Валентина Теличкина: «На предложения обнажиться я режиссерам отвечала:
vitkvv2017 — 10.01.2025«Вот будет мне лет 70, придет маразм, тогда и соглашусь»
10 января народной артистке России Валентине Теличкиной исполняется 80!
Валентина Теличкина. Фото из открытых источников
Уговаривать Валентину Ивановну на интервью я начал, наверное, еще лет 20 назад. Но каждый раз встречу она искусно откладывала «до лучших времен». Пришлось даже попросить ее давнишнюю подругу актрису Татьяну Конюхову, чтобы замолвила за меня словечко. После этого «лед» вроде бы тронулся: Теличкина отдала мне свой абонемент на Московский кинофестиваль, пригласила на выставку своих картин в Доме кино.
Там, на выставке, она и объяснила причину отказов: «Не получаются у меня интервью. Читаю потом, и все хочется переписать, исправить… Давайте еще чуть-чуть отложим».
После 2021 года, когда в ее семье случилась беда – умер любимый муж Владимир Николаевич Гудков, актриса вообще перестала брать трубку городского телефона. Я надеялся на встречу на ее юбилейном творческом вечере в Доме кино перед этим Новым годом. Но, как выяснилось, он назначен на 15 января 2025 года (15.00).
Так что пока - главные факты о прекрасной и самобытной актрисе, не вошедшие в прошлогоднюю публикацию https://dzen.ru/a/ZZyrWcVaIihVRok9. А 15-го – посмотрим. Вдруг повезет…
В. Теличкина. Фото из открытых источников
Валентина Теличкина. Фото из открытых источников
В. Теличкина и ее роли. Фото из открытых источников
ЛЮБИМАЯ «КУЛАЦКАЯ ДОЧЕНЬКА»
А главное, на мой взгляд, то, что Валентину Теличкину трудно с кем-нибудь перепутать – слишком неординарная у нее внешность и актерская манера. И все же путают. В течение 2024 года на канал пришло немало читательских писем с восторженными словами за «ее роль» в фильме «Бумбараш». Но там снималась питерская актриса Наталья Дмитриева, действительно в «Бумбараше» чем-то напоминающая Валентину Ивановну.
Кстати, из присланных более чем 500 писем нет ни одного негативного. Уже уникально для дзена.
…Будущая народная артистка появилась на свет 10 января 1945 года в селе Красном Горьковской (ныне Нижегородской) области, став седьмым, самым младшим ребёнком в семье. И то, что она вообще родилась, Валентина Ивановна всю жизнь считала не иначе как чудом.
«Меня ведь родители затеяли в преклонном возрасте, - объясняла Теличкина, – папе было под 50, маме 40. Поэтому, когда в моей жизни случаются тяжелые моменты, я думаю: «Боже мой, меня вообще ведь могло не быть».
Была и вторая причина, почему ее «могло не быть» - еще более веская.
Дело в том, что еще задолго до рождения Валентины, у ее отца, Ивана Федоровича Теличкина (который был «из крестьян» и в 18 лет остался круглым сиротой) не сложились отношения с Советской властью. До революции он валял валенки и так в этом ремесле преуспел, что за не знавшими сноса «зимними лаптями» с именным «клеймом Теличкина» к нему в Красное съезжались покупатели со всей волости.
Иван Федорович построил себе большой красивый дом, держал крепкое хозяйство, корову… А когда грянула революция, попал в разряд «врагов трудового крестьянства» - кулаков. Его даже хотели сослать в Сибирь, но ограничились тем, что просто все имущество отобрали.
«Отобрали дом, корову, землю, ковер и 5 метров ситца» - так значилось в документах.
Теличкин зла за «экспроприацию» на новую власть не держал. Устроился на работу, со временем построил новую избу, женился, у них с Татьяной Дмитриевной родились два сына и три дочери.
Однако в начале 1930-х ему припомнили «кулацкое» прошлое и… приговорили к расстрелу. Об истинных обстоятельствах этого «дела» не знает даже Валентина Ивановна, но, как гласит семейная легенда, тогда от неминуемой смерти Ивана Федоровича спасла его родная сестра, которая «продала все семейное добро и выкупила брата».
