Чилийские броненосцы «Альмиранте Кохрейн» и «Бланко Энкалада»
sergiovillaggio — 02.07.2024
Намедни благородные пираты выложили в сеть свежую "оспрейку"
про Тихоокеанскую войну. Поскольку тема это небанальная и мало
знакомая отечественному любителю военно-морской истории, а в глуши,
в деревне при 30-градусной жаре ничем серьезным заниматься
невозможно, то решил разместить цветные боковички представленных
там кораблей с переводами оригинальных подписей к ним.
Начнем, как водится, с чилийских броненосцев.
В 1871 году чилийское правительство выделило средства на
постройку двух броненосных кораблей средних размеров. Только что
выйдя из войны с Испанией, чилийцы желали защитить свою протяженную
береговую линию. Кроме того, они желали создать флот, способный
постоять за себя в любом будущем конфликте, будь то с европейской
державой или латиноамериканской. Исходя из этого, чилийцы
обратились к знаменитому британскому кораблестроителю Эдуарду Риду,
чтобы тот спроектировал им такой корабль.
Рид, бывший главный конструктор британского Адмиралтейства, в то
время был, вероятно, лучшим в мире разработчиком броненосных
кораблей, обеспечившим Королевскому флоту переход от батарейных
броненосцев, таких как «Уорриор», к броненосцам с центральной
батареей, способных нести более крупные орудия внутри хорошо
забронированной цитадели. Хотя впоследствии Рид создал новое
поколение океанских башенных кораблей, он счел, что броненосец с
центральной батареей наилучшим образом отвечает потребностям Чили,
принимая во внимание его стоимость и боевой потенциал. Результатом
его работы стали два броненосца типа «Альмиранте Кохрейн», вошедшие
в строй в 1874-1875 годах. Во время Тихоокеанской войны эти мощные
и сбалансированные броненосцы с железными корпусами оказались более
технически надежными и лучше защищенными, чем их перуанские
оппоненты, а мощная батарея из шести 9-дюймовых орудий Армстронга
обеспечивала им практически круговой сектор стрельбы.
Насколько можно судить, на рисунке Пола Райта «Альмиранте
Кохрейн» представлен по состоянию на период Тихоокеанской войны
1879-1884 годов, но без парусного вооружения, а «Бланко Энкалада»
показан с ним, но на более поздний период, если судить по
артиллерии.
Строитель: «Эрлʼс Шипбилдинг Ко», Гулль (Йоркшир).
Спущены на воду в январе 1874 г.
Вошли в строй: «Кохрейн» в январе 1875 г., «Бланка» в январе
1876 г.
Водоизмещение 1800 т (в полном грузу 2030 т).
Длина наибольшая 64 м, ширина 14,2 м, осадка 6 м.
Два вала; две паровые машины «компаунд» производства фирмы
«Пенн», шесть котлов.
Мощность: «Кохрейн» 2960 инд. л.с., «Бланка» 3000 инд.
л.с.
Скорость 12,5 уз.
Парусное вооружение: двухмачтовый бриг.
Броня (кованное железо): пояс 4,5-9 дюймов (11,5-23 см) на
12-дюймовой деревянной подкладке, батарея 6-8 дюймов на 12-дюймовой
деревянной подкладке, боевая рубка 4,5 дюйма, палуба 2-3
дюйма.
Вооружение: шесть 9-дюймовых (250-фнт) нарезных дульнозарядных
орудий Армстронга на поворотных станках в центральном каземате,
одно 20-фнт (120-мм) и одно 9-фнт (76-мм) нарезные казнозарядные
орудия Армстронга на верхней палубе, одна 1-дюймовая картечница
Норденфельда на фор-марсе (две на «Бланко Энкалада»).
Экипаж 300 чел.
Судьба: «Альмиранте Кохрейн» перестроен в учебный корабль в
1900 году, сдан на слом в 1934 году; «Бланко Энкалада» потоплена
торпедой в бою в заливе Кальдера 23 апреля 1891 г.
От себя хотелось бы заметить, что в указанный период
«Бланко Энкалада» еще нес свое первоначальное наименование
«Вальпараисо», и напомнить, что об этих
броненосцах мы говорили в рубрике «Забытые» броненосцы.