройства в доме моментально поднимало цену на стоимость аренды квартиры даже при условии, что проживали вы на первом этаже!
фото с сайта https://vk.com/spb.elevators_museum
Массовая же лифтизация города началась только в 1950-е годы, ну а пик пришёлся на 1960-е. Главным уродством тех лет стали каркасно-приставные конструкции, которые появлялись в тех домах, где по санитарным нормам полагалось наличие лифта, но не было никакой возможности установить его внутри здания. В первую очередь это коснулось домов старого фонда и так называемых сталинок. В других же домах лифты врезали где ни попадя, зачастую используя под эти нужды помещения бывших общественных уборных на черных лестницах.
Продолжение следует...
Глава I. Как крестьяне изменили Петербург?
Глава II. Кто отстраивал Петербург?
Глава III. Раньше строили лучше?
Глава IV. Как снимали жильё?
Глава V. Что такое хорошая квартира?
Глава VI. Да будет свет!
Глава VII. Идеальная квартира. Сколько комнат вам нужно?
Глава VIII. Мифы о каменном Петербурге
Глава IX. Кирпичный стиль – для бедных
Глава X. Какой-то «петушиный» стиль
Глава XI. Домовладельцы - злодеи дореволюционного Петербурга
Глава XII. Кто ответственен за облик такого Петербурга?
Глава XIII. Какашечно-канализационная тема Петербурга
Глава XIV. Обоссанный Петербург
Глава XV. История душа и ванной комнаты
Глава XVI. Ароматы Петербургских подворотен
Глава XVII. Сырой и влажный Питер
Глава XVIII. Отопление. Как люди жили в 14℃?
Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал, на инстаграм, ну или на Дзен, ведь там тоже бывают жаркие дебаты.
Сырой и влажный Питер |
Ароматы Петербургских подворотен |
Канализационная тема Петербурга |
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
|
</> |