В третий раз пришли за Иваном Теличкиным, когда он «покрыл крышу своего дома железным листом». Сегодня трудно сказать, какой в этом был криминал … Но на этот раз его судили и дали реальный тюремный срок. Из мест лишения свободы Иван Федорович вернулся почти инвалидом. Работал вулканизатором, его жена – продавцом в сельмаге. Какие уж тут дети? Но перед самой войной им «Бог послал» дочь Галину, а еще через 4 года – Валентину.
Валя (слева) с сестрой. Фото из открытых источников
О том, что она «кулацкая дочь», Валентина узнала только в 16 лет, да и то «от посторонних» - в семье эта тема была запретной. Но на отношение к отцу эта «новость» никак не повлияла – «папа продолжал оставаться самым лучшим человеком на свете».
«Мой отец очень пострадал от советской власти, - делилась Валентина Теличкина, - но у него хватило мудрости никогда не посвящать нас в свои обиды. Ему трижды приходилось начинать жизнь с нуля... Ему даже пришлось развестись с мамой, чтобы уберечь семью от репрессии. Но из этих испытаний он вынес мудрость и смирение. И это счастье, конечно, что я была с ним, потому что он - удивительный человек. Это была просто любовь, просто ощущение защищённости, ощущение очень прочной стены».
По словам Валентины Ивановны, все, что в ней есть хорошего и светлого, она обязана своим родителям.
«Они не преподавали нам божьи заповеди, они просто жили по ним. У моей мамы не было слов «можно» и «нельзя», она говорила только «это грех» или «страх Божий». Такой была ее оценка. Они воспитывали только своим примером, своей жизнью, а не назиданием».
Валя в юности. Фото из открытых источников
В юности. Фото из открытых источников
«ЗВЕЗДОЧКА» ШКОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
Теличкина уверена, что она родилась актрисой. Сколько себя помнила – «всегда выступала».
«Это в повседневной жизни часто я чувствую себя не в своей тарелке, а на сцене или в кадре – я как рыба в воде!», - недавно призналась она.
В два года юная Валя залезала дома на табуретку и пела частушки. В три - уже стала «звездочкой» утренников в детском садике, без нее не обходился ни один праздник.
«Звучали аплодисменты, и это мне так нравилось, что я была готова петь все время. Чуть позже к моему «концерту» прибавились танцы, я лихо отплясывала «Барыню». Помню, для меня не было большей радости, чем выступить дома перед гостями. Когда я выходила и начинала свое выступление - это было такое счастье!», - вспоминала актриса.
В школе Валя училась прилежно, но все-таки на первом месте у нее была сцена. Она занималась сразу в трех кружках – танцевальном, драматическом и художественного слова. Школьники ставили спектакли, готовили концерты, в которых Валентина была «первой скрипкой» - читала стихи, пела, танцевала, играла на гитаре в струнном оркестре.
Родители поддерживали творческие увлечения своей младшенькой – на спектаклях и концертах они всегда сидели в первом ряду, гордились ее успехами. Но когда Валентина объявила, что поедет в Москву учиться на актрису, Иван Федорович расстроился – он был категорически против, «назвал эту затею дурью». Правда, не запретил, не закрыл дома на амбарный замок, а сказал только с обидой, покачав головой: «Несерьезное это занятие, Валентина. Неужели ты у меня такая дура, что только на это и годишься?»
«Может быть, здесь проявилась моя сила – в желании доказать папе, что и с моей профессией можно прожить достойную жизнь. И он, слава Богу, ушел в мир иной с чувством, что был неправ в своем отношении к моему выбору», - годы спустя скажет Валентина Теличкина.
Валентина - студентка ВГИКа. Фото из открытых источников
«ХЛЕБУШЕК ЕЛА ДОСЫТА»
В 1963 году вчерашняя школьница с первой же попытки поступила в «кузницу киноактеров» - во ВГИК, поразив своей неординарностью приемную комиссию во главе с «Чкаловым советского кино» Владимиром Белокуровым. По словам Теличкиной, она и отвела себе «всего одну попытку»: если бы провалилась, закрыла бы тему актерства навсегда – «сочла бы, что нет таланта, а значит, недостойна».
