Четверть века спустя


В "безвременье", с первого по 13 января, то есть от Нового до "Старого нового" года в России традиционно предаются ностальгическим воспоминаниям. Соблюдая традицию, я решил вспомнить о компьютерных играх, за которыми просиживал часами (а порой и ночами) ровно 25 лет назад. Тем более, что 2000 год оказался на них весьма урожайным, а я накануне миллениума приобрел новый и довольно мощный, по тем временам, компьютер, позволявший без помех запускать на нем новинки гейм-индустрии. Ну, я и оторвался по полной...
А Nox был великолепен. Увлекательный и тогда еще небанальный сюжет про невольного "попаданца" — простецкого парня из нашего мира по имени Джек, работающего автослесарем и случайно затянутого неудачным колдовским экспериментом в параллельную фантазийную вселенную, где правит магия, а рядом с людьми живут разнообразные волшебные существа. По закону жанра, Джеку предстояло спасти этот мир, одолев главную колдунью-некромантшу Гекубу (кстати, довольно сексапильную особу, см фан-арт на заставке) и огромное количество ее прислужников — живых и мертвых.
Геймер мог выбрать один из трех путей развития своего персонажа — воина-рукопашника, стрелка-чародея и мага. В общем, это обычно для РПГ, но особенность "Нокса" заключалась в том, что у каждого из них были свои локации и своя линия сюжета, в отличие от большинства аналогов, где герои всех классов бегают по одним и тем же замкам, городам и подземельям, выполняя одни и те же квесты. Линии пересекались только в последнем акте, общем для всех, но каждый добирался до него своим путем. Таким образом, Nox фактически сочетал в себе три игры, объединенные в одну.
Игрушка была наполнена динамичными реалтаймовыми боями, персонаж умел не только бегать, но и прыгать, перелезать через препятствия, перемещать предметы (к примеру, подтащить бочку с водой, чтобы потушить пожар) и ломать преграды, что для игры тех времен было в новинку, например, персонаж первого, да и второго "Дьяблы" ничего подобного не мог.
Все это сочеталось с очень симпатичной, хотя и чисто двухмерной спрайтовой графикой с тщательной прорисовкой мельчайших деталей и реалистичной моделью освещения. Есть в "Ноксе" и ирония, в отличие от брутально-суриозного "Дьяблы", и забавные персонажи, и несложные головоломки типа "найди рычаг, чтобы отключить ловушку или открыть проход".
Однако есть в нем и некоторая недоделанность, особенно заметная в финале. Видно, что разработчики были ограничены в бюджете и при этом торопились выпустить игру до выхода "Дьябло-2", понимая, что с этим супермонстром она тягаться не сможет. Тем не менее, у них получился маленький шедевр, а у меня порой возникает желание смахнуть пыль со старого диска и пройти его еще раз.

Обложка диска и карта мира Nox, которому, к сожалению, не удалось сравниться по популярности с мирами Elder Scrolls и Diablo.

Меню выбора класса персонажа и вход на финальный уровень - дворец Гекубы. Кстати, обратите внимание, что одного из этих персонажей я поставил на аватарку.

Джек в начале игры возле лавки уличного торговца. Он еще в земных шмотках и с ржавым мечом начального уровня, а справа — он же в виде прокачанного лучника в финале. В руках у него магическая алебарда Хоррендуса — единственное оружие, которым можно убить Гекубу.
"Нокс" был одной из первых игр, позволявших настраивать внешность протагониста: выбирать цвет кожи, прическу, наличие или отсутствие бороды и усов. Его можно было сделать даже негром, что и неудивительно, поскольку чернокожие составляют немалый процент геймерской аудитории. А вот, превратить его в женщину было нельзя, за что разработчиков поругивали феминистки.

Пример различия сюжетов для разных персонажей. Слева — Джек перед входом в подземный храм Икс, а справа — перед крепостью Галава. Первая локация становится доступной только если выбрать класс лучника, а вторая — только для мага. Каждая из них по-своему интересна, что побуждает к повторному прохождению игры. Сейчас так уже не делают.
Продолжение следует.
|
</> |