Быстрокрылый лис
vikond65 — 03.01.2025

Да, именно быстрокрылый, а не быстроногий, поскольку речь пойдет об английском многоцелевом боевом самолете — разведчике и легком бомбардировщике Фэйри "Фокс", который впервые поднялся в воздух ровно 100 лет назад, 3 января 1925 года. Хоть он и был типичной для тех времен расчалочной "этажеркой", довольно мощный 450-сильный мотор и хорошая для биплана аэродинамика обеспечили ему скорость 254 км/ч, более высокую, чем у большинства тогдашних истребителей. Спроектировал машину работавший в Англии бельгийский авиаконструктор Марсель Лобель
Правда, мотор, который фирма установила в инициативном порядке, поставил крест на карьере "Фокса" в британских ВВС, поскольку он был американским, а командование Королевских ВВС требовало оснащать перспективные боевые самолеты только двигателями отечественного производства. Еще одним недостатком с точки зрения авиационного начальства была деревянная конструкция "Фокса". В Англии к середине 1920-х годов уже требовали, чтобы новые боевые машины имели металлический каркас, как более долговечный и не подверженный гниению.
Однако исключительно высокие летные данные, все же, сподвигли заказать постройку 25 экземпляров "Фокса" и вооружить ими один скуадрон, где эти машины прослужили до 1932 года. 50 моторов специально для них купили в США. Любопытно, что, когда этот скуадрон участвовал в воздушных маневрах, изображая вражеские бомбардировщики, его пилотам запрещалось развивать скорость более 225 км/ч, иначе, у английских перехватчиков просто не было шансов их догнать.
В 1930 году появилась модификация "Фокс IIM", фактически представлявшая собой новый самолет, похожий на первую версию машины лишь внешне. Он имел дюралевый силовой набор (хотя, обшивка осталась полотняной), английский двигатель Роллс-Ройс "Кестрел" мощностю 490 л.с., а также — иную конструкцию водорадиатора, размещенного в тоннеле под фюзеляжем (у первого "Фокса" он был выдвижным) и новую, округлую форму вертикального оперения.
Однако командование Королевских ВВС не заинтересовалось этой машиной, так как к тому моменту уже был принят на вооружение и ззапущен в массовое производство легкий бомбардировщик Хаукер "Харт", обладавший схожими характеристиками и оснащенный тем же двигателем. Однако самолет привлек внимание бельгийских ВВС, перед которыми стояла задача обновления самолетного парка, оснащенного устаревшими машинами времен Первой мировой войны. Возможно, в этом сыграла роль национальность Марселя Лобеля.
Бельгийцы заказали у фирмы Фэйри 12 новых "Фоксов" и купили лицензию на их производство, которое было налажено на авиазаводе в городке Госсели. Там бельгийцы выпустили 92 "Лиса" с "Кестрелами", причем производство шло до лета 1939 года, а последние машины оснащались 600-сильными моторами, закрытыми кабинами и бомбодержателями под нижним крылом. Кроме того, 52 машины сделали в варианте истребителя с дополнительными пулеметами (обозначение "Фокс VIC"), а еще шесть построили по перуанскому заказу на поплавковых шасси.
К моменту нападения гитлеровцев на Бельгию 10 мая 1940 года "Лис" считался морально устаревшим, однако, эти машины составляли основу бельгийских ВВС. Их насчитывалось ровно 100 штук, но значительная часть этого воинства даже не успела подняться в воздух. Семь "Фоксов" накрыло немецкими бомбами на авиабазе Шаффен, 18 машин были уничтожены на аэродроме Неерхеспен, шесть — завалило в рухнувшем от бомбы ангаре столичной авиабазы Брюссель-Эвер. Еще восемь немцы разбомбили на авиабазах Нивель и Кнокке-Зют.
Таким образом, в первые же часы войны бельгийцы лишились примерно 40 "Фоксов". Тем не менее, уцелевшие "лисы" успели совершить 75 боевых вылетов на разведку и бомбардировку наступавших колонн Вермахта. Но о каких-либо успехах ничего не известно, кроме того что стрелку одной из машин удалось сбить "Мессершмитт", одержав единственную воздушную победу на "Фоксе" во Второй мировой войне. Но платой за это стали три самолета, сбитых германскими истребителями. Между тем, немцы продолжали "утюжить" с воздуха бельгийские авиабазы, в результате чего к исходу второго дня войны авиация Бельгии фактически перестала существовать.
На заставке — бельгийский "Фокс" под атакой "Мессершмитта".

Первый прототип "Фокса", взлетевший 3 января 1925 года. Под фюзеляжем виден выдвижной радиатор.

"Фокс" из скуадрона №12 — единственной британской авиачасти, вооруженной этими машинами.

Бельгийский "Фокс" с металлическим винтом и его экипаж.

Еще одна бельгийская машина с деревянным пропеллером и застекленным фонарем кабины.

Бельгийские "Фоксы" позднего выпуска с трехлопастными винтами и обтекателями шасси.

Бельгийские "Фоксы" в раннем и более позднем вариантах окраски.

Бельгийский "Фокс" в варианте одноместного истребителя.
|
|
</> |
Домашний интернет от «Мегафона»: актуальные тарифы и выгоды
Омерзительный Мерц или борец за прогресс и демократию?
Когда свои своих бьют по головам это плохо (Ольга Фёдоровна Берггольц)
На мхах!
По слухам принц Эндрю согласился переехать
Это заявка на рекорд!
Путешествие из Петербурга в Москву. Тогда и сейчас. Часть 6
Осенняя садовая вечеринка Императорской семьи