Но – мечта сбылась. Студенческие годы Валентина Ивановна до сих пор вспоминает как самые чудесные, хотя почти два года ей пришлось сидеть буквально на одном хлебе и воде. Родителям о том, что порой голодает, она не писала, знала - у семьи нет лишних денег.
«Тогда хлеб был бесплатный - и это очень помогало, так как я жила на стипендию, - вспоминала Теличкина. - Хлебушек ела досыта, не боясь растолстеть. Я была просто счастлива, потому что попала в дивную Москву на чудный курс. Я каждый день благодарила за это судьбу».
Любопытно, что как раз за «самобытность», неторопливость,
певучую манеру растягивать слова, деревенскую основательность и
целомудренность (в смысле – не испорченность городом и неучастие в
студенческих пирушках), однокурсники иронично и беззлобно за глаза
называли Валентину «Село». А это «Село» было одной из лучших на
курсе, и всегда первой бросалась на помощь в случае беды. По словам
тех же однокурсников, живя в студенческом общежитии, «Валя многих
из них обстирывала, готовила на всех, стригла и следила, чтобы
правильно питались».
«Мне кажется, меня все на курсе любили. Сильно позже я узнала,
что про меня говорили: «Село…» Но я не обиделась. Да, село. Но
поступила и выучилась!»
В. Теличкина в фильме "Таежный десант", 1965 год
В фильме "Журналист", 1967 год
Дебютом Теличкиной в кино стала небольшая роль в фильме братьев-режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант» (1965 год). Она с восторгом рассказывала, что во время съемок они жили в вагончиках в настоящей непроходимой тайге под Красноярском, воду брали из быстрых горных речушек, еду готовили сами – на костре, «кормили собою полчища комаров»... Но студентка-третьекурсница «была на седьмом небе» - так ей понравились процесс и атмосфера съемок.
А вот этапной и «самой важной» в своей карьере Валентина Ивановна считает свою вторую работу – роль курьерши провинциальной газеты Вали Корольковой в фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967). Дорога она тем, что режиссер принял все ее придумки для создания нужного образа и этот образ в результате «выстрелил», открыв ей двери в большое кино.
Интересно, что перепробовав на эту роль более двух десятков актрис, Сергей Аполлинариевич Герасимов зашел в тупик – ни одна не подходила. Ему требовалась не просто хорошая актриса, а особенная. Уже были утверждены все главные исполнители – Галина Польских, Сергей Никоненко, Юрий Васильев, Василий Шукшин…В городе Миасс Челябинской области начались съемки. А подходящей актрисы на «чудаковатую, чуть заторможенную Валю» все не было. Вроде не центральный персонаж, но для режиссера крайне важный.
«И тогда его супруга - Тамара Макарова предложила вызвать на
пробы меня, - вспоминала Валентина Ивановна.
- Я прилетела из Красноярска в Миасс. И Герасимов меня
утвердил… Роль манерной курьерши Вали многое определила в моей
судьбе. Так что теперь я считаю Тамару Федоровну своей «крестной
матерью» в кинематографе».
Именно после «Журналиста» Валентина Теличкина «проснулась
известной». А Герасимову настолько понравилась работа актрисы, что
он «по просьбам зрителей» перенес ее героиню в свой следующий фильм
«У озера» (1969).
С Ю. Васильевым в фильме "Журналист"
В фильме "Журналист", 1967 год
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВАЛЕНТИНЫ ТЕЛИЧКИНОЙ
Ее «известность» проявлялась своеобразно – Теличкина получала по нескольку режиссерских предложений… в день. Но все они были как под копирку – чудаковато-простодушные «Вали Корольковы» в разных вариантах. Другие актрисы радовались бы такому «подарку», но 22-летняя выпускница ВГИКа проявила удивительное хладнокровие: даже признанные мэтры получали отказ. В результате – за полтора года ни одного стоящего предложения.
«Интуиция спасла меня от опасности стать актрисой одного амплуа, - так оценивала Валентина Ивановна тот непростой период. - После «Журналиста» мне надо было доказывать, что я - не типаж, который Герасимов нашел в обувном магазине, а что я – актриса и еще что-то хочу и могу. Только после «Осенних свадеб» Бориса Яшина меня признали актрисой. И предложения посыпались как из «рога изобилия».
"Осенние свадьбы", 1967 год
В трагикомедии "Необыкновенная выставка", 1968 год
"Первая девушка", 1968 год
В «Осенних свадьбах» (1968) Теличкина сыграла мечтательную деревенскую девушку Наташу, влюбленную в тракториста и преданную этой любви. Сыграла свою первую главную роль, и, как она говорила - «удивительный русский характер»! Актрису ни капли не смутило, что Борис Яшин – вообще-то бывший офицер-подводник, и эта мелодрама – его первая самостоятельная режиссерская работа. Просто прочитала сценарий и…
И не прогадала. Картина получила приз «Бронзовый Леопард» на ХХI Международном кинофестивале в швейцарском Локарно - «за искренность, с которой авторы воплотили на экране эту простую трогательную историю».
Вскоре актриса снялась в ироничной трагикомедии-притче Эльдара Шенгелая «Необыкновенная выставка» (1968), в комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи», в драме Сергея Герасимова «У озера» (1969)…
"Счастье Анны", 1970 год
"Начало", 1970 год
А затем было приглашение Глеба Панфилова в легендарный фильм «Начало», от съемок в котором Теличкина чуть было не отказалась.
Валентина Теличкина: «Помню, пригласили на читку сценария. Второй режиссер мне сказала: «Обратите внимание на роль Кати». Приехала, читаем. У этой Кати одно слово: «Уникально!» Зашел Глеб Анатольевич и спросил: «Ну как?» Мне хватило ума похвалить сценарий, сказать, что я рада за Инну Чурикову. И говорю: «Я, может, вас огорчу, но я не хочу играть роль Кати. Не знаю, как это делать, разве что повторять Валю из «Журналиста». Глеб посмотрел на меня своими глазами-буравчиками пристально и говорит: «Почему вы решили, что мы вам Катю предлагаем? Мы вам предлагаем Валю». То есть он сориентировался тут же. Ведь Валя была написана явно на Нонну Мордюкову…»
В процессе работы над фильмом родились ставшие знаменитыми фразы героини Теличкиной: «А меня Иван Сидорович Нефертити назвал», «Нельзя мне целоваться... слаба... млею».
С А. Папановым в фильме "Одиножды один", 1974 год
"Не может быть!", 1975 год
"Пять вечеров", 1978 год
С начала 1970-х Валентина Ивановна – одна из популярных актрис советского кино. Она по-прежнему верна себе: отказалась играть у Гайдая царицу в «Иване Васильевиче…» (посчитала ее неинтересной), зато блестяще исполнила характерную роль «перезревшей многодетной невесты» в его комедии «Не может быть!» (1975). Создала яркие образы в «Чайке» (1970) Юлия Карасика, военной драме «Трясина» (1977) Григория Чухрая, в эпохальном фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров» (1978), в «Вассе» (1983) Глеба Панфилова.
Все эти ленты, по признанию актрисы, - в числе ее любимых. В этот список «обязательно входят» «Первая девушка» (1968), «Счастье Анны» (1970), «Впервые замужем» (1979), «Портрет жены художника» (1981), «Кадриль» (1999), «Огород» (2022)…
«Я их люблю не потому, что они хорошо получились, - поясняла Валентина Ивановна. - Каждая из ролей - это определенный кусок жизни, знакомство с окружающим миром, с людьми, партнерами».
А главной своей заслугой Теличкина считает то, что ни разу не нарушила свой принцип «не участвовать в том, что дискредитирует профессию и ее как актрису». Даже когда в «смутные девяностые» ее семья сидела без денег, отказывалась от «сомнительных по духовному смыслу ролей».
«На предложения обнажиться в кадре я режиссерам отвечала: «Подождите уж, вот будет мне лет 70, придет маразм, тогда я и соглашусь, буду голой кувыркаться», - вспоминала Теличкина. - Но худа без добра не бывает. Простои в съемках давали время для личной жизни, общения с близкими».
С С. Шакуровым в фильме "Портрет жены художника", 1981 год
С И. Чуриковой в фильме "Васса", 1983 год
ДВА РОМАНА ВАЛЕНТИНЫ ТЕЛИЧКИНОЙ
Кстати, о личной жизни.
Для Валентины Ивановны - это самая нелюбимая тема. Кого только в любовники ей не записывали – почти всех ее партнеров по съемкам. А чаще всего - Геннадия Королькова, Родиона Нахапетова, Никиту Михалкова, Сергея Никоненко, Александра Панкратова-Черного.
Недавно в одной из передач на федеральном канале актриса, наконец, рассказала «всю правду о своих романах», окончательно расставив все точки над «i».
«С Геннадием Корольковым я снималась в фильмах «Три дня Виктора Чернышева» и «Потому что люблю». В последней – у нас была так называемая «постельная сцена», после которой и поползли слухи о наших «отношениях». Говорили, что я влезла в семью, где был ребенок. Там был не только ребенок, у него была такая шикарная жена... Так вот, как верующий человек, я не вру: женатые мужчины для меня вообще не существовали в плане романа, симпатий. Это категорически!», - подчеркнула Теличкина.
С Г. Корольковым в фильме "Потому что люблю", 1974 год
С Н. Михалковым в фильме "Портрет жены художника", 1981 год
С С. Никоненко. Фото из открытых источников
Да и все остальные актеры из «ее любовного списка», по словам актрисы, - на самом деле ее любимые партнеры, с которыми она до сих пор прекрасно общается.
«Я еще со студенческих времен всем своим «ухажерам» говорила: «не тратьте на меня время, мне не до романов». Но порой сплетникам достаточно того, что люди общаются друг с другом как приятели, чтобы сочинить всякие небылицы».
Валентина Ивановна призналась, что всегда была строгих правил, и за всю жизнь у нее было только два романа. Первый ее возлюбленный оказался «хорошим манипулятором», она страдала от неразделенной любви. И ее спасло знакомство с архитектором Владимиром Гудковым, который в итоге стал мужем и отцом единственного сына Ивана.
Валентина Теличкина: «У нас не было любви с первого взгляда, но мы жили душа в душу все почти 50 лет. А теперь, когда мужа не стало, никак не могу прийти в себя – это огромная для меня потеря. Он долго болел, очень... Однако, какое счастье, что он был! И у нас получился такой дивный сын и нашел себе такую прекрасную жену, которая родила троих детей. Это такое счастье!»
С мужем и сыном. Фото из открытых источников
С мужем В. Гудковым. Фото из открытых источников
«АМЕРИКЕ ЕЩЕ ОТОЛЬЮТСЯ НАШИ СЛЕЗКИ»
«За кадром» яркой и красивой карьеры Валентины Ивановны остались тяжелые девяностые, когда из-за отсутствия достойных ролей, на нее навалилась затяжная депрессия. Кино вдруг закончилось: деньги на съемки давали бандиты, фильмы снимали случайные люди. «Это была трагедия для многих».
От переживаний резко стало сдавать здоровье, мучили фантомные головные боли. Пришлось даже обращаться к психотерапевту. «Вылечила» тогда актрису… живопись. Такая же светлая, добрая и позитивная как она сама.
«Одно из домашних заданий врача было – нарисовать акварель, - рассказывала Теличкина. - А я даже ромашку до этого рисовать не умела. Но я попробовала – у меня получилось, и я не могла остановиться года три. Я и сама не заметила, как все мои головные боли прошли. Живопись лечит!»
Картина В. Теличкиной. Фото из открытых источников
На выставке своих работ в Музее русского лубка и наивного искусства, 2 января 2025 года
Вскоре появились и интересные роли. Актриса снялась в «Классике» (1998), «Кадрили» (1999), сериалах «Бригада» (2002), «Есенин» (2005), «Гоголь. Ближайший» (2009), «Третья мировая» (2013), и, наконец, в мелодраме Ларисы Садиловой «Огород» (главная роль, 2022), которая стала событием 44 Московского кинофестиваля.
Сегодня на счету Валентины Ивановны несколько персональных выставок собственных картин и 74 фильма. Многие из них – классика советского кино. Впрочем, к собственному вкладу в этот «золотой фонд» Валентина Ивановна всегда относилась с иронией, философски.
«Я - не звезда. Звезда - это то, что светит, но не греет. Я не хочу блистать в обществе, мне дороги мои близкие, которые меня окружают и мои мечты...